Начнем с обложки. Впечатляет! ЕСМ-овский минимализм в оформлении почти достиг апогея. Три неровные, словно процарапанные, линии на белом фоне – словно японский сад камней: глядя на них можно медитировать вплоть до погружения в транс. Но лучше все же послушать музыку, спрятанную под этой обложкой, она, музыка, того стоит. Каждый из участников этого дуэта – Мастер. Другой вопрос, что сочетание этих двух имен незамедлительно интригует: уж очень разные люди Энрико Рава и Фред Херш.
83-х летний итальянский трубач – один из самых известных и уважаемых европейских джазовых музыкантов, в первую очередь - авангардистов. Он много работал со Стивом Лэйси, играл с Сесилом Тейлором, Карлой Блей, но в то же время в списке его партнеров можно найти имена не менее известные, но существенно менее радикальные – Джо Ловано, Гил Эванс, Ли Конитц. Первые собственные альбомы Равы начала 70-х, например, Katcharpari (1973) весьма симпатично сочетают авангардные мотивы с модным тогда джаз-роком, есть у него и проекты, созданные под влиянием совсем уж ранних джазовых титанов – Армстронга, Бейдербека. А с ЕСМ Энрико не прекращает сотрудничества с 1975 года, со знаменитого альбома The Pilgrim And The Stars, так что с Айхером они друзья давние. 67-летний американский пианист Фред Херш, напротив, впервые записывается на ЕСМ. Но это не мешает его реноме одного из лучших в современном джазе пианистов и композиторов. В особых симпатиях к авангарду замечен он не был, тяготеет больше к рафинированному современному джазу, порой смыкающемуся с академической камерной музыкой. Свой первый альбом в качестве лидера Фред издал в 1984 году. Остается добавить, что у обоих участников проекта не счесть самых престижных в мире джаза наград.
На чем же сошлись эти музыканты в любимой шефом ЕСМ и продюсером данного проекта Манфредом Айхером Auditorio Stelio Molo RSI в швейцарском Лугано в ноябре 2021 года? Что касается Фреда Херша, то он в принципе любит дуэты и часто их играет. Стоит привести длинную, но многое объясняющую цитату из его высказываний об этом формате: «Дуэт дает мне возможность использовать всю клавиатуру для выполнения нескольких задач одновременно. Это также позволяет мне оркестровывать музыку вместо того, чтобы просто играть блок-аккорды левой рукой. (..) Я предаюсь своей любви к спонтанному контрапункту – двум или более самостоятельным мелодическим линиям, развивающимся одновременно. Я могу мгновенно переходить от рычащего громкого звучания к пианиссимо. Дуэт - это сотрудничество, но также интимность. Вы должны быть совместимы, но в то же время достаточно отличаться друг от друга, чтобы каждый музыкант мог предложить что-то уникальное». Что касается Энрико Равы, то за свои более полувека в джазе он, понятно, играл дуэты не раз. Любопытно, что на встрече с Хершем в Лугано он отказался от классической трубы и предпочел флюгельгорн с его более мягким звучанием. Чуть менее академического часа звучит этот дуэт. Общую почву для импровизации музыканты решили искать в классике джаза. Открыв программу спокойным, чуть грустным исполнением Retrato em Banco e Preto, одной из любимых и популярных пьес Антонио Жобима, Энрико и Фред превратили в близкий к авангарду фейерверк классические стандарты эры свинга I'm Getting Sentimental Over You и The Song Is You (оба были написаны ровно 90 лет назад – в 1932 году). Напротив, совместную четырехминутную импровизацию, так и названную Improvisation, фортепьяно и флюгельгорн провели на редкость сдержанно, а флюгельгорн Равы, часто улетавший в верха, выглядел на редкость лирично. Музыканты обменялись любезностями, исполнив по одной собственной композиции. Свою пьесу Child's Song Херш начал в излюбленной им спокойной, даже философичной манере, но во второй части композиции Рава резкими пассажами и ярким соло показал, что в дуэте с ним эта вещь может выглядеть и совсем иначе. А вот коротенькую, двухминутную пьесу Равы The Trial музыканты сыграли так гармонично, создали такой маленький шедевр, что я назвал бы его вершиной альбома. А под занавес дуэт исполнил две пьесы Телониуса Монка: чуть менее известную Misterioso и супер-хит на все времена Round Midnight. По словам Достоевского вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Фред Херш и Энрико Рава, исполнив эти пьесы с большим уважением, если не сказать почтением к оригиналу, продемонстрировали, что весь современный джаз, включая, пусть частично, и авангард, вышел из бопа. Так что традиция разных лет оказалась именно той прочной почвой, на которой построили очень содержательный диалог эти два больших музыканта.
Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Херша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепьяно – это словно ЛеБрон Джеймс ...
Вот и новая встреча со «Свободными радикалами» из Хьюстона, Техас. Free Radicals – это не просто музыкальный ансамбль, это социально-политико-музыкальный коллектив, и каждая составляющая в этом странном определении важна. Основан этот коллектив еще ...
Новое имя для нашего сайта, первая встреча с творчеством аргентинского гитариста и композитора из Мар-дель-Платы Гастона де ла Круза. Он родился в 1988 году, закончил консерваторию имени Мануэля де Фальи, а сейчас сам преподает музыку в родном ...
Понятие «world music» порой сильно девальвируется не слишком разборчивыми музыкантами. Некоторым кажется, что, взяв пару уроков и овладев началами техники игры на арабском уде, индийском ситаре или японском сямисене, они уже становятся мастерами ...
Джеральд Клейтон – достойный представитель почтенной джазовой династии. Его отец, басист Джон Клейтон, лауреат Грэмми, возглавлял вместе с братом, саксофонистом Джеффом Клейтоном и ударником Джеффом Хэмилтоном весьма успешный биг-бэнд ...
Рассказ об этом альбоме надо начать с одного из предыдущих альбомов Гонсало Рубалькабы. Живущий уже четверть века в Майами выдающийся кубинский джазовый пианист задумал серию из трех альбомов фортепьянных трио. Первый из них был записан в 2018 году ...
Для афро-кубинского джаза дуэт Гонзало Рубалькабы и Эйми Нувиолы – это то же, что дуэт Луиса Армстронга и Эллы Фитцджеральд для джаза афроамериканского. Это классика. Возможно, кому-то такое утверждение покажется слишком смелым, ведь друзья детства, ...
За плечами гитариста из Калифорнии Гранта Гайсмана (р. 1953) – долгая и успешная карьера. Этот музыкант преимущественно работал в джазе, но не чурался и рока, и поп-музыки, да еще много и плодотворно работал для телевидения и написал целых три ...
И Грег Хацца, и Инайет Хуссейн уже знакомы нашим читателям. В 2017 году мы представляли один из альбомов группы Melodic Intersect, основанной Хуссейном, в записи которого участвовал и Хацца. Инайет – представитель североиндийской музыкальной ...
Молодые лейблы зачастую стремятся громко заявить о себе какими-то необычными, нестандартными проектами. Так случилось и с Ropeadope Records, когда в 2001 году основанный всего лишь двумя годами ранее лейбл объявил о начале серии релизов под ...
У словацкой вокалистки Ханки Грегушовой, работающей под ником Ханка Джи, интересная биография. Родилась она в Монголии, где ее родители работали геологами. В музыке основной сферой ее интересов стала музыка афро-американская. Ханка обожала продукцию ...
Хариш Рагхаван родился в 1982 году в штате Иллинойс, в небольшом городке к северу от Чикаго, но его имя выдает явно индийские корни. Уже в возрасте восьми лет он начал заниматься музыкой, играя на различных западных и индийских перкуссионных ...