Начнем с обложки. Впечатляет! ЕСМ-овский минимализм в оформлении почти достиг апогея. Три неровные, словно процарапанные, линии на белом фоне – словно японский сад камней: глядя на них можно медитировать вплоть до погружения в транс. Но лучше все же послушать музыку, спрятанную под этой обложкой, она, музыка, того стоит. Каждый из участников этого дуэта – Мастер. Другой вопрос, что сочетание этих двух имен незамедлительно интригует: уж очень разные люди Энрико Рава и Фред Херш.
83-х летний итальянский трубач – один из самых известных и уважаемых европейских джазовых музыкантов, в первую очередь - авангардистов. Он много работал со Стивом Лэйси, играл с Сесилом Тейлором, Карлой Блей, но в то же время в списке его партнеров можно найти имена не менее известные, но существенно менее радикальные – Джо Ловано, Гил Эванс, Ли Конитц. Первые собственные альбомы Равы начала 70-х, например, Katcharpari (1973) весьма симпатично сочетают авангардные мотивы с модным тогда джаз-роком, есть у него и проекты, созданные под влиянием совсем уж ранних джазовых титанов – Армстронга, Бейдербека. А с ЕСМ Энрико не прекращает сотрудничества с 1975 года, со знаменитого альбома The Pilgrim And The Stars, так что с Айхером они друзья давние. 67-летний американский пианист Фред Херш, напротив, впервые записывается на ЕСМ. Но это не мешает его реноме одного из лучших в современном джазе пианистов и композиторов. В особых симпатиях к авангарду замечен он не был, тяготеет больше к рафинированному современному джазу, порой смыкающемуся с академической камерной музыкой. Свой первый альбом в качестве лидера Фред издал в 1984 году. Остается добавить, что у обоих участников проекта не счесть самых престижных в мире джаза наград.
На чем же сошлись эти музыканты в любимой шефом ЕСМ и продюсером данного проекта Манфредом Айхером Auditorio Stelio Molo RSI в швейцарском Лугано в ноябре 2021 года? Что касается Фреда Херша, то он в принципе любит дуэты и часто их играет. Стоит привести длинную, но многое объясняющую цитату из его высказываний об этом формате: «Дуэт дает мне возможность использовать всю клавиатуру для выполнения нескольких задач одновременно. Это также позволяет мне оркестровывать музыку вместо того, чтобы просто играть блок-аккорды левой рукой. (..) Я предаюсь своей любви к спонтанному контрапункту – двум или более самостоятельным мелодическим линиям, развивающимся одновременно. Я могу мгновенно переходить от рычащего громкого звучания к пианиссимо. Дуэт - это сотрудничество, но также интимность. Вы должны быть совместимы, но в то же время достаточно отличаться друг от друга, чтобы каждый музыкант мог предложить что-то уникальное». Что касается Энрико Равы, то за свои более полувека в джазе он, понятно, играл дуэты не раз. Любопытно, что на встрече с Хершем в Лугано он отказался от классической трубы и предпочел флюгельгорн с его более мягким звучанием. Чуть менее академического часа звучит этот дуэт. Общую почву для импровизации музыканты решили искать в классике джаза. Открыв программу спокойным, чуть грустным исполнением Retrato em Banco e Preto, одной из любимых и популярных пьес Антонио Жобима, Энрико и Фред превратили в близкий к авангарду фейерверк классические стандарты эры свинга I'm Getting Sentimental Over You и The Song Is You (оба были написаны ровно 90 лет назад – в 1932 году). Напротив, совместную четырехминутную импровизацию, так и названную Improvisation, фортепьяно и флюгельгорн провели на редкость сдержанно, а флюгельгорн Равы, часто улетавший в верха, выглядел на редкость лирично. Музыканты обменялись любезностями, исполнив по одной собственной композиции. Свою пьесу Child's Song Херш начал в излюбленной им спокойной, даже философичной манере, но во второй части композиции Рава резкими пассажами и ярким соло показал, что в дуэте с ним эта вещь может выглядеть и совсем иначе. А вот коротенькую, двухминутную пьесу Равы The Trial музыканты сыграли так гармонично, создали такой маленький шедевр, что я назвал бы его вершиной альбома. А под занавес дуэт исполнил две пьесы Телониуса Монка: чуть менее известную Misterioso и супер-хит на все времена Round Midnight. По словам Достоевского вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Фред Херш и Энрико Рава, исполнив эти пьесы с большим уважением, если не сказать почтением к оригиналу, продемонстрировали, что весь современный джаз, включая, пусть частично, и авангард, вышел из бопа. Так что традиция разных лет оказалась именно той прочной почвой, на которой построили очень содержательный диалог эти два больших музыканта.
На обложке своего альбома The Alberta Lounge канадская вокалистка Дианн Мэтли столь аристократична, величественна и полна чувства собственного достоинства, словно она участвует в кастинге на роль одной из феодальных властительниц в сериале «Игра ...
Отношение к кинопродукции из Болливуда, как правило, полярное: одни обожают индийское кино, другие терпеть его не могут. А один из главных элементов болливудской продукции – это, разумеется, музыка и танцы. Музыкальный продюсер, композитор и скрипач ...
После довольно продолжительного молчания было приятно обнаружить у себя в почте письмо от Der Finger и линк к новому альбому дуэта: Lapidarium. Альбом свеженький, что называется, только из печки: выпущен 19 августа 2022 года итальянским лейблом ...
Саксофонист, композитор и педагог Диего Ривера не случайно является полным тезкой выдающегося мексиканского художника ХХ века. Родился он уже в США, но его родители в свое время перебрались в Штаты именно из Мексики и именно в честь знаменитого ...
В 2017 году впервые на нашем сайте появился изданный ARC Music альбом гэльской музыки, дебютный проект певицы и композитора Мэри Энн Кеннеди An Dàn. Пять лет спустя уже сама Кеннеди своими liner notes напутствует выход Moch, дебютного альбома ...
Небольшой, скромный, но очень милый дебютный альбомчик певицы (а также пианистки, гитаристки и… математика), чье имя (точнее, ник) я по-русски передать не рискну, а потому пусть она так и остается DO’A. Корни в родословной DO’A переплелись очень ...
Канадский музыкант Дон Макдональд впервые гостит на страницах нашего сайта, поэтому сначала немного о нем самом. Дон Макдональд (р.1966) живе в городе Нельсон в Британской Колумбии. Более всего он известен как композитор, который пишет музыку для ...
Альбом Shifting Perspectives записан американо-бразильским квартетом, но инициаторами проекта выступили двое музыкантов, чьи имена стоят на его обложке: американский саксофонист Дуг Стоун (здесь он играет на сопрано-саксофоне) и бразильский пианист ...
Электронный даб – то, что ждет вас в этом альбоме. Если собственно даб, получивший широкое распространение в 70-е годы, является прямым отпрыском музыки рэгги, какой узнал ее мир за пределами Ямайки в первую очередь в творчестве Боба Марли, то ...
Самый цвет бразильской джазовой диаспоры Нью-Йорка собрался в этом проекте. И не удивительно, что организатором его стал, пожалуй, самый именитый: четырехкратный номинант премии Грэмми Дудука Да Фонсека. В возрасте 24 лет ударник Эдуарду Морейра Да ...
В 2020 году на MoonJune Records дебютировал известный в Словении и за ее пределами саксофонист, флейтист и композитор Васко Атанасовски со своим интернациональным составом Adrabesa Quartet. В записи альбома Phoenix участвовал и сын Васко, тогда ...
Впервые проект Душана Евтовича No Answer заявил о себе одноименным альбомом в 2017 году. Все три участника проекта входят в круг музыкантов MoonJune Records и чаще или реже записывались на этом лейбле. Именно благодаря шефу нью-йоркского лейбла ...