Возможно, это утверждение покажется парадоксальным, но новейший альбом американского ударника и композитора Тайшона Сори Mesmerism для первого знакомства с творчеством этого уже маститого музыканта будет не лучшим выбором. Дело в том, что именно в этом проекте Тайшон довольно радикально отошел от генеральной линии своего творчества и ринулся в сферы, для себя достаточно новые. Попытаюсь этот тезис обосновать. Если заглянуть в «досье» Тайшона Сори, то мы увидим среди его прежних партнеров много представителей авангардного джаза, причем таких именитых, как Джон Зорн, Энтони Брэкстон или Ивен Паркер. Столь же весом и список его партнеров, предпочитающих мейнстрим: Виджай Айер, Джейсон Моран, Крис Дэвис. Мы обнаружим проекты с диджеем Кингом Бриттом и мастером даба и фанка Биллом Ласуэллом. Мы найдем масштабные сочинения, которые Тайшон писал специально для Роско Митчелла и Джорджа Льюиса. Мы, наконец, с известным удивлением выясним, что Сори активно сотрудничает как композитор и исполнитель с симфоническими составами в Сиэттле и Филадельфии. И в любом из его проектов авторская музыка Сори сложна и не очень легка для восприятия.
А теперь давайте посмотрим, что он сам говорит о новом альбоме: «Моей целью было записать альбом только с часом- двумя предварительных репетиций и с музыкантами, которые ранее никогда не играли вместе. С этой точки зрения Mesmerism - это отход от записей, в которых была тщательно отрепетированная и скрупулезно нотированная музыка для фортепьянного трио. Очень давно мне хотелось записать некоторые любимые мной композиции из Great American Songbook, а также пьесы композиторов, которые, как мне кажется, работали в сходном ключе. Запись Mesmerism с этими двумя прекрасными творческими музыкантами стала для меня отличным поводом задокументировать мою глубокую связь со straight-ahead континуумом этой музыки».
Музыканты, о которых говорит Тайшон, это пианист Аарон Дил (на обложечном фото он – крайний слева, а дородный мужчина в центре – это сам Сори) и басист Мэтт Брюэр. Оба действительно весьма достойные и опытные люди. И вместе с ними Тайшон решил окунуться в стихию музыки куда более импровизационной, чем это характерно для него. Для Mesmerism он выбрал программу, полностью состоящую из каверов. В нее вошли классические, хорошо известные стандарты, вроде Autumn Leaves Космы или REM Blues Эллингтона, классика хард-бопа типа Enchantment Хорэса Силвера и несколько пьес, исполняемых не столь часто: Detour Ahead Херба Эллиса, Two Over One Мухала Ричарда Эбрамса и From Time to Time Пола Мотиана. И исполнена эта программа на очень высоком уровне и в соответствующем контексте. В REM Blues царит дух свинга и узнаваемые блюзовые интонации, никаких «выкрутасов» в «Осенних листьях», в пьесах Силвера и Мотиана Дил и Сори виртуозно жонглируют хард-боповыми идиомами, а из Two Over One получился очень симпатичный джазовый вальс с проникновенным соло на контрабасе Брюэра. Да, Тайшон Сори может и так, это Mesmerism показал более, чем убедительно, а как он может иначе – лучше обратиться к другим его работам.
Остается еще поразмышлять над названием проекта. Немецкий врач и ученый XVIII века Франц Антон Месмер – фигура неоднозначная, кто-то считает его шарлатаном, кто-то уважает. Бесспорно только, что он был одним из первых психотерапевтов-практиков своего времени. Месмер выдвинул теорию «животного магнетизма» (именно ее называют еще и месмеризмом). По этой теории некие флюиды, исходящие от врача, помогают излечению больного. Возможно, Тайшон Сори с партнерами хотели сказать, что и музыка, которую они исполнили, обладает некими флюидами, а подлинное чувство, которое они со всем своим мастерством вложили в ее исполнение, непременно передастся слушателям. Похоже, они были правы.
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого ...
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...
Канадскую гитаристку и вокалистку из Виннипега Джоселин Гульд ранее доводилось слышать в проектах ее земляков, пианиста Уилла Бонесса (Change of Plans, 2020, там она, правда, только пела) и саксофониста Джона Гордона (Stranger Than Fiction, 2021). ...
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...