Саксофонист, композитор и педагог Диего Ривера не случайно является полным тезкой выдающегося мексиканского художника ХХ века. Родился он уже в США, но его родители в свое время перебрались в Штаты именно из Мексики и именно в честь знаменитого земляка назвали своего сына. Только область творчества их сын выбрал иную. На профессиональной сцене Диего Ривера появился на рубеже веков. Он много работал в различных биг-бэндах, выступал с Куртом Эллингом, Крисченом МакБрайдом, Уиклифом Гордоном и другими известными джазовыми музыкантами. Первый альбом под своим именем Ривера выпустил в 2006 году, а самым успешным его диском стал Indigenous, выпущенный в 2021 году и добравшийся до 7 места в чартах JazzWeek.
Mestizo – новая работа Риверы, следующая за столь удачным предшественником. Разумеется, Диего Ривера не прочь повторить и развить успех Indigenous с Mestizo, и определенные основания для таких надежд есть. Чаще всего Ривера работает в формате квартета, но этот альбом записывали пятеро музыкантов. Наших читателей в составе этого квинтета несомненно привлекут два имени: Алекс Сипягин и Борис Козлов. Трубач Сипягин и басист Козлов – старожилы российской джазовой диаспоры в Штатах, оба сделали на родине джаза успешную карьеру, оба востребованы во многих проектах. Мне частенько доводилось слушать их работы в разных составах, причем не раз они играли вместе, например, в проектах другого российского американца, пианиста Миши Цыганова. Mestizo дает шанс еще раз оценить их игру. А вот два других участника этой записи, пианист Арт Хирахара (тоже американец по рождению, но японец по происхождению) и ударник Руди Ройстон, лично для меня имена малознакомые, обоих я слышал редко, может быть, раз или два. Что ж, тем интереснее знакомиться с этим альбомом, где формат позволяет «расслышать» каждого в деталях.
Было бы странно, если бы латинское происхождение Риверы не сказалось на его музыке. Ведь даже название своему новому альбому Диего дал «говорящее»: Mestizo – по-испански означает что-то вроде «метис, полукровка». И в музыке здесь присутствуют и современный вариант хард-бопа, и латинский джаз. В принципе, такой коктейль не нов. Дело в пропорциях и в индивидуальности составителя такого коктейля. В альбоме Риверы, где его собственные композиции соседствуют с каверами, есть пьесы, где «латина» практически неощутима: например, энергичная стартовая Battle Fatigue или баллада Teru от Уэйна Шортера. Но больше композиций, где именно латинская природа композиторского мышления музыканта берет верх – это и титульная пьеса, и Bracero с эффектной перкуссией, и величавая, медленная Canción De Cuna, и, возможно, самые интересные, понятно, на мой взгляд, композиции в этой программе: Rasquache и La Raza Cósmica.
Если говорить об игре Риверы-саксофониста, то, думается, кавер пьесы Шортера появился в программе не случайно. В манере игры лидера квинтета, в звучании его тенор-саксофона есть, на мой взгляд, нечто шортеровское. Звук много солирующего Диего красив, сочен, но на «передней линии» у него тут есть и достойный партнер. Сипягин играет как всегда, то есть очень достойно. В качестве примера выделю его работу в композиции The Rose Window. Открылся для меня в этом проекте и Хирахара, весьма уверенно подкрепляющий игру фронтменов фортепианными пассажами. Вообще, ритм-группа работает вполне на уровне своих задач: и для Козлова, и для Ройстона латинский джаз вовсе не terra incognita.
Однако, в целом Mestizo для меня откровением не стал. Альбом Риверы, крепкий, продуманный, сыгранный профессионалами высокого класса, достаточно традиционен в рамках избранной лидером стилистики. Слушается он с интересом, но вот желания возвращаться к этой работе еще и еще раз, увы, не вызвал…
Первое, что видишь, знакомясь с новым альбомом, - это обложка. Обложка Plantas Horribles мне понравилась. А когда я узнал, кто ее автор, то зауважал Камиллу Неббия еще больше. С этой талантливой аргентинской саксофонисткой наши читатели могли ...
Pretzil Stex, название джазового квартета, записавшего альбом Garden Variety, вы раньше вряд ли слышали. Но если обратиться к его составу, то имя одного из музыкантов должно быть знакомо постоянным читателям нашего сайта. Это саксофонист и флейтист ...
Уже в тексте на обратной стороне обложки альбома ансамбль из Торонто Queen Kong признается в творческом родстве с работами Джона Зорна в проектах Masada и Bar Kokhba и издававшихся в серии «Радикальная еврейская культура» на его лейбле Tzadik, а ...
Очень необычное имя исполнительницы, не правда ли? Радха Ботофасина – певица и арфистка американо-кубинского происхождения, но первый муж ее матери был французом с малагасийскими корнями, потому и Дорис Ботофасина, и ее дочь Радха носят такую ...
Слово «румба» знакомо многим. Большинство понимает под ним бальный танец, входящий в программу международных соревнований, вплоть до чемпионатов мира, в категории «латиноамериканский танец». Но для кубинцев, особенно темнокожих жителей Гаваны начала ...
Товар – лицом! Что ж, с такими лицами на обложке альбома «товар» Nonesuch Records под названием LongGone наверняка вызовет живой интерес у любителей джаза. Джошуа Редмэн, Брэд Мелдау, Крисчен МакБрайд, Брайан Блэйд – «молодые львы» 90-х годов, когда ...
Басист из Монреаля Реми-Жан ЛеБлан вышел на профессиональную сцену в 2005 году. До того он, конечно, увлекался музыкой, рос в 90-е годы на гранж-роке, а в студенческие годы в основном слушал современный джаз. Соученик по университету убедил ...
Полный тезка знаменитого генерала-конфедерата времен Гражданской войны в США, басист, композитор и бэнд-лидер с корейскими корнями Роберт Ли живет и работает в Торонто. В свое время он начинал с игры на скрипке, но затем перешел на контрабас. ...
Первое для нашего сайта знакомство с музыкой итальянского гитариста и композитора Роберто Зечини. Этот музыкант родился в городе Фермо, в итальянском регионе Марке, располагающемся между Аппенинами и побережьем Адриатики. Музыкой Роберто начал ...
Мне проект этот любопытен уже тем фактом, что в нем задействованы сразу два руководителя лейблов, с которыми наш сайт постоянно сотрудничает. Басист (а в данном проекте еще и исполнитель на разнообразных перкуссионных инструментах) Мэттью Голомбиски ...
В этом альбоме вас ждет встреча с настоящим новоорлеанским джазом – не по стилистике, а по месту действия. Джаз этого уникального для США города всегда особый, он отличается от джаза Нью-Йорка, Чикаго или Западного побережья. В Новом Орлеане свои ...
Если великолепные гитаристки что в роке, что в джазе, ничуть не уступающие представителям сильного пола – не новость, то вот ситаристок лично я никогда раньше не слышал, да и в принципе женщин, играющих на ситаре очень немного. Альбом SUBHA дает ...