Шахматы, как известно, соединяют в себе искусство, спорт и науку. Многие известные шахматисты были не чужды и других видов искусств, в том числе музыки. Гроссмейстер Тайманов был первоклассным пианистом академического стиля, а, скажем, чемпион мира Смыслов очень прилично пел. Среди известных музыкантов бывали и сильные шахматисты, например, Святослав Рихтер. Ну, а на сцене спортивная, в первую очередь, составляющая шахмат вместе с любовной интригой и политикой, впервые была отражена в знаменитом мюзикле Chess(1984), написанном бывшим участником шведской группы АВВА Бьерном Ульвеусом на либретто Тима Райса, соавтора Jesus Christ Superstar. А вот в джазе мне впервые довелось встретиться с шахматной тематикой в новом альбоме молодого американского барабанщика и композитора Джонни Стила, который он назвал The Game.
Несмотря на молодость (Джонни всего лишь 21 год), этот музыкант, который родился в Мэриленде, рос в Калифорнии, а сейчас живет в Нью-Йорке, уже опытный профессионал. Стил учился у самого Уинтона Марсалиса, а на сцену выходил и с Джоном Фэддисом, и с Иммануилом Уилкинсом, и с Мэттью Уитекером. Ковидный локдаун, заперший всех музыкантов в своих домах, больно ударил и по Джонни. Но во время карантина его подруга научила Стила играть в шахматы. Древняя и мудрая игра очаровала Джонни и, неожиданно для себя, он обнаружил немало сходства у шахмат и джаза – в первую очередь в искусстве импровизации. Комбинационный талант, умение не просто просчитать много ходов вперед, а озарение, инстинктивный подход к поиску наилучшего продолжения – тут Джонни Стил увидел совпадение с импровизационным чутьем, которое демонстрируют джазмены, играя в ансамбле. Не уверен, что Джонни знакомы эти имена, но ему, похоже, более близок стиль игры таких чемпионов, как Капабланка, Таль или Фишер, чем Петросяна или Карпова. Так или иначе, знакомство с шахматами стало толчком к написанию музыки, которую он посвятил людям, чьи подходы в музыкальном творчестве были близки ходу мышления вышеуказанных мастеров шахмат. Так родился альбом The Game. Джонни сочинял, имея ввиду конкретных музыкантов, хорошо ему знакомых. С ними он и записал альбом: это тенор-саксофонист Крис Биттнер, пианист Эстебан Кастро и басист Коул Дэвис. Как видите, этот квартет представляет собой классическое джазовое фортепьянное трио плюс солирующий саксофон.
В альбом вошло двенадцать треков. Правда, собственно музыкальных пьес тут ровно половина, вторую половину составляют размещенные между ними короткие интерлюдии, в которых Джонни Стил высказывает свои соображения о ментальной близости процессов в мозгу музыканта-импровизатора и шахматиста. В общем, структура необычная, как и содержание альбома. Названия таких композиций, как Lennon's Aggression, Dylan's Dream или Bowie говорят сами за себя. В чисто музыкальном плане The Game – интересный образчик современного джаза с большим количеством сольных партий, в том числе и самого Стила, и хорошим взаимодействием партнеров. Можно сказать, «Игра» удалась!
В 2017 году впервые на нашем сайте появился изданный ARC Music альбом гэльской музыки, дебютный проект певицы и композитора Мэри Энн Кеннеди An Dàn. Пять лет спустя уже сама Кеннеди своими liner notes напутствует выход Moch, дебютного альбома ...
Небольшой, скромный, но очень милый дебютный альбомчик певицы (а также пианистки, гитаристки и… математика), чье имя (точнее, ник) я по-русски передать не рискну, а потому пусть она так и остается DO’A. Корни в родословной DO’A переплелись очень ...
Канадский музыкант Дон Макдональд впервые гостит на страницах нашего сайта, поэтому сначала немного о нем самом. Дон Макдональд (р.1966) живе в городе Нельсон в Британской Колумбии. Более всего он известен как композитор, который пишет музыку для ...
Альбом Shifting Perspectives записан американо-бразильским квартетом, но инициаторами проекта выступили двое музыкантов, чьи имена стоят на его обложке: американский саксофонист Дуг Стоун (здесь он играет на сопрано-саксофоне) и бразильский пианист ...
Электронный даб – то, что ждет вас в этом альбоме. Если собственно даб, получивший широкое распространение в 70-е годы, является прямым отпрыском музыки рэгги, какой узнал ее мир за пределами Ямайки в первую очередь в творчестве Боба Марли, то ...
Самый цвет бразильской джазовой диаспоры Нью-Йорка собрался в этом проекте. И не удивительно, что организатором его стал, пожалуй, самый именитый: четырехкратный номинант премии Грэмми Дудука Да Фонсека. В возрасте 24 лет ударник Эдуарду Морейра Да ...
В 2020 году на MoonJune Records дебютировал известный в Словении и за ее пределами саксофонист, флейтист и композитор Васко Атанасовски со своим интернациональным составом Adrabesa Quartet. В записи альбома Phoenix участвовал и сын Васко, тогда ...
Впервые проект Душана Евтовича No Answer заявил о себе одноименным альбомом в 2017 году. Все три участника проекта входят в круг музыкантов MoonJune Records и чаще или реже записывались на этом лейбле. Именно благодаря шефу нью-йоркского лейбла ...
Басист Алекс Лакуста родился в канадской провинции Альберта, но сейчас он живет и работает в Торонто и здесь он организовал ансамбль E3 by Alex Lakusta, инструментальное трио с участием клавишника Джоша Смайли и ударника Кигана Эскрита, выпускающее ...
Не первый раз слушаю альбомы Эльзы Нильссон, и всегда поражаюсь богатсву фантазии и неистощимой креативности живущей в Нью-Йорке шведской флейтисткм и композитора. Каждая ее новая работа радикально отличается от предыдущей. Не стал исключением и ...
Начнем с обложки. Впечатляет! ЕСМ-овский минимализм в оформлении почти достиг апогея. Три неровные, словно процарапанные, линии на белом фоне – словно японский сад камней: глядя на них можно медитировать вплоть до погружения в транс. Но лучше все же ...
Даунтаун мьюзик, как направление, было особенно популярно в конце прошлого и начале нынешнего века. Сегодня оно не так на слуху, но герои тех лет никуда не делись – они работают, работают плодотворно и интересно и примером тому может послужить ...