Как и три предыдущих, новый альбом Миши Цыганова в начале 2022 года вышел на нидерландском лейбле Criss Cross Jazz. Обычный для сотрудничества Цыганова с этим лейблом ритм в два года между альбомами на сей раз нарушен: со времен издания Playing With The Wind (2018) прошло почти в два раза больше времени. Но тот проект создавался в счастливые до-ковидные времена, а пандемия, похоже, наложила отпечаток на дискографическую активность, и Misha’s Wishes был записан в одной из нью-йоркских студий в 2021 году.
Что изменилось за это время? Criss Cross Jazz пережил смерть своего основателя Джерри Тикенса и бразды правления уважаемым в европейском джазе лейблом перешли к его сыну, тоже Джерри Тикенсу. К счастью, на традиции сотрудничества Миши Цыганова с Criss Cross Jazz этот факт не отразился. Цыганов любит работать с постоянными партнерами, и на сей раз его квинтет вернулся к составу, которым восемь лет назад записывался первый альбом для Criss Cross Jazz: вместе с ним здесь играют не только постоянные солисты Алекс Сипягин и Симус Блэйк, но и тогдашняя ритм-группа Борис Козлов – Дональд Эдвардс. Так что, слушатели могут посмаковать звучание сразу трех ярких представителей российской джазовой диаспоры в США в одном проекте.
Программа альбома, как обычно у Цыганова, состоит преимущественно из его новой авторской музыки. В альбоме из десяти треков только два кавера, причем Миша, как обычно, написал новые аранжировки композиций, исполняемых не очень часто. Взяты они из разных джазовых времен: одна – это новая версия темы Гершвина Strike up the Band из мюзикла конца 20-х годов, а другая – пьеса Билла Эванса Comrade Conrad (1971) из последнего, если я не ошибаюсь, студийного альбома культового пианиста и композитора. Сохранив, в первом случае, жизнерадостный свинг, а во втором – изящество мелодических линий, Миша «перевел» эти очень разные вещи на язык современного мэйнстрима, который он любит и которым владеет в совершенстве. Среди собственных сочинений Миши в этой программе нельзя не заметить композицию с длинным и двойным названием There Was a Birch Tree in the Field, So What. Первая часть этого названия – не что иное, как традиционная русская фольклорная тема «Во поле березонька стояла». Цыганов и в этом альбоме остался верен своей любви к джазовым интерпретациям русского фольклора, а органичности соединения «русской» и «американской» частей в одной композиции можно только поаплодировать. Я очень часто использую в этом тексте термины «традиционно», «верен себе» и так далее. Значит ли это некое отсутствие развития в творчестве талантливого музыканта, стагнацию? Отнюдь. О чисто профессиональной стороне вопроса пусть судят музыковеды, мне же, как слушателю, показалось, что Миша стал лиричнее. Это заметно по таким пьесам, как Lost in Her Eyes, Hope and Despair и, может быть, особенно Are You with Me. Не могу сказать, что альбом кардинально отличается от предшественников, но настроение программы в целом изменилось: меньше драйва, больше мечтательности при сохранении высокого класса исполнения как лидером квинтета, так и его партнерами.
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...