Пятая для меня встреча с творчеством камерунского музыканта и композитора Фрэнка Бийонга. Все обзоры предыдущих его работ можно найти на нашем сайте, воспользовавшись окошком «поиск» на титульной странице. И я даже рекомендовал бы это сделать. Возможно, тогда читателю станет понятнее, куда движется Фрэнк, в каком направлении развивается его творчество.
Если взглянуть на обложку Kunde, то сразу же вспоминаешь альбом Radio Masoda (2021): оформление другое, но центральный образ: Бийонг, приложивший кассетник к уху – тот же. Намек на преемственность? Не будем торопиться. Давайте вспомним еще одну прошлогоднюю работу Фрэнка: Celestial Navigation Suite (2021). Вот тут, если говорить о музыке, а не об обложке, мы найдем гораздо больше общего с Kunde. В том альбоме царила электроника, смешанная в разных пропорциях с африканскими ритмами, Фрэнк практически не пел, а стилистика музыки пролегала в границах между прог-роком и эмбиентом. Что же мы наблюдаем в Kunde?
Альбом записывался в два приема во французских и камерунских студиях. Чуть более сорока минут звучания – пять треков, достаточно длинных, большинство – в районе десяти минут звучания. По сравнению и с Radio Masoda, и с Celestial Navigation Suite – резко уменьшившийся состав исполнителей. В Kunde задействован только квартет исполнителей, включая самого Бийонга. Из знакомых по прежним записям имен назову только Джануно Дабо. По-прежнему много электроники, сэмплов, разнообразных эффектов. Пресс-релиз, изданный к выпуску Kunde , начинается броской фразой : «…электрическая Африка встречается с краут-роком…». И вот тут, прослушав альбом, начинаешь с ней спорить. Могу ошибаться, не будучи глубоким знатоком африканской музыки, но мне показалось, что характерные, дежурные, так сказать, проявления африканской ритмики и мелоса в целом, еще имевшие место в Celestial Navigation Suite, здесь Фрэнк Бийонг полностью исключил. В этом смысле, опять-таки на мой взгляд, Kunde практически лишен этнических признаков. Такая музыка могла с равным успехом появиться и в Камеруне, и в Исландии, и в Чили. И общая база здесь – электроника. Так что, упоминание краут-рока в пресс-релизе имеет смысл. Да, музыка Kunde временами напоминает Kraftwerk и Tangerine Dream, но в ней можно услышать и психоделическо-космические моменты, близкие ранним Pink Floyd и King Crimson и даже, в варианте light, Дидье Маруани и Space. Особенно это характерно для первой части стартовой композиции Liyep, а самой энергетически насыщенной я назвал бы Tingsoba.
В целом я охарактеризовал бы Kunde, как зрелую и весьма убедительную работу в области электронного прог-рока, хотя содержание музыки Бийонга глубже такого ярлычка. Меня не удивляет тот факт, что Бийонг номинирован на африканскую премию Afrima Award 2022 года в номинации «лучший дуэт или группа», как в области рока, так и в области джаза. Фрэнк вполне конкурентоспособен в обеих этих сферах.
Три года разделяют два последних альбома саксофонистки и композитора из Нью-Йорка Рокси Косс. В 2019 году она со своим квинтетом записала свой пятый по счету альбом, который назывался просто Quintet. Мы писали об этой работе, в том тексте можно ...
Три года назад я впервые услышал музыку петербургской группы Roz Vitalis – то был концертный альбом Great Expectations Live. С тех пор удалось познакомиться с ее творчеством подробнее, благо основатель и лидер коллектива Иван Розмаинский регулярно ...
Швейцарский гитарист Самуэль Мешинг впервые взял в руки инструмент в возрасте десяти лет, а музыку начал сочинять уже в двенадцать. Увлекался он в ту пору преимущественно панк-роком и рэгги. Перелом наступил, когда в руки Самуэлю попала пластинка ...
Новый, восьмой по счету и первый для лейбла Jojo Records альбом выросшего в Штатах, но родившегося в Панаме басиста Санти Дебриано во многом тематически близок к его работе Flash of the Spirit (2021), о которой мы писали в свое время. Здесь, как и ...
Певица и композитор из Нью-Йорка Сара Элизабет Чарльз – яркое явление на джазовой сцене. Это очень своеобразная артистка, которую трудно сравнить с кем-нибудь из знакомых всем громких имен. То, что она делает – это не авангард, и не мэйнстрим, она ...
Саша Берлинер – это имя, которое любителям джаза точно стоит запомнить. Юная девушка (сегодня ей только 24 года,, точнее ей исполнится 24 через два дня, 20 июня) еще два года назад, в 2020 году стала победителем в опросе критиков журнала DownВeat в ...
В прошлом году чикагского пианиста и шефа лейбла AFAR Music Ричарда Ди Джонсона посетила отличная идея. В одном альбоме он собрал трех видных альт-саксофонистов: Грега Уорда, Раджива Халима и Шерел Кэссити. Альбом получил название Altoism и имел ...
Легендарная, выдающаяся, неповторимая, не подвластная времени – любой из этих эпитетов можно поставить рядом с именем Шейлы Джордан, и он будет правдой. Она была одной из первых вокалисток бопа, она училась у Тристано и Мингуса и дружила с Паркером, ...
Shulùq – арабское название ветра сирокко, характерного гостя с юга для большинства стран Средиземноморья, который гонит к ним массы горячего воздуха из глубин Сахары. Надо признать, что двое итальянцев, алжирец и марокканка, поставившие своей ...
Пару лет назад наш сайт писал об альбоме Simeon Davis Group под названием Bah Humbug: An Absolutely Unnecessary Christmas Album (2020) – весьма любопытном и абсолютно нетрадиционном рождественском проекте. Нынче композитор и саксофонист ...
Очень симпатичный ансамбль из Торонто So Long Seven хорошо известен в Канаде, да и в Европе гастролирует довольно часто. Состав его не кажется стандартным: гитарист, банджоист, скрипач и перкуссионист. Не тривиальна и музыка So Long Seven. Группа не ...
Греческий джазовый ансамбль Spiral Trio возник в 2012 году, когда пианист Спирос Манезис, басист Арионас Гифтакис и ударник Анастасис Гулиарис впервые встретились и решили играть вместе. Тогда новорожденный коллектив еще не имел какого-то названия, ...