Шахматы, как известно, соединяют в себе искусство, спорт и науку. Многие известные шахматисты были не чужды и других видов искусств, в том числе музыки. Гроссмейстер Тайманов был первоклассным пианистом академического стиля, а, скажем, чемпион мира Смыслов очень прилично пел. Среди известных музыкантов бывали и сильные шахматисты, например, Святослав Рихтер. Ну, а на сцене спортивная, в первую очередь, составляющая шахмат вместе с любовной интригой и политикой, впервые была отражена в знаменитом мюзикле Chess(1984), написанном бывшим участником шведской группы АВВА Бьерном Ульвеусом на либретто Тима Райса, соавтора Jesus Christ Superstar. А вот в джазе мне впервые довелось встретиться с шахматной тематикой в новом альбоме молодого американского барабанщика и композитора Джонни Стила, который он назвал The Game.
Несмотря на молодость (Джонни всего лишь 21 год), этот музыкант, который родился в Мэриленде, рос в Калифорнии, а сейчас живет в Нью-Йорке, уже опытный профессионал. Стил учился у самого Уинтона Марсалиса, а на сцену выходил и с Джоном Фэддисом, и с Иммануилом Уилкинсом, и с Мэттью Уитекером. Ковидный локдаун, заперший всех музыкантов в своих домах, больно ударил и по Джонни. Но во время карантина его подруга научила Стила играть в шахматы. Древняя и мудрая игра очаровала Джонни и, неожиданно для себя, он обнаружил немало сходства у шахмат и джаза – в первую очередь в искусстве импровизации. Комбинационный талант, умение не просто просчитать много ходов вперед, а озарение, инстинктивный подход к поиску наилучшего продолжения – тут Джонни Стил увидел совпадение с импровизационным чутьем, которое демонстрируют джазмены, играя в ансамбле. Не уверен, что Джонни знакомы эти имена, но ему, похоже, более близок стиль игры таких чемпионов, как Капабланка, Таль или Фишер, чем Петросяна или Карпова. Так или иначе, знакомство с шахматами стало толчком к написанию музыки, которую он посвятил людям, чьи подходы в музыкальном творчестве были близки ходу мышления вышеуказанных мастеров шахмат. Так родился альбом The Game. Джонни сочинял, имея ввиду конкретных музыкантов, хорошо ему знакомых. С ними он и записал альбом: это тенор-саксофонист Крис Биттнер, пианист Эстебан Кастро и басист Коул Дэвис. Как видите, этот квартет представляет собой классическое джазовое фортепьянное трио плюс солирующий саксофон.
В альбом вошло двенадцать треков. Правда, собственно музыкальных пьес тут ровно половина, вторую половину составляют размещенные между ними короткие интерлюдии, в которых Джонни Стил высказывает свои соображения о ментальной близости процессов в мозгу музыканта-импровизатора и шахматиста. В общем, структура необычная, как и содержание альбома. Названия таких композиций, как Lennon's Aggression, Dylan's Dream или Bowie говорят сами за себя. В чисто музыкальном плане The Game – интересный образчик современного джаза с большим количеством сольных партий, в том числе и самого Стила, и хорошим взаимодействием партнеров. Можно сказать, «Игра» удалась!
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого ...
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...
Канадскую гитаристку и вокалистку из Виннипега Джоселин Гульд ранее доводилось слышать в проектах ее земляков, пианиста Уилла Бонесса (Change of Plans, 2020, там она, правда, только пела) и саксофониста Джона Гордона (Stranger Than Fiction, 2021). ...
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...
28-летний мультиинструменталист Джон Ли родился в Южной Корее, в столичном Сеуле. Увлечение джазом привело его в Бостон, в знаменитую кузницу джазовых кадров Беркли. После окончания колледжа в 2016 году Ли перебрался в Канаду, осел на тихоокеанском ...
В принципе, название альбома много говорит о его содержании само по себе: да, здесь есть и госпел, и джаз, и классика, все, что любит создатель этой работы Джон Пол МакДжи. Имя это, скорее всего, не слишком знакомо нашим читателям, поэтому для ...