nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Tord Gustavsen Trio - Opening

Tord Gustavsen Trio - Opening  Этот релиз можно считать характерным образцом продукции ECM Records. Тут есть все, что стереотипы связывают с прославленным лейблом из Мюнхена. И минималистски-невнятная, типично ECM-овская обложка, и скандинавские (в данном случае – норвежские) музыканты, которых шеф лейбла Манфред Айхер привечает особо: понятие «холодный нордический джаз» родилось во многом благодаря многочисленным записям скандинавов на ECM, и записывался альбом в отличающемся отменной акустикой концертном зале Auditorio Stelio Molo в швейцарском Лугано (не первый раз в практике ЕСМ), и продюсером проекта выступал сам Айхер. Наконец, Торд Густавсен и его трио создают саунд, который идеально соответствует броскому девизу лейбла, когда-то придуманному журналистом, чье имя так и затерялось в истории: «Самый красивый звук после тишины».

При этом трио Густавсена сотрудничает с ЕСМ уже почти двадцать лет. Первый его альбом Changing Places был выпущен в Мюнхене еще в 2003 году. Тот проект был очень успешен, хотя и далек от ЕСМ-овских стандартов, но некая общая химия уже связала творческие поиски норвежского пианиста и принципы издательской политики немецкого продюсера: с тех пор они не расстаются, и представляемый нами Opening – уже девятый альбом Густавсена на ЕСМ. Предыдущий, The Other Side, был издан в 2018 году и тоже в формате трио. Надо сказать, что за все эти годы в составе трио менялись только басисты: ударник Ярле Веспестад постоянно работает с Тордом Густавсеном с момента основания трио. А вот басист в Opening в очередной раз новый – это Стейнар Ракнес, опытный музыкант, работавший с Кориа, Майклом Брекером, МакФеррином и многими скандинавскими мастерами. Забавно, что все трое участников ансамбля учились в консерватории Тронхейма. Правда, Веспестад постарше (он родился в 1966 году) и учился он раньше, а вот Густавсен (р.1970) и Ракнес (р.1975) пересекались в стенах этого учебного заведения, только Торд появился здесь уже с дипломом бакалавра по психологии, полученном в университете Осло.

Но вот играть на фортепьяно, сочинять музыку и импровизировать он начал с раннего детства, возможно, вдохновленный суровой красотой пейзажей сельских районов страны, где он рос и, несомненно, духовной музыкой, которую он играл в местной церкви. Видимо тогда же полюбил он и фольклорную музыку Скандинавии, которая стала постоянной частью зрелых работ пианиста. Присутствует она и в Opening: пьесу Findings трио заканчивает инструментальной версией шведской народной песни Visa från Rättvik, а финальными треками программы Густавсен сделал джазовые версии основанных на фольклоре сочинений двух норвежских академических композиторов. Но основа альбома – это собственная музыка Торда Густавсена, в которой автор оставляет широкое поле для импровизации. Нерв этой музыки – постоянные диалоги Густавсена и Ракнеса, в которых Веспестад выступает чаще всего в роли тонкого, внешне почти незаметного модератора. Торд, кажется, едва прикасается к клавишам, у него субтильное, «женское» туше и играет он с многочисленными паузами, словно давая прочувствовать слушателю каждый звук и оценить ту самую тишину (помните девиз ЕСМ?) между ними. Новичок Ракнес прекрасно адаптировался к этой манере игры лидера. Его инструмент чутко отзывается на фразы фортепьяно, но может и сам вести и развивать мелодию пьесы (мелодия присутствует в музыке Густавсена неизменно, фри-джазовый хаос ему чужд). Такие пьесы, как Shepherd Song, Stream или Ritual мне кажутся лучшими образцами их взаимодействия. Но есть в альбоме и такая композиция, как Helensburgh Tango, где точно также неторопливо, скупо по выразительным средствам, но методично и последовательно музыканты препарируют популярную танцевальную тему, которую в их версии не опознал бы и Пьяццола.

… Восприятие музыки, среди прочего, можно делить и по времени суток. Opening – вечерняя музыка. Ее хорошо слушать, когда сгущаются сумерки и, на мой вкус, - в одиночестве. Чтобы почувствовать ее красоту вам просто необходимо отрешиться (ненадолго, всего чуть больше академического часа) от всех дел и забот, от всех внешних раздражителей. Думаю, это усилие будет вознаграждено.



© & (p) 2022 ECM Records

12 tks / 49 mins

(Tord Gustavsen – p; Steinar Raknes – b; electronics; Jarle Vespestad – dr;)

Линк предоставлен Jazzist

Леонид АУСКЕРН

(первая публикация - Jazzist Club, https://jazzist.club/tord-gustavsen-trio-opening/)


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Норвегия
музыкальный стиль
современный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела издано в 2022 г.

  • стиль: джаз
Гитаристка Маргарет Словак – далеко не новичок в джазе. Играть на гитаре она начала в 14 лет, а уже через два года впервые взошла на профессиональную сцену. Родом она из Денвера, а степень бакалавра получила в Сиэттле, среди ее педагогов были такие ...
  • стиль: джаз
Датская перкуссионистка и композитор с польско-афроамериканскими корнями (и родившаяся вдобавок в Нью-Йорке) Мэрилин Мазур – знаковая фигура не только на отечественной, но и на общеевропейской и даже мировой джазовой сцене. Как иначе характеризовать ...
  • стиль: джаз
У записей немецкого гитариста и изобретателя новых типов этого инструмента Маркуса Рейтера с проектом Truce особое место в каталоге MoonJune Records. Не верите? Судите сами. Альбом Truce в 2020 году стал юбилейным, сотым релизом MoonJune Records (мы ...
  • стиль: джаз
Новый релиз аргентинского независимого лейбла Numeral Records знакомит с дуэтом саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича. Альбом Rizoma был записан ими в декабре 2021 года, но работа над этим проектом шла существенно дольше. Пять ...
  • стиль: джаз
Дебютным проектом на Nonesuch Records гитаристка и композитор Мэри Хальворсон и шеф лейбла Дэвид Битер сразу ставят музыкального журналиста перед дилеммой: что обозревать? С одной стороны, есть два одновременно выпущенных CD – один называется ...
  • стиль: джаз
Ближе к концу каждого года к нам начинают поступать линки и альбомы с рождественской музыкой. В этом году первым вестником приближающихся рождественских и новогодних праздников стал альбом Christmas: Live at The Jazz Room канадской вокалистки ...
  • стиль: джаз
Если бы обложку этого альбома проектировал я, то вместе с названием проекта Mata Atlântica и названием альбома Retiro e Ritmo крупно выделил бы два имени: Markus Reuter и Mathias Derer. Все началось с того, что Матиас Дерер (со-продюсер проекта) в ...
  • стиль: джаз
Последние годы Матиас Формика регулярно знакомит наших читателей с новинками аргентинского джаза, преимущественно авангардного, издаваемыми лейблом Numeral , совладельцем которого он является. Были среди них и его собственные работы. Саксофонист, ...
  • стиль: джаз
Не первый и, надеюсь, не последний раз слушаю Мэтта Юлери – и всегда с удовольствием. Считаю этого музыканта одним из самых ярких и креативных представителей джазовой сцены Чикаго. Начиная с 2008 года, Мэтт выпустил уже 12 сольных альбомов, часть из ...
  • стиль: джаз
Впервые в жизни довелось встретиться с творчеством филиппинского джазового музыканта. Строго говоря, Мэттью Муньесес – филиппинец только наполовину. Этот саксофонист и композитор родился и вырос в США, живет он в Чикаго, но музыка и тематика альбома ...
  • стиль: джаз
Очень камерный, очень тонкий, но безукоризненно точный по атмосфере времени джаз предлагает нам родившаяся в Торонто и живущая ныне в Нью-Йорке певица Мелисса Стилиану, записавшая альбом Dream Dancing при участии басиста Айка Штурма и легендарного ...
  • стиль: джаз
Мне нравится то, чем я занимаюсь, потому что достаточно часто открываешь для себя совершенно новые имена и очень интересных музыкантов. Именно так произошло с альбомом In The Moment. Его создатель – композитор и клавишник Мигель Кертсман, бразилец ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com