Море бочек, пустых стальных бочек из-под бензина, оставшихся на побережье карибского острова Тринидад после окончания Второй мировой войны и свертывания имевшей там место быть военной базы, привело к появлению нового музыкального инструмента стилпэн, то есть стального барабана. Иные утверждают, что это единственный акустический музыкальный инструмент, изобретенный в ХХ веке. Вместе с английским названием инструмента появилось и название исполнителя, играющего на стальном барабане: паннист. В основном стилпэн используется в афрокарибской музыке, в стилях ска и калипсо. Круг паннистов довольно узок, тут практически все знают друг друга, и потому имя Джой Лэппс пользуется особым уважением.
Джой родилась в Торонто, в Канаде, в семье выходцев их карибского государства Антигуа и Барбуда. В игре на стилпэне она достигла впечатляющих результатов: в 2016 году Лэппс стала лауреатом премии Джюно, канадского аналога Грэмми, да и номинация на Грэмми у нее тоже есть. Джой играет в таких стилпэн-группах, как парижская Calypsociation, Birdsong Steel Orchestra из Тринидада и Тобаго и Pan Fantasy у себя в Торонто. В личной дискографии Джой Лэппс уже пять альбомов. Первый из них,How Great Thou Art, был издан в 2004 году, а новейший Girl in the Yard как раз и стал уже пятым ее альбомом и первым, где звучит только собственная музыка Джой.
Лэппс работала над альбомом долго: и до рождения сына в 2017 году, и после этого знаменательного события. В результате тематика ее инструментальных композиций в этом проекте своеобразна: большинство пьес она посвятила женщинам, чаще всего – своим близким. Так, Lulu’s Dream и Sharifa the Great чествуют сестер Джой, Josie’s Smile она посвятила девушке- бэбиситтеру, присматривающую за ее сыном, Juliet Blooms и Eyes of Amerralys связаны с ее взаимоотношениями с матерью, а Granny’s Pan – естественно, напоминает о бабушке. Правда, обо всем этом я узнал только из пресс-релиза, сама же музыка в разных композициях, отличаясь введением в контекст сольных партий тех или иных инструментов, радует столь же яркими красками, как цветочная композиция на голове Джой на обложке альбома. Плотный, жизнерадостный саунд, в котором царят афро-карибские, бразильские и даже африканские мотивы. И, конечно же, везде звучит инструмент, которым она владеет в совершенстве: стальной барабан стилпэн.
(с) 2022
13 tks / 60 mins
(Joy Lapps – steelpan; Elmer Ferrer – g; Jeremy Ledbetter – p; Larnell Lewis – dr; Andrew Stewart – el.b; with others;)
Впервые слушаю сольный альбом голландского гитариста Марка ван Вугта. До сих пор нашим читателям и мне были знакомы только его совместные работы с певицей и пианисткой Инеке ван Доорн. Впрочем, Инеке также участвовала в создании вышедшего в ноябре ...
страна: Бразилия, Италия, Казахстан, Пуэрто-Рико, США
музыкальный стиль: мэйнстрим
П афосом тревоги за экологическое состояние Земли дышит новый альбом саксофониста и композитора Марко Пиньятаро с характерным названием «Песня для нашей планеты». Даже если это имя вам незнакомо, то ярчайшее созвездие собранных им для этого проекта ...
C уроженцем итальянской Болоньи и одним из руководителей известного колледжа Беркли в Бостоне, саксофонистом и композитором Марко Пиньятаро мы познакомились четыре года назад на его втором альбоме Almas Antiguas (2018). Спустя четыре года Марко ...
Гитаристка Маргарет Словак – далеко не новичок в джазе. Играть на гитаре она начала в 14 лет, а уже через два года впервые взошла на профессиональную сцену. Родом она из Денвера, а степень бакалавра получила в Сиэттле, среди ее педагогов были такие ...
Датская перкуссионистка и композитор с польско-афроамериканскими корнями (и родившаяся вдобавок в Нью-Йорке) Мэрилин Мазур – знаковая фигура не только на отечественной, но и на общеевропейской и даже мировой джазовой сцене. Как иначе характеризовать ...
У записей немецкого гитариста и изобретателя новых типов этого инструмента Маркуса Рейтера с проектом Truce особое место в каталоге MoonJune Records. Не верите? Судите сами. Альбом Truce в 2020 году стал юбилейным, сотым релизом MoonJune Records (мы ...
Новый релиз аргентинского независимого лейбла Numeral Records знакомит с дуэтом саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича. Альбом Rizoma был записан ими в декабре 2021 года, но работа над этим проектом шла существенно дольше. Пять ...
Дебютным проектом на Nonesuch Records гитаристка и композитор Мэри Хальворсон и шеф лейбла Дэвид Битер сразу ставят музыкального журналиста перед дилеммой: что обозревать? С одной стороны, есть два одновременно выпущенных CD – один называется ...
Ближе к концу каждого года к нам начинают поступать линки и альбомы с рождественской музыкой. В этом году первым вестником приближающихся рождественских и новогодних праздников стал альбом Christmas: Live at The Jazz Room канадской вокалистки ...
страна: Австрия, Бразилия, Германия, Италия, США, Швейцария
музыкальный стиль: авангард, академическая музыка, эмбиент
Если бы обложку этого альбома проектировал я, то вместе с названием проекта Mata Atlântica и названием альбома Retiro e Ritmo крупно выделил бы два имени: Markus Reuter и Mathias Derer. Все началось с того, что Матиас Дерер (со-продюсер проекта) в ...
Последние годы Матиас Формика регулярно знакомит наших читателей с новинками аргентинского джаза, преимущественно авангардного, издаваемыми лейблом Numeral , совладельцем которого он является. Были среди них и его собственные работы. Саксофонист, ...
Не первый и, надеюсь, не последний раз слушаю Мэтта Юлери – и всегда с удовольствием. Считаю этого музыканта одним из самых ярких и креативных представителей джазовой сцены Чикаго. Начиная с 2008 года, Мэтт выпустил уже 12 сольных альбомов, часть из ...