Слово «румба» знакомо многим. Большинство понимает под ним бальный танец, входящий в программу международных соревнований, вплоть до чемпионатов мира, в категории «латиноамериканский танец». Но для кубинцев, особенно темнокожих жителей Гаваны начала ХХ века, это понятие было гораздо более широким. Под этим названием на улицах небогатых пригородов Гаваны собирались темнокожие кубинцы, чтобы вместе попеть песни, потанцевать, обменяться новостями и не забывать о своих африканских корнях. Румба – одна из основ афро-кубинской музыки (наряду с сальсой и музыкой сон), в сочетании с джазом превратившейся в очень популярный уже много лет афро-кубинский вариант латинского джаза.
Возможно, поэтому так назвал свой новый альбом кубинский мультиинструменталист и композитор Рафаэль Залдивар. На родине Залдивар окончил консерваторию в провинции Камагуэй по классу перкуссионных инструментов, начал играть на фортепьяно, общался с Херби Хэнкоком, Кенни Бэроном, Стивом Коулменом, когда они приезжали на Кубу. Позже он перебрался в Канаду, поучился здесь еще в университете Монреаля и университете МакГилл, общаясь с местными и американскими музыкантами, приобрел много полезных знакомств и набрался опыта концертных выступлений. В Монреале он познакомился с лидером кубинской группы Clave y Guaguanco Амаду Дедеу Гарсиасом, в 2013 году играл однажды с Джоном Скофилдом, а знакомство в 2021 году со знаменитой джазовой барабанщицей Терри Линн Каррингтон привело не только к совместным выступлениям и записям, но и постоянной поддержке со стороны Терри Линн кубинского музыканта.
Для записи альбома Rumba, изданного канадским лейблом Effendi Records, Рафаэль Залдивар собрал очень представительную группу кубинских, американских и канадских музыкантов. Ему удалось привлечь к участию в этом проекте вышеупомянутую Каррингтон (она за ударной установкой в 2 треках), знаменитого пуэрториканского саксофониста Мигуэля Зенона (блистает в композиции A Pray), гитарного гуру Курта Розенвинкеля (мастер-класс в большой многоплановой пьесе Dolor De Amar, самой длинной на диске) и очень динамичную трубачку Ингрид Йенсен (в композиции с «говорящим» названием Crying For Cuba). Сам же Залдивар играет здесь и на фортепьяно, и на перкуссионных инструментах, а более всего – на синтезаторе, да еще и поет. Альбом получился скорее джазовым, но не без влияния кубинской народной музыки, одним словом, добротный афро-кубинский джаз.
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...
Уроженец Берлина, барабанщик Клеменс Грассман проделал путь характерный для многих европейских и азиатских музыкантов, посвятивших себя джазу. На родине, в Германии, он закончил престижную Высшую школу музыки имени Карла-Марии фон Вебера, а осенью ...
Если кто-то думает, что бразильский джаз – это всего лишь слегка оджазованные ритмы самбы или босса-новы, то он ошибается. Да, бразильский джаз бывает и таким, но он может говорить со слушателем и весьма современным, сложным языком, лишенным ...
В 2003 году лейбл MoonJune Records выпустил свой четвертый релиз, альбом группы TriPod с одноименным названием. То было трио, возглавляемое басистом Клинтом Баром. Почти двадцать лет спустя Леонардо Павкович и его MoonJune Records вновь выпускают ...