Начнем с обложки. Впечатляет! ЕСМ-овский минимализм в оформлении почти достиг апогея. Три неровные, словно процарапанные, линии на белом фоне – словно японский сад камней: глядя на них можно медитировать вплоть до погружения в транс. Но лучше все же послушать музыку, спрятанную под этой обложкой, она, музыка, того стоит. Каждый из участников этого дуэта – Мастер. Другой вопрос, что сочетание этих двух имен незамедлительно интригует: уж очень разные люди Энрико Рава и Фред Херш.
83-х летний итальянский трубач – один из самых известных и уважаемых европейских джазовых музыкантов, в первую очередь - авангардистов. Он много работал со Стивом Лэйси, играл с Сесилом Тейлором, Карлой Блей, но в то же время в списке его партнеров можно найти имена не менее известные, но существенно менее радикальные – Джо Ловано, Гил Эванс, Ли Конитц. Первые собственные альбомы Равы начала 70-х, например, Katcharpari (1973) весьма симпатично сочетают авангардные мотивы с модным тогда джаз-роком, есть у него и проекты, созданные под влиянием совсем уж ранних джазовых титанов – Армстронга, Бейдербека. А с ЕСМ Энрико не прекращает сотрудничества с 1975 года, со знаменитого альбома The Pilgrim And The Stars, так что с Айхером они друзья давние. 67-летний американский пианист Фред Херш, напротив, впервые записывается на ЕСМ. Но это не мешает его реноме одного из лучших в современном джазе пианистов и композиторов. В особых симпатиях к авангарду замечен он не был, тяготеет больше к рафинированному современному джазу, порой смыкающемуся с академической камерной музыкой. Свой первый альбом в качестве лидера Фред издал в 1984 году. Остается добавить, что у обоих участников проекта не счесть самых престижных в мире джаза наград.
На чем же сошлись эти музыканты в любимой шефом ЕСМ и продюсером данного проекта Манфредом Айхером Auditorio Stelio Molo RSI в швейцарском Лугано в ноябре 2021 года? Что касается Фреда Херша, то он в принципе любит дуэты и часто их играет. Стоит привести длинную, но многое объясняющую цитату из его высказываний об этом формате: «Дуэт дает мне возможность использовать всю клавиатуру для выполнения нескольких задач одновременно. Это также позволяет мне оркестровывать музыку вместо того, чтобы просто играть блок-аккорды левой рукой. (..) Я предаюсь своей любви к спонтанному контрапункту – двум или более самостоятельным мелодическим линиям, развивающимся одновременно. Я могу мгновенно переходить от рычащего громкого звучания к пианиссимо. Дуэт - это сотрудничество, но также интимность. Вы должны быть совместимы, но в то же время достаточно отличаться друг от друга, чтобы каждый музыкант мог предложить что-то уникальное». Что касается Энрико Равы, то за свои более полувека в джазе он, понятно, играл дуэты не раз. Любопытно, что на встрече с Хершем в Лугано он отказался от классической трубы и предпочел флюгельгорн с его более мягким звучанием. Чуть менее академического часа звучит этот дуэт. Общую почву для импровизации музыканты решили искать в классике джаза. Открыв программу спокойным, чуть грустным исполнением Retrato em Banco e Preto, одной из любимых и популярных пьес Антонио Жобима, Энрико и Фред превратили в близкий к авангарду фейерверк классические стандарты эры свинга I'm Getting Sentimental Over You и The Song Is You (оба были написаны ровно 90 лет назад – в 1932 году). Напротив, совместную четырехминутную импровизацию, так и названную Improvisation, фортепьяно и флюгельгорн провели на редкость сдержанно, а флюгельгорн Равы, часто улетавший в верха, выглядел на редкость лирично. Музыканты обменялись любезностями, исполнив по одной собственной композиции. Свою пьесу Child's Song Херш начал в излюбленной им спокойной, даже философичной манере, но во второй части композиции Рава резкими пассажами и ярким соло показал, что в дуэте с ним эта вещь может выглядеть и совсем иначе. А вот коротенькую, двухминутную пьесу Равы The Trial музыканты сыграли так гармонично, создали такой маленький шедевр, что я назвал бы его вершиной альбома. А под занавес дуэт исполнил две пьесы Телониуса Монка: чуть менее известную Misterioso и супер-хит на все времена Round Midnight. По словам Достоевского вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Фред Херш и Энрико Рава, исполнив эти пьесы с большим уважением, если не сказать почтением к оригиналу, продемонстрировали, что весь современный джаз, включая, пусть частично, и авангард, вышел из бопа. Так что традиция разных лет оказалась именно той прочной почвой, на которой построили очень содержательный диалог эти два больших музыканта.
Ранее американского саксофониста Кенни Шенкера мне доводилось слушать только в качестве сайдмена. И вот альбом, где он уже не только исполнитель, но и композитор и бэнд-лидер – отличный повод рассказать о нем подробнее. Кенни родился в Калифорнии и ...
И Кевин Кастнинг, и Карл Клементс уже знакомы постоянным нашим читателям. Кевин - получше, Карл – похуже. Вместе они фигурировали на наших страницах, когда речь шла об альбоме Convergence II, созданном трио Кастнинг – Клементс – Сабо. С венгром ...
За последние годы мне доводилось несколько раз писать на нашем сайте о проектах американского гитариста, композитора и конструктора новых типов гитар Кевина Кастнинга, что позволяет подметить некоторые закономерности. Очевидно, что Кевин любит ...
Тысячи незримых нитей до сих пор связывают Великобританию с бывшей жемчужиной короны Британской империи – Индией, Индией в широком смысле слова: ведь сегодня на территории бывшей Британской Индии располагаются три государства – Индия, Пакистан и ...
Австралийская джазовая певица Кристин Берарди очень хорошо известна у себя на родине, да и за ее пределами, но для нас это имя – новое. Кристин завоевала целый ряд престижных премий в Австралии, а также получила награду на конкурсе вокалистов ...
Cлово «L'Orage» в переводе с французского имеет несколько значений: это может быть шторм, ураган, ливень, гром… В любом случае речь идет об интенсивном, величественном и грозном явлении природы. Наверное, нечто общее с этими природными катаклизмами ...
Тягу к искусству Лора Крима ощутила с самых ранних лет. Уже в пять лет она начала заниматься танцами, но, увидев и услышав, как поет Джуди Гарланд в «Волшебнике из страны Оз», она поняла, что будет певицей. Мечта осуществилась. Сначала это была ...
Эффектная внешность у Лорин Хендерсон, не правда ли? Поверьте - ее вокал не менее эффектен. А проверить это утверждение легко: достаточно послушать последний альбом Лорин под названием La Bruja, который она выпускает 29 июля на собственном лейбле ...
У большинства любителей музыки название инструмента «бандонеон» немедленно ассоциируется с двумя понятиями: «Аргентина» и «танго». Бандонеонист и композитор Леандро Рагуза действительно из Аргентины и действительно много работает именно с музыкой ...
Я не просматривал весь каталог уже знакомого нашим читателям аргентинского авангардного лейбла Numeral из Ла-Платы, но по тем линкам, которые шеф лейбла Матиас Формика присылал нам, до сих пор работ европейских музыкантов не встречалось. И вот на ...
Леонид Морозов прислал линк к своему дебютному альбому, как водится, по электронной почте. Но фигурирует он в своем электронном адресе, как Leonid Junior. Почему? На то есть свои причины. Дело в том, что Леонид Морозов принадлежит к славному ...
«Это альбом, обращенный к поклонникам музыки Баха, барокко, фольклорной музыки Севера, а также ко всем, кто не равнодушен к прекрасному исполнению музыки струнных». В принципе этой цитаты Джо Фроста из его liner notes к дебютному альбому Lodestar ...