Молодые лейблы зачастую стремятся громко заявить о себе какими-то необычными, нестандартными проектами. Так случилось и с Ropeadope Records, когда в 2001 году основанный всего лишь двумя годами ранее лейбл объявил о начале серии релизов под названием Experiment, посвященной вкладу тех или иных городов в развитие музыки, прежде всего – джаза. Компания тогда только перебазировалась из Нью-Йорка в Филадельфию и, возможно, поэтому первым альбомом в серии стал The Philadelphia Experiment с участием молодого тогда Крисчена МакБрайда, Ури Кейна, Пэта Мартино. Что и говорить, Город Братской Любви в истории американской музыки значит много, достаточно вспомнить знаменитый «филли саунд». Альбом имел успех. Затем серия была продолжена альбомом The Detroit Experiment, а в 2007 году появился The Harlem Experiment. Потом… Потом наступил большой перерыв.
И вот в самом начале 2022 года серия возобновилась. Нынешний шеф лейбла Луис Маркс обратил свой взор на Город Ветров, Чикаго. Что и говорить, объект для возрождения серии более, чем достойный. Чикаго в конце 10-х – начале 20-х годов прошлого века приютил десятки мигрировавших на Север новоорлеанских джазменов, включая Армстронга, стал родиной чикагского стиля, давшего начало сольной импровизации в джазе. Чикагский Саутсайд много позже стал местом рождения чикагского, электрического блюза. Фри-джаз также нашел много горячих сторонников в этом городе, включая AACM (Association for the Advancement of Creative Musicians) и Art Ensemble of Chicago. И сегодня на чикагской сцене работает много интересных талантливых музыкантов.
В качестве организатора проекта на Ropeadope Records выбрали пианиста Грега Спиро. Опытный музыкант среднего поколения (Спиро родился в 1985 году), Грег известен многими интересными проектами (самый свежий - Spirit Fingers), коллаборациями с известнейшими джазменами, вкусом к технологическим новинкам. Большое влияние на него оказал Херби Хэнкок, причем не только в музыкальном, но и в духовном смысле: вслед за Херби Грег стал последователем буддистской школы нитирен. Команду для реализации проекта Спиро подобрал из земляков-чикагцев, создав удачный сплав опыта и молодости. Первой кандидатурой стал его старый друг и почти ровесник Макайя МакКрейвен. С этим ударником они много работали вместе. Пригласил Спиро и двух музыкантов старшего поколения – гитариста Джеффа Паркера и басиста Дэррила Джонса, а также молодую восходящую звезду – вибрафониста Джоэля Росса. Не представлял он проект и без участия трубача Маркиза Хилла, победителя конкурса исполнителей им. Телониуса Монка. Последним к команде присоединился тенор-саксофонист Ирвин Пирс.
Непосредственно запись альбома была сделана за четыре дня. Спиро предложил партнерам написанные им специально для этого проекта композиции, но плоть и кровь они обрели уже в студии, благодаря многочисленным импровизационным находкам всех без исключения музыкантов. В септете Спиро я прежде всего выделил бы игру вибрафониста Росса и трубача Хилла – и соло, и в унисонных партиях с Пирсом, а также отличную игру всей ритм-группы во главе с лидером бэнда. А музыка альбома столь же разнообразна, как и музыкальный мир Чикаго. Здесь вы найдете и тонкие, с большим чувством исполненные баллады (The Chant, Always Be), и привет Хэнкоку семидесятых (Rose Petal), и жесткий драм-энд-бэйс (Cloud Jam), и отзвук музыки соул (Sizzle Reel), и фри-джазовые по духу пьесы For Too и Maxwell Street, и финальный блюзовый апофеоз Straight Shooter с мощной гитарой Паркера.
28 января The Chicago Experiment поступил в продажу. Эксперимент состоялся. Был ли он успешным – это каждый из слушателей определит для себя сам.
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...
Уроженец Берлина, барабанщик Клеменс Грассман проделал путь характерный для многих европейских и азиатских музыкантов, посвятивших себя джазу. На родине, в Германии, он закончил престижную Высшую школу музыки имени Карла-Марии фон Вебера, а осенью ...
Если кто-то думает, что бразильский джаз – это всего лишь слегка оджазованные ритмы самбы или босса-новы, то он ошибается. Да, бразильский джаз бывает и таким, но он может говорить со слушателем и весьма современным, сложным языком, лишенным ...