Предыдущий альбом немецкого саксофониста и композитора Норберта Штайна, яркого представителя современного джазового авангарда, придумавшего для своей музыки специальный термин пата-музыка (по аналогии с героем французского писателя конца ХIХ века Альфреда Жарри доктором Фаустроллем, придумавшим пата-физику – науку, не признающую никакой общепринятой логики и никаких канонов), выходил пять лет назад под названием Norbert Stein Pata Messengers - We Are. О той работе, как и целом ряде более ранних альбомов Штайна, можно прочесть на нашем сайте. Пять лет – срок большой. Несмотря на отсутствие новых записей, этот период был для Штайна заполнен работой несколько иного характера. В период с 2017 по 2022 год у него вышло пять книг посвященных музыкальному творчеству и принципам пата-музыки. Занимался он и иными проектами.
Но вот, в июне текущего года в одной из кельнских студий был записан и несколько позже издан долгожданный, уже 25-й по счету альбом Штайна. На этот раз на обложке значится: Norbert Stein Pata On The Cadillac – Heartland. Я философски отношусь к переменам в названиях проектов Норберта: были и Pata Messengers, и Pata Generators, и Pata On The Cadillac и так далее, сейчас - Pata On The Cadillac. Гораздо интереснее то, что находится под этой бело-голубой обложкой с повисшим в воздухе ныряльщиком. Heartland записан в формате трио. К играющему на привычном для себя тенор-саксофоне Норберту Штайну присоединились Николао Валиенси (эуфониум) и Михаэль Хейпель (флейты). Оба музыканта – давние партнеры Штайна, но всех троих вместе, если я не ошибаюсь, последний раз довелось слышать очень давно, на альбоме Silent Sitting Bulls (2010). При этом в той работе был задействован и ударник. На сей раз Штайн отказался от ударных, Heartland – это чисто музыка для духовых инструментов.
Есть соблазн определить играющего на басовой тубе эуфониум Валиенси, как басиста, но это будет только полу-правдой. Не забывайте, что мы имеем дело с не признающей традиционной логики пата-музыкой. А потому общий саунд здесь складывается из затейливо переплетающихся линий и тенор-саксофона, и эуфониума, и флейт (правда, не во всех треках). Это, конечно же, джаз свободной формы, но с не меньшими основаниями музыку трио можно считать и современной академической музыкой (стартовая Ins Offene (Into The Open) – чем не мини-симфония!). Манифестом же фри-джаза, да еще и с толикой музыкального юмора, в этой программе я назвал бы Mr. Ping & Mrs. Pong. Порой, как, например, в титульной композиции, Штайн начинает с очень простой незатейливой мелодии, которая в развитии изменяется столь радикально, что к финалу мы слышим уже нечто совсем иное. Как всегда безупречному тенор-саксофону лидера достойную пару составил эуфониум Валиенси, получивший в этом проекте очень много пространства. А игра этих инструментов в унисон становится украшением, скажем, такой пьесы, как Lover In Limbo. Так что, пять лет спустя, соскучившиеся по пата-музыке любители авангардного джаза, могут услышать ее создателя в отличной форме и во всеоружии свежих креативных идей.
Новый релиз небольшого независимого лейбла из аргентинского города Ла-Плата дает приятную возможность открыть для себя сразу несколько новых имен. Одно из них – на обложке альбома Antique. Ариэль Инверницци Овьедо – аргентинский ударник и ...
В самом конце 2022 года случай в лице присланного итальянским лейблом Toten Schwan Records линка подарил мне одно из самых сильных эстетических впечатлений этого года – первый альбом дуэта Ayn & Marlen Und Marlen под названием From The Floor Below . ...
Головной убор, полностью или частично закрывающий лицо, под названием «балаклава» придумали английские солдаты, спасавшиеся от холодных зимних ветров во время Крымской (Восточной) войны в середине ХIХ века. Со второй половины века ХХ и по сей день ...
У меня, конечно, нет количественных показателей, но я уверен, имя «Мэттью Херберт» гораздо лучше известно нашим читателям, чем имя «Барбара Пантер». Ряд альбомов с участием Мэттью Херберта уже фигурировал в наших обзорах. Собственно, Херберт – это ...
Увидев инструментарий записавшего этот альбом ансамбля и с учетом присутствия в составе Джимми Хаслипа, трехкратного обладателя Грэмми и одного из основателей знаменитой группы Yellowjackets, в составе которой он играет уже 34 года, продвинутый ...
Этот альбом в первую очередь будет интересен поклонникам электронной музыки, а среди них тем, кто ностальгирует по временам 70-х годов прошлого века, когда зарождался краут-рок, закладывались основы Берлинской и Дюссельдорфской школ и тогдащние фэны ...
С джазовым пианистом из Нью-Йорка Биллом О’Конеллом (р.1953) мы встречались последний раз в 2015 году, на его дуэтном с саксофонистом и флейтистом Стивом Слеглом альбоме Power Of Two. Тот диск был записан на лейбле Panorama Records, а вскоре после ...
Музыкант по фамилии Драм монд просто не может не быть ударником. С Билли Драммондом так и случилось. Он – джазовый ударник, и при этом очень хороший. Высокую репутацию этот уроженец города с газетным названием Ньюпорт Ньюс, что в штате Вирджиния, ...
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...