Возможно, это утверждение покажется парадоксальным, но новейший альбом американского ударника и композитора Тайшона Сори Mesmerism для первого знакомства с творчеством этого уже маститого музыканта будет не лучшим выбором. Дело в том, что именно в этом проекте Тайшон довольно радикально отошел от генеральной линии своего творчества и ринулся в сферы, для себя достаточно новые. Попытаюсь этот тезис обосновать. Если заглянуть в «досье» Тайшона Сори, то мы увидим среди его прежних партнеров много представителей авангардного джаза, причем таких именитых, как Джон Зорн, Энтони Брэкстон или Ивен Паркер. Столь же весом и список его партнеров, предпочитающих мейнстрим: Виджай Айер, Джейсон Моран, Крис Дэвис. Мы обнаружим проекты с диджеем Кингом Бриттом и мастером даба и фанка Биллом Ласуэллом. Мы найдем масштабные сочинения, которые Тайшон писал специально для Роско Митчелла и Джорджа Льюиса. Мы, наконец, с известным удивлением выясним, что Сори активно сотрудничает как композитор и исполнитель с симфоническими составами в Сиэттле и Филадельфии. И в любом из его проектов авторская музыка Сори сложна и не очень легка для восприятия.
А теперь давайте посмотрим, что он сам говорит о новом альбоме: «Моей целью было записать альбом только с часом- двумя предварительных репетиций и с музыкантами, которые ранее никогда не играли вместе. С этой точки зрения Mesmerism - это отход от записей, в которых была тщательно отрепетированная и скрупулезно нотированная музыка для фортепьянного трио. Очень давно мне хотелось записать некоторые любимые мной композиции из Great American Songbook, а также пьесы композиторов, которые, как мне кажется, работали в сходном ключе. Запись Mesmerism с этими двумя прекрасными творческими музыкантами стала для меня отличным поводом задокументировать мою глубокую связь со straight-ahead континуумом этой музыки».
Музыканты, о которых говорит Тайшон, это пианист Аарон Дил (на обложечном фото он – крайний слева, а дородный мужчина в центре – это сам Сори) и басист Мэтт Брюэр. Оба действительно весьма достойные и опытные люди. И вместе с ними Тайшон решил окунуться в стихию музыки куда более импровизационной, чем это характерно для него. Для Mesmerism он выбрал программу, полностью состоящую из каверов. В нее вошли классические, хорошо известные стандарты, вроде Autumn Leaves Космы или REM Blues Эллингтона, классика хард-бопа типа Enchantment Хорэса Силвера и несколько пьес, исполняемых не столь часто: Detour Ahead Херба Эллиса, Two Over One Мухала Ричарда Эбрамса и From Time to Time Пола Мотиана. И исполнена эта программа на очень высоком уровне и в соответствующем контексте. В REM Blues царит дух свинга и узнаваемые блюзовые интонации, никаких «выкрутасов» в «Осенних листьях», в пьесах Силвера и Мотиана Дил и Сори виртуозно жонглируют хард-боповыми идиомами, а из Two Over One получился очень симпатичный джазовый вальс с проникновенным соло на контрабасе Брюэра. Да, Тайшон Сори может и так, это Mesmerism показал более, чем убедительно, а как он может иначе – лучше обратиться к другим его работам.
Остается еще поразмышлять над названием проекта. Немецкий врач и ученый XVIII века Франц Антон Месмер – фигура неоднозначная, кто-то считает его шарлатаном, кто-то уважает. Бесспорно только, что он был одним из первых психотерапевтов-практиков своего времени. Месмер выдвинул теорию «животного магнетизма» (именно ее называют еще и месмеризмом). По этой теории некие флюиды, исходящие от врача, помогают излечению больного. Возможно, Тайшон Сори с партнерами хотели сказать, что и музыка, которую они исполнили, обладает некими флюидами, а подлинное чувство, которое они со всем своим мастерством вложили в ее исполнение, непременно передастся слушателям. Похоже, они были правы.
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...