Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом New Delights, выпущенный в сентябре московским лейблом Fancymusic. JazzPhil – это ансамбль питерского басиста и композитора Филиппа Мещерякова. До сих пор я слышал его только в двух альбомах питерского биг-бэнда Сергея Гусятинского: Forty Second Street (2004) и It’s wonderful (2005). Но попробуй расслышать толком басиста в биг-бэндовом саунде! В этом смысле New Delights, записанный в формате квартета, предоставил куда больше возможностей для полноценного знакомства с его творчеством.
Но сначала немного о самом Филиппе. Родился он еще в Ленинграде в 1979 году, но формировался, как музыкант уже в постсоветский период развития джаза в своем родном городе. Первоначально Филипп играл на фортепьяно и гитаре, а в университетские годы освоил сначала бас-гитару, а затем и акустический контрабас. В 1998 году к нему пришел первый успех: в составе трио с пианистом Дмитрием Левитаном и ударником Дмитрием Шварцем он стал победителем конкурса молодых джазовых исполнителей «Осенний марафон», организованного петербургской Филармонией джазовой музыки Давида Голощекина. Позже он играл в ансамбле Алексея Канунникова, в вышеупомянутом биг-бэнде Гусятинского, участвовал в проектах Николая Сизова, Алексея Попова, Андрея Кондакова, Натальи Скворцовой, выступал на различных фестивалях и в концертных турах в России и за рубежом, в том числе на родине джаза. Впервые понятие JazzPhil появилось в качестве названия альбома, записанного ансамблем Филиппа Мещерякова в 2012 году. Так что, сегодня это зрелый и опытный музыкант.
Для New Delights он подготовил программу из шести собственных композиций и трех каверов. Однако, независимо от авторства произведений, Мещеряков и его партнеры – саксофонист Дмитрий Семенов, пианист Илья Щеклеин и ударник Артем Теклюк – все композиции отыграли в стилистически близком ключе. Это современный пост-боповый мэйнстрим, в словаре которого органично сочетаются идиомы и хард-бопа, и модального джаза. Это сложные гармонии, разнообразные ритмические рисунки, много сольных партий, в первую очередь Семенова и Щеклеина, но и сам Мещеряков практически в каждом треке не отказал себе в удовольствии блеснуть индивидуальным мастерством. Из его пьес выделю титульную New Delights, стильную балладу Calm Haven с отличной работой Семенова и Щеклеина (на мой вкус, обложка альбома, напоминающая северные пейзажи Рокуэлла Кента, идеально соответствует этой музыке) и Saigon Ride с легким намеком на азиатские интонации и парадом-алле всех участников квартета (даже Теклюк удостоился здесь своей «минуты славы»). Отдельная история с каверами. Пожалуй, меньше всего неожиданностей с Night and Day гениального хит-мейкера Коула Портера: стандарт, написанный на заре эры свинга, переосмыслен в современном духе. Аналогичная история произошла с Lullaby of the Leaves Бернис Петкейр, композицией, сочиненной в том же 1932 году, что и стандарт Портера, разница, однако, в том, что вещи Петкейр существенно реже попадают в поле зрения музыкантов в наши дни. А вот больше всего удивил третий кавер. Филипп сделал аранжировку для джазового квартета сочинения классика отечественной академической музыки Рейнгольда Глиера Waltz, Op.50. И вальс этот у него буквально задышал джазом, да и сам Филипп сыграл в этом треке свое лучшее, на мой вкус, соло во всей программе. Честно скажу, никогда ранее не слышал джазовых интерпретаций музыки Рейнгольда Морицевича – спасибо за приятный сюрприз, Филипп! Да и в целом за альбом тоже спасибо: ровная, без видимых слабостей, качественная работа. Для тех, кто знает, «сколько нам открытий чудных» готовит вроде бы вдоль и поперек изъезженный мэйнстрим, New Delights станет хорошим подарком.
Выдающийся джазовый харпер Хендрик Меркенс свой седьмой альбом на лейбле Zoho Music под названием Samba Jazz Odyssey записал с одним из лучших европейских джазовых биг-бэндов, оркестром Западногерманского радио в Кельне под управлением американского ...
Знакомство с этим альбомом и с этим коллективом стоит начать с небольшого историко-лингвистического экскурса. Слово «хевра» на языке иврит означает круг друзей, единомышленников, людей, объединенных одной целью. Без изменений попало оно и в идиш, а ...
Грузинское хоровое пение, полифония мужских голосов – это чудо. В данном случае, это не художественное преувеличение автора этих строк, а констатация. Такого вида музыкального искусства нет ни у одного из соседних народов – ни у закавказских соседей ...
Австралиец Гидеон Франкель живет в Мельбурне. Он весьма успешный композитор и продюсер, автор многих коммерческих саундтреков. И еще он большой любитель музыки, обладатель, среди прочего, целой коллекции винтажных электрических клавишных ...
Мне довелось писать о многих работах петербургского музыканта Ильи Белорукова, как изданных его лейблом Intonema, так и другими фирмами. Признаюсь искренне: ничего подобного A Fluteophone In The Forest до сих пор слушать не доводилось. Положим, ...
Впервые встречаясь с творчеством петербургского коллектива Imaginary Friends Orchestra, естественно, начал прочесывать Сеть, стремясь узнать о нем побольше. Выяснил немного, но то, что узнал, позволяет сравнить эту группу с Протеем. Был такой в ...
Пианистка из Нью-Йорка Кэрол Либовиц неоднократно гостила на нашем сайте со своими альбомами, причем разными – тут были и дуэтные проекты (чаще всего), и трио, и квартеты (с проектом To Be Continued). Объединяла их стилистика: получившая ...
Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и ...
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...