Интереснейший и масштабный проект, релиз которого швейцарский лейбл Unit Records назначил на 18 февраля. Но прежде, чем говорить о его создателях, необходимо обратиться к фигуре его главного героя. Якоб Август Рийс (1849-1914) – датский фотограф, один из пионеров документальной фотографии и первый в истории фотограф, прменявший «вспышку». В 1870 году Рийс переехал в США и стал там знаменит, как своей серией фоторабот, отражающих жизнь «низов» американского общества в Нью-Йорке, так и активной борьбой против социального неравенства, вызвавшей в Штатах широкий общественный резонанс.
Много лет спустя другой датчанин по имени Андерс Коппель посетил в Копенгагене выставку работ Рийса, и эти фотографии произвели на него такое сильное впечатление, что дали толчок к идее воплотить эти впечатления в музыке. Андерс Коппель – известнейший в Дании композитор, автор множества произведений для театра, кино, балета, камерных, оркестровых и вокальных работ в жанре академической музыки, а в молодости – основатель вместе с братом Томасом лучшей датской рок-группы 60-х годов Savage Rose. Его сын, джазовый саксофонист Бенджамин Коппель, не раз выступал вместе с отцом. Фотографии Рийса, запечатлившие смесь отчаяния и надежды в лицах новых иммигрантов в Америке, их неприкаянность, скудный быт, всколыхнули в душе Андерса и личные воспоминания. Дважды похожая судьба коснулась и членов его семьи. Когда-то дед Коппеля, польский еврей, бежал с семьей в начале ХХ века из царской России в Данию. В середине ХХ века, в 1943 году, уже его отец с семьей бежал от нацистов из Дании в Швецию (история спасения немногочисленной датской еврейской общины хорошо известна).
Семь фотографий Рийса стали толчком для сочинения Коппелем семи пьес, составивших большое сочинение под названием Mulberry Street Symphony. Оно было исполнено симфоническим оркестром города Оденсе под управлением Мартина Йейтса и джазовым трио, которое составили сын композитора Бенджамин Коппель на альт-саксофоне и два знаменитых американских исполнителя, басист Скотт Колли и барабанщик Брайан Блэйд. Восьмая пьеса, вошедшая в двойной альбом Mulberry Street Symphony, - это концертное исполнение уже квартетом (с Андерсом Коппелем на хэммонд-органе) пьесы Бенджамина Puerto Rican Rumble (очень зажигательный джаз!). А вот предыдущие семь пьес – на редкость органичный синтез академической музыки и джаза, где исполнение симфоническим оркестром нотированной и сочиненной заранее музыки Коппеля-старшего сочетается с импровизационной игрой джазового трио. Осчобенно ответственная роль досталась Бенджамину Коппелю, постоянному солисту в этом проекте. Этот уже знакомый нашим читателям музыкант (две его работы обозревались в 2020 году на сайте), как мне кажется, превзошел себя, исполняя музыку отца. Но и музыка хороша! Щемяще трогательна Minding The Baby, грустная Blind Man, многослойная и динамичная «гангстерская» Bandit’s Roost, наконец, лучшая, на мой вкус, проникнутая духом блюза композиция The Last Mulberry (соответствующая фотография Рийса изображает сохнущее среди городских каменных джунглей тутовое дерево) – это, как мне кажется, то, о чем мечтал Гюнтер Шуллер, развивая свою теорию «третьего течения», синтезирующего джаз и академическую музыку. Работы такого рода появляются время от времени, пользуются большим или меньшим успехом. Mulberry Street Symphony – один из лучших образцов.
Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и ...
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого ...
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...
Канадскую гитаристку и вокалистку из Виннипега Джоселин Гульд ранее доводилось слышать в проектах ее земляков, пианиста Уилла Бонесса (Change of Plans, 2020, там она, правда, только пела) и саксофониста Джона Гордона (Stranger Than Fiction, 2021). ...
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...