nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Tord Gustavsen Trio - Opening

Tord Gustavsen Trio - Opening  Этот релиз можно считать характерным образцом продукции ECM Records. Тут есть все, что стереотипы связывают с прославленным лейблом из Мюнхена. И минималистски-невнятная, типично ECM-овская обложка, и скандинавские (в данном случае – норвежские) музыканты, которых шеф лейбла Манфред Айхер привечает особо: понятие «холодный нордический джаз» родилось во многом благодаря многочисленным записям скандинавов на ECM, и записывался альбом в отличающемся отменной акустикой концертном зале Auditorio Stelio Molo в швейцарском Лугано (не первый раз в практике ЕСМ), и продюсером проекта выступал сам Айхер. Наконец, Торд Густавсен и его трио создают саунд, который идеально соответствует броскому девизу лейбла, когда-то придуманному журналистом, чье имя так и затерялось в истории: «Самый красивый звук после тишины».

При этом трио Густавсена сотрудничает с ЕСМ уже почти двадцать лет. Первый его альбом Changing Places был выпущен в Мюнхене еще в 2003 году. Тот проект был очень успешен, хотя и далек от ЕСМ-овских стандартов, но некая общая химия уже связала творческие поиски норвежского пианиста и принципы издательской политики немецкого продюсера: с тех пор они не расстаются, и представляемый нами Opening – уже девятый альбом Густавсена на ЕСМ. Предыдущий, The Other Side, был издан в 2018 году и тоже в формате трио. Надо сказать, что за все эти годы в составе трио менялись только басисты: ударник Ярле Веспестад постоянно работает с Тордом Густавсеном с момента основания трио. А вот басист в Opening в очередной раз новый – это Стейнар Ракнес, опытный музыкант, работавший с Кориа, Майклом Брекером, МакФеррином и многими скандинавскими мастерами. Забавно, что все трое участников ансамбля учились в консерватории Тронхейма. Правда, Веспестад постарше (он родился в 1966 году) и учился он раньше, а вот Густавсен (р.1970) и Ракнес (р.1975) пересекались в стенах этого учебного заведения, только Торд появился здесь уже с дипломом бакалавра по психологии, полученном в университете Осло.

Но вот играть на фортепьяно, сочинять музыку и импровизировать он начал с раннего детства, возможно, вдохновленный суровой красотой пейзажей сельских районов страны, где он рос и, несомненно, духовной музыкой, которую он играл в местной церкви. Видимо тогда же полюбил он и фольклорную музыку Скандинавии, которая стала постоянной частью зрелых работ пианиста. Присутствует она и в Opening: пьесу Findings трио заканчивает инструментальной версией шведской народной песни Visa från Rättvik, а финальными треками программы Густавсен сделал джазовые версии основанных на фольклоре сочинений двух норвежских академических композиторов. Но основа альбома – это собственная музыка Торда Густавсена, в которой автор оставляет широкое поле для импровизации. Нерв этой музыки – постоянные диалоги Густавсена и Ракнеса, в которых Веспестад выступает чаще всего в роли тонкого, внешне почти незаметного модератора. Торд, кажется, едва прикасается к клавишам, у него субтильное, «женское» туше и играет он с многочисленными паузами, словно давая прочувствовать слушателю каждый звук и оценить ту самую тишину (помните девиз ЕСМ?) между ними. Новичок Ракнес прекрасно адаптировался к этой манере игры лидера. Его инструмент чутко отзывается на фразы фортепьяно, но может и сам вести и развивать мелодию пьесы (мелодия присутствует в музыке Густавсена неизменно, фри-джазовый хаос ему чужд). Такие пьесы, как Shepherd Song, Stream или Ritual мне кажутся лучшими образцами их взаимодействия. Но есть в альбоме и такая композиция, как Helensburgh Tango, где точно также неторопливо, скупо по выразительным средствам, но методично и последовательно музыканты препарируют популярную танцевальную тему, которую в их версии не опознал бы и Пьяццола.

… Восприятие музыки, среди прочего, можно делить и по времени суток. Opening – вечерняя музыка. Ее хорошо слушать, когда сгущаются сумерки и, на мой вкус, - в одиночестве. Чтобы почувствовать ее красоту вам просто необходимо отрешиться (ненадолго, всего чуть больше академического часа) от всех дел и забот, от всех внешних раздражителей. Думаю, это усилие будет вознаграждено.



© & (p) 2022 ECM Records

12 tks / 49 mins

(Tord Gustavsen – p; Steinar Raknes – b; electronics; Jarle Vespestad – dr;)

Линк предоставлен Jazzist

Леонид АУСКЕРН

(первая публикация - Jazzist Club, https://jazzist.club/tord-gustavsen-trio-opening/)


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Норвегия
музыкальный стиль
современный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2022 г.

  • стиль: джаз
У словацкой вокалистки Ханки Грегушовой, работающей под ником Ханка Джи, интересная биография. Родилась она в Монголии, где ее родители работали геологами. В музыке основной сферой ее интересов стала музыка афро-американская. Ханка обожала продукцию ...
  • стиль: джаз
Хариш Рагхаван родился в 1982 году в штате Иллинойс, в небольшом городке к северу от Чикаго, но его имя выдает явно индийские корни. Уже в возрасте восьми лет он начал заниматься музыкой, играя на различных западных и индийских перкуссионных ...
  • стиль: джаз
Канадский гитарист и композитор Гарри Бартлетт родом из Британской Колумбии, но сейчас живет и работает в Торонто, провинция Онтарио. Впрочем, работает Гарри не только здесь, неустанно гастролируя в самых разных уголках страны и выступая на ...
  • стиль: джаз
В 2022 году джазовый мир отпраздновал столетие со дня рождения одного из самых ярких гигантов джаза – басиста и композитора Чарли Мингуса. Ровно в день его рождения, 22 апреля, лейбл Sunnyside Records выпустил посвященный его памяти альбом-трибьют ...
  • стиль: джаз
Выдающийся джазовый харпер Хендрик Меркенс свой седьмой альбом на лейбле Zoho Music под названием Samba Jazz Odyssey записал с одним из лучших европейских джазовых биг-бэндов, оркестром Западногерманского радио в Кельне под управлением американского ...
  • стиль: этно
Знакомство с этим альбомом и с этим коллективом стоит начать с небольшого историко-лингвистического экскурса. Слово «хевра» на языке иврит означает круг друзей, единомышленников, людей, объединенных одной целью. Без изменений попало оно и в идиш, а ...
  • стиль: этно
Грузинское хоровое пение, полифония мужских голосов – это чудо. В данном случае, это не художественное преувеличение автора этих строк, а констатация. Такого вида музыкального искусства нет ни у одного из соседних народов – ни у закавказских соседей ...
  • стиль: джаз
Австралиец Гидеон Франкель живет в Мельбурне. Он весьма успешный композитор и продюсер, автор многих коммерческих саундтреков. И еще он большой любитель музыки, обладатель, среди прочего, целой коллекции винтажных электрических клавишных ...
  • стиль: джаз
Мне довелось писать о многих работах петербургского музыканта Ильи Белорукова, как изданных его лейблом Intonema, так и другими фирмами. Признаюсь искренне: ничего подобного A Fluteophone In The Forest до сих пор слушать не доводилось. Положим, ...
  • стиль: джаз
Впервые встречаясь с творчеством петербургского коллектива Imaginary Friends Orchestra, естественно, начал прочесывать Сеть, стремясь узнать о нем побольше. Выяснил немного, но то, что узнал, позволяет сравнить эту группу с Протеем. Был такой в ...
  • стиль: джаз
Пианистка из Нью-Йорка Кэрол Либовиц неоднократно гостила на нашем сайте со своими альбомами, причем разными – тут были и дуэтные проекты (чаще всего), и трио, и квартеты (с проектом To Be Continued). Объединяла их стилистика: получившая ...
  • стиль: джаз
Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com