Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом New Delights, выпущенный в сентябре московским лейблом Fancymusic. JazzPhil – это ансамбль питерского басиста и композитора Филиппа Мещерякова. До сих пор я слышал его только в двух альбомах питерского биг-бэнда Сергея Гусятинского: Forty Second Street (2004) и It’s wonderful (2005). Но попробуй расслышать толком басиста в биг-бэндовом саунде! В этом смысле New Delights, записанный в формате квартета, предоставил куда больше возможностей для полноценного знакомства с его творчеством.
Но сначала немного о самом Филиппе. Родился он еще в Ленинграде в 1979 году, но формировался, как музыкант уже в постсоветский период развития джаза в своем родном городе. Первоначально Филипп играл на фортепьяно и гитаре, а в университетские годы освоил сначала бас-гитару, а затем и акустический контрабас. В 1998 году к нему пришел первый успех: в составе трио с пианистом Дмитрием Левитаном и ударником Дмитрием Шварцем он стал победителем конкурса молодых джазовых исполнителей «Осенний марафон», организованного петербургской Филармонией джазовой музыки Давида Голощекина. Позже он играл в ансамбле Алексея Канунникова, в вышеупомянутом биг-бэнде Гусятинского, участвовал в проектах Николая Сизова, Алексея Попова, Андрея Кондакова, Натальи Скворцовой, выступал на различных фестивалях и в концертных турах в России и за рубежом, в том числе на родине джаза. Впервые понятие JazzPhil появилось в качестве названия альбома, записанного ансамблем Филиппа Мещерякова в 2012 году. Так что, сегодня это зрелый и опытный музыкант.
Для New Delights он подготовил программу из шести собственных композиций и трех каверов. Однако, независимо от авторства произведений, Мещеряков и его партнеры – саксофонист Дмитрий Семенов, пианист Илья Щеклеин и ударник Артем Теклюк – все композиции отыграли в стилистически близком ключе. Это современный пост-боповый мэйнстрим, в словаре которого органично сочетаются идиомы и хард-бопа, и модального джаза. Это сложные гармонии, разнообразные ритмические рисунки, много сольных партий, в первую очередь Семенова и Щеклеина, но и сам Мещеряков практически в каждом треке не отказал себе в удовольствии блеснуть индивидуальным мастерством. Из его пьес выделю титульную New Delights, стильную балладу Calm Haven с отличной работой Семенова и Щеклеина (на мой вкус, обложка альбома, напоминающая северные пейзажи Рокуэлла Кента, идеально соответствует этой музыке) и Saigon Ride с легким намеком на азиатские интонации и парадом-алле всех участников квартета (даже Теклюк удостоился здесь своей «минуты славы»). Отдельная история с каверами. Пожалуй, меньше всего неожиданностей с Night and Day гениального хит-мейкера Коула Портера: стандарт, написанный на заре эры свинга, переосмыслен в современном духе. Аналогичная история произошла с Lullaby of the Leaves Бернис Петкейр, композицией, сочиненной в том же 1932 году, что и стандарт Портера, разница, однако, в том, что вещи Петкейр существенно реже попадают в поле зрения музыкантов в наши дни. А вот больше всего удивил третий кавер. Филипп сделал аранжировку для джазового квартета сочинения классика отечественной академической музыки Рейнгольда Глиера Waltz, Op.50. И вальс этот у него буквально задышал джазом, да и сам Филипп сыграл в этом треке свое лучшее, на мой вкус, соло во всей программе. Честно скажу, никогда ранее не слышал джазовых интерпретаций музыки Рейнгольда Морицевича – спасибо за приятный сюрприз, Филипп! Да и в целом за альбом тоже спасибо: ровная, без видимых слабостей, качественная работа. Для тех, кто знает, «сколько нам открытий чудных» готовит вроде бы вдоль и поперек изъезженный мэйнстрим, New Delights станет хорошим подарком.
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...