Шахматы, как известно, соединяют в себе искусство, спорт и науку. Многие известные шахматисты были не чужды и других видов искусств, в том числе музыки. Гроссмейстер Тайманов был первоклассным пианистом академического стиля, а, скажем, чемпион мира Смыслов очень прилично пел. Среди известных музыкантов бывали и сильные шахматисты, например, Святослав Рихтер. Ну, а на сцене спортивная, в первую очередь, составляющая шахмат вместе с любовной интригой и политикой, впервые была отражена в знаменитом мюзикле Chess(1984), написанном бывшим участником шведской группы АВВА Бьерном Ульвеусом на либретто Тима Райса, соавтора Jesus Christ Superstar. А вот в джазе мне впервые довелось встретиться с шахматной тематикой в новом альбоме молодого американского барабанщика и композитора Джонни Стила, который он назвал The Game.
Несмотря на молодость (Джонни всего лишь 21 год), этот музыкант, который родился в Мэриленде, рос в Калифорнии, а сейчас живет в Нью-Йорке, уже опытный профессионал. Стил учился у самого Уинтона Марсалиса, а на сцену выходил и с Джоном Фэддисом, и с Иммануилом Уилкинсом, и с Мэттью Уитекером. Ковидный локдаун, заперший всех музыкантов в своих домах, больно ударил и по Джонни. Но во время карантина его подруга научила Стила играть в шахматы. Древняя и мудрая игра очаровала Джонни и, неожиданно для себя, он обнаружил немало сходства у шахмат и джаза – в первую очередь в искусстве импровизации. Комбинационный талант, умение не просто просчитать много ходов вперед, а озарение, инстинктивный подход к поиску наилучшего продолжения – тут Джонни Стил увидел совпадение с импровизационным чутьем, которое демонстрируют джазмены, играя в ансамбле. Не уверен, что Джонни знакомы эти имена, но ему, похоже, более близок стиль игры таких чемпионов, как Капабланка, Таль или Фишер, чем Петросяна или Карпова. Так или иначе, знакомство с шахматами стало толчком к написанию музыки, которую он посвятил людям, чьи подходы в музыкальном творчестве были близки ходу мышления вышеуказанных мастеров шахмат. Так родился альбом The Game. Джонни сочинял, имея ввиду конкретных музыкантов, хорошо ему знакомых. С ними он и записал альбом: это тенор-саксофонист Крис Биттнер, пианист Эстебан Кастро и басист Коул Дэвис. Как видите, этот квартет представляет собой классическое джазовое фортепьянное трио плюс солирующий саксофон.
В альбом вошло двенадцать треков. Правда, собственно музыкальных пьес тут ровно половина, вторую половину составляют размещенные между ними короткие интерлюдии, в которых Джонни Стил высказывает свои соображения о ментальной близости процессов в мозгу музыканта-импровизатора и шахматиста. В общем, структура необычная, как и содержание альбома. Названия таких композиций, как Lennon's Aggression, Dylan's Dream или Bowie говорят сами за себя. В чисто музыкальном плане The Game – интересный образчик современного джаза с большим количеством сольных партий, в том числе и самого Стила, и хорошим взаимодействием партнеров. Можно сказать, «Игра» удалась!
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...
Уроженец Берлина, барабанщик Клеменс Грассман проделал путь характерный для многих европейских и азиатских музыкантов, посвятивших себя джазу. На родине, в Германии, он закончил престижную Высшую школу музыки имени Карла-Марии фон Вебера, а осенью ...
Если кто-то думает, что бразильский джаз – это всего лишь слегка оджазованные ритмы самбы или босса-новы, то он ошибается. Да, бразильский джаз бывает и таким, но он может говорить со слушателем и весьма современным, сложным языком, лишенным ...