Предыдущий альбом немецкого саксофониста и композитора Норберта Штайна, яркого представителя современного джазового авангарда, придумавшего для своей музыки специальный термин пата-музыка (по аналогии с героем французского писателя конца ХIХ века Альфреда Жарри доктором Фаустроллем, придумавшим пата-физику – науку, не признающую никакой общепринятой логики и никаких канонов), выходил пять лет назад под названием Norbert Stein Pata Messengers - We Are. О той работе, как и целом ряде более ранних альбомов Штайна, можно прочесть на нашем сайте. Пять лет – срок большой. Несмотря на отсутствие новых записей, этот период был для Штайна заполнен работой несколько иного характера. В период с 2017 по 2022 год у него вышло пять книг посвященных музыкальному творчеству и принципам пата-музыки. Занимался он и иными проектами.
Но вот, в июне текущего года в одной из кельнских студий был записан и несколько позже издан долгожданный, уже 25-й по счету альбом Штайна. На этот раз на обложке значится: Norbert Stein Pata On The Cadillac – Heartland. Я философски отношусь к переменам в названиях проектов Норберта: были и Pata Messengers, и Pata Generators, и Pata On The Cadillac и так далее, сейчас - Pata On The Cadillac. Гораздо интереснее то, что находится под этой бело-голубой обложкой с повисшим в воздухе ныряльщиком. Heartland записан в формате трио. К играющему на привычном для себя тенор-саксофоне Норберту Штайну присоединились Николао Валиенси (эуфониум) и Михаэль Хейпель (флейты). Оба музыканта – давние партнеры Штайна, но всех троих вместе, если я не ошибаюсь, последний раз довелось слышать очень давно, на альбоме Silent Sitting Bulls (2010). При этом в той работе был задействован и ударник. На сей раз Штайн отказался от ударных, Heartland – это чисто музыка для духовых инструментов.
Есть соблазн определить играющего на басовой тубе эуфониум Валиенси, как басиста, но это будет только полу-правдой. Не забывайте, что мы имеем дело с не признающей традиционной логики пата-музыкой. А потому общий саунд здесь складывается из затейливо переплетающихся линий и тенор-саксофона, и эуфониума, и флейт (правда, не во всех треках). Это, конечно же, джаз свободной формы, но с не меньшими основаниями музыку трио можно считать и современной академической музыкой (стартовая Ins Offene (Into The Open) – чем не мини-симфония!). Манифестом же фри-джаза, да еще и с толикой музыкального юмора, в этой программе я назвал бы Mr. Ping & Mrs. Pong. Порой, как, например, в титульной композиции, Штайн начинает с очень простой незатейливой мелодии, которая в развитии изменяется столь радикально, что к финалу мы слышим уже нечто совсем иное. Как всегда безупречному тенор-саксофону лидера достойную пару составил эуфониум Валиенси, получивший в этом проекте очень много пространства. А игра этих инструментов в унисон становится украшением, скажем, такой пьесы, как Lover In Limbo. Так что, пять лет спустя, соскучившиеся по пата-музыке любители авангардного джаза, могут услышать ее создателя в отличной форме и во всеоружии свежих креативных идей.
Три года разделяют два последних альбома саксофонистки и композитора из Нью-Йорка Рокси Косс. В 2019 году она со своим квинтетом записала свой пятый по счету альбом, который назывался просто Quintet. Мы писали об этой работе, в том тексте можно ...
Три года назад я впервые услышал музыку петербургской группы Roz Vitalis – то был концертный альбом Great Expectations Live. С тех пор удалось познакомиться с ее творчеством подробнее, благо основатель и лидер коллектива Иван Розмаинский регулярно ...
Швейцарский гитарист Самуэль Мешинг впервые взял в руки инструмент в возрасте десяти лет, а музыку начал сочинять уже в двенадцать. Увлекался он в ту пору преимущественно панк-роком и рэгги. Перелом наступил, когда в руки Самуэлю попала пластинка ...
Новый, восьмой по счету и первый для лейбла Jojo Records альбом выросшего в Штатах, но родившегося в Панаме басиста Санти Дебриано во многом тематически близок к его работе Flash of the Spirit (2021), о которой мы писали в свое время. Здесь, как и ...
Певица и композитор из Нью-Йорка Сара Элизабет Чарльз – яркое явление на джазовой сцене. Это очень своеобразная артистка, которую трудно сравнить с кем-нибудь из знакомых всем громких имен. То, что она делает – это не авангард, и не мэйнстрим, она ...
Саша Берлинер – это имя, которое любителям джаза точно стоит запомнить. Юная девушка (сегодня ей только 24 года,, точнее ей исполнится 24 через два дня, 20 июня) еще два года назад, в 2020 году стала победителем в опросе критиков журнала DownВeat в ...
В прошлом году чикагского пианиста и шефа лейбла AFAR Music Ричарда Ди Джонсона посетила отличная идея. В одном альбоме он собрал трех видных альт-саксофонистов: Грега Уорда, Раджива Халима и Шерел Кэссити. Альбом получил название Altoism и имел ...
Легендарная, выдающаяся, неповторимая, не подвластная времени – любой из этих эпитетов можно поставить рядом с именем Шейлы Джордан, и он будет правдой. Она была одной из первых вокалисток бопа, она училась у Тристано и Мингуса и дружила с Паркером, ...
Shulùq – арабское название ветра сирокко, характерного гостя с юга для большинства стран Средиземноморья, который гонит к ним массы горячего воздуха из глубин Сахары. Надо признать, что двое итальянцев, алжирец и марокканка, поставившие своей ...
Пару лет назад наш сайт писал об альбоме Simeon Davis Group под названием Bah Humbug: An Absolutely Unnecessary Christmas Album (2020) – весьма любопытном и абсолютно нетрадиционном рождественском проекте. Нынче композитор и саксофонист ...
Очень симпатичный ансамбль из Торонто So Long Seven хорошо известен в Канаде, да и в Европе гастролирует довольно часто. Состав его не кажется стандартным: гитарист, банджоист, скрипач и перкуссионист. Не тривиальна и музыка So Long Seven. Группа не ...
Греческий джазовый ансамбль Spiral Trio возник в 2012 году, когда пианист Спирос Манезис, басист Арионас Гифтакис и ударник Анастасис Гулиарис впервые встретились и решили играть вместе. Тогда новорожденный коллектив еще не имел какого-то названия, ...