Интереснейший и масштабный проект, релиз которого швейцарский лейбл Unit Records назначил на 18 февраля. Но прежде, чем говорить о его создателях, необходимо обратиться к фигуре его главного героя. Якоб Август Рийс (1849-1914) – датский фотограф, один из пионеров документальной фотографии и первый в истории фотограф, прменявший «вспышку». В 1870 году Рийс переехал в США и стал там знаменит, как своей серией фоторабот, отражающих жизнь «низов» американского общества в Нью-Йорке, так и активной борьбой против социального неравенства, вызвавшей в Штатах широкий общественный резонанс.
Много лет спустя другой датчанин по имени Андерс Коппель посетил в Копенгагене выставку работ Рийса, и эти фотографии произвели на него такое сильное впечатление, что дали толчок к идее воплотить эти впечатления в музыке. Андерс Коппель – известнейший в Дании композитор, автор множества произведений для театра, кино, балета, камерных, оркестровых и вокальных работ в жанре академической музыки, а в молодости – основатель вместе с братом Томасом лучшей датской рок-группы 60-х годов Savage Rose. Его сын, джазовый саксофонист Бенджамин Коппель, не раз выступал вместе с отцом. Фотографии Рийса, запечатлившие смесь отчаяния и надежды в лицах новых иммигрантов в Америке, их неприкаянность, скудный быт, всколыхнули в душе Андерса и личные воспоминания. Дважды похожая судьба коснулась и членов его семьи. Когда-то дед Коппеля, польский еврей, бежал с семьей в начале ХХ века из царской России в Данию. В середине ХХ века, в 1943 году, уже его отец с семьей бежал от нацистов из Дании в Швецию (история спасения немногочисленной датской еврейской общины хорошо известна).
Семь фотографий Рийса стали толчком для сочинения Коппелем семи пьес, составивших большое сочинение под названием Mulberry Street Symphony. Оно было исполнено симфоническим оркестром города Оденсе под управлением Мартина Йейтса и джазовым трио, которое составили сын композитора Бенджамин Коппель на альт-саксофоне и два знаменитых американских исполнителя, басист Скотт Колли и барабанщик Брайан Блэйд. Восьмая пьеса, вошедшая в двойной альбом Mulberry Street Symphony, - это концертное исполнение уже квартетом (с Андерсом Коппелем на хэммонд-органе) пьесы Бенджамина Puerto Rican Rumble (очень зажигательный джаз!). А вот предыдущие семь пьес – на редкость органичный синтез академической музыки и джаза, где исполнение симфоническим оркестром нотированной и сочиненной заранее музыки Коппеля-старшего сочетается с импровизационной игрой джазового трио. Осчобенно ответственная роль досталась Бенджамину Коппелю, постоянному солисту в этом проекте. Этот уже знакомый нашим читателям музыкант (две его работы обозревались в 2020 году на сайте), как мне кажется, превзошел себя, исполняя музыку отца. Но и музыка хороша! Щемяще трогательна Minding The Baby, грустная Blind Man, многослойная и динамичная «гангстерская» Bandit’s Roost, наконец, лучшая, на мой вкус, проникнутая духом блюза композиция The Last Mulberry (соответствующая фотография Рийса изображает сохнущее среди городских каменных джунглей тутовое дерево) – это, как мне кажется, то, о чем мечтал Гюнтер Шуллер, развивая свою теорию «третьего течения», синтезирующего джаз и академическую музыку. Работы такого рода появляются время от времени, пользуются большим или меньшим успехом. Mulberry Street Symphony – один из лучших образцов.
Благодаря Дороти Эшби, Элис Колтрейн и Брэнди Янгер, арфа, инструмент, считавшийся сугубо академическим, все увереннее чувствует себя в джазе. Но этими именами список джазовых арфисток не исчерпывается. Сегодня мы знакомим вас с новым альбомом ...
С 2013 года греческий гитарист и композитор Тассос Спилиотопулос, за творчеством которого уже давно наблюдает наш сайт, живет в Швеции, однако, до сих пор с местными музыкантами он записал только один альбом In The North, и случилось это еще в 2016 ...
Терри Лин Кэррингтон – великолепный мастер игры на ударных. Она прошла большую школу, играла с Кларком Терри, Лестером Боуи, Стеном Гетцем, Херби Хэнкоком. Сегодня Кэррингтон – неоднократный лауреат премии Грэмми, ее имя постоянно фигурирует в ...
Гитарист и композитор из нью-йоркского Бруклина Энди Ротстайн окончил Ратгерский университет, где изучал музыку и компьютеры. Не знаю, как у него сейчас обстоят дела с компьютерными знаниями, но учеба музыке получила свое продолжение. Энди освоил ...
Пять лет назад семейный и творческий дуэт Джин и Маркус Бейлор, выступающие с 2013 года, как The Baylor Project, выпустили свой дебютный альбом The Journey (мы о нем писали). С тех пор карьера The Baylor Project неуклонно идет в гору. Дуэт успел ...
Еще один венок к виртуальному монументу одному из величайших гениев джаза Джону Колтрейну. На сей раз его возложил альбомом Stretching Supreme американский мультиинструменталист и композитор Дэйв Уилсон. Человек он очень разносторонний. Дэйв, ученик ...
Очень симпатична и сразу настраивает на позитивный лад обложка этого альбома с шаржированными изображениями участников ансамбля, не правда ли? Да и название коллектива – «Джазовые профессора» - может у кого-то вызвать добрую улыбку. Но в данном ...
Не первый раз и с неизменным удовольствием комментирую на наших страницах работы дуэта Джима Селфа и Джона Чьодини. Многое о них рассказано в предыдущих рецензиях. Повторяться нет смысла, поэтому напомню только конспективно: очень необычный и редкий ...
Барабанщик и композитор из Торонто Джо Бауден впервые «засветился» на наших страницах два года назад с альбомом Roots - Tales of the Urban Yoda. Весьма динамичный проект с виртуозным балансом между ритм-энд-блюзом и фанком оставил приятное ...
Блистательный мистификатор и талантливый музыкант, «пришелец с планеты Сатурн» Сан Ра оставил яркий след в истории джаза. Помимо внешней экстравагантности выступлений его Sun Ra Arkestra, состав, выстроенный Сан Ра отличался еще и необычной, ...
Обычно мы освещаем в наших «Обзорах» только свежие релизы. Альбом Birdlike от канадского ансамбля Thermo увидел свет в Торонто в ноябре 2022 года. Но мне захотелось сделать для этого релиза исключение. Не могу сказать, что альбом Birdlike несет в ...
Молодой греческий музыкант и композитор Томас Митрусис начинал играть на гитаре в родных Афинах, когда ему было 12 лет. После школы он продолжил образование в также молодом (основан в 2000 году) голландском университете искусств Кодартс в Роттердаме ...