2 февраля 2022 года в варшавской студии Quality Studio ансамбль Fantastic Swimmers принял дистанционное участие в фестивале Новой Музыки ECLAT, ежегодно проходящем в Штуттгарте. Исполненная в тот день программа через несколько месяцев превратилась в новый альбом Bonaventura. Он стал уже вторым на новом, польско-белорусском этапе истории коллектива. По сравнению с предыдущим альбомом Organismus состав Fantastic Swimmers ужался до квинтета: вместе с Виктором Семашко, Алексеем Варсобой, Виталием Эповым и Петром Домбровским на сцену вышла вокалистка Гося Загаевска.
Ядром программы стала большая титульная композиция в трех частях- треках. Откровенно говоря, три другие пьесы, разделяющие части Bonaventura, несмотря на их самодостаточность и немалый объем, стали для меня своего рода интерлюдиями, тесно связанными с основной импровизационной композицией. Почему Bonaventura? Сегодня это популярное в испаноязычных странах имя, а произошло оно от церковного имени видного католического теолога и философа XVI века, генерала францисканского ордена, причисленного позже к лику святых. Возможно, музыканты имели ввиду вовсе не его, а прямой перевод этого слова: «счастливая судьба»? Не знаю, да и обложка альбома, воспроизводящая иллюстрацию из выходившего в период Второй Речи Посполитой в Вильне журнала Nioman («Нёман», №3/1932), где гребец борется с ветром и волнами, подсказок не дает. Или дает? Может быть, такая борьба и есть «счастливая судьба»? Решайте сами.
А к «францисканской версии» меня склоняет прежде всего великолепный вокал Госи Загаевской – центральной на мой взгляд, фигуры этой программы. Ее голос в соединении с плотным, если хотите, вязким, инструментальным саундом, создает порой ощущение средневековой мистерии, чего-то сакрально-молитвенного и мрачноватого. И последнее определение неожиданно (и органично!) связывает музыку программы с дарк-джазом, свободной импровизацией, столь знакомой по ряду прежних проектов Fantastic Swimmers. Фортепьяно, ударные и, в меньшей степени, аккордеон крепко держат каркас всех музыкальных линий, не дают им рассыпаться в неконтролируемый хаос. Впрочем, из этого клубящегося саунда время от времени прорываются то почти барочные реплики флейты, то ворчание фагота. Пожалуй, никогда ранее работы Виктора Семашко и в рамках Fantastic Swimmers, и в иных проектах не были столь близки к современной академической музыке. И, в соединении с импровом, Bonaventura, на мой взгляд, идеально отвечает духу той самой Новой Музыки, которая составляет кредо фестиваля ECLAT. Не знаю, как восприняли эту программу в Штуттгарте, отзывы в Сети мне не удалось найти, но, на мой взгляд, это было сильно!
Мэттью Голомбиски, присылая к нам на сайт новые релизы своего лейбла ears&eyes Records , успел приучить к тому, что это преимущественно работы из сферы джазового авангарда или свободной импровизации. Но в данном случае в альбоме Será Niebla вас ждет ...
страна: Греция, Италия, Канада, Россия, Словения, США, Чехия
музыкальный стиль: мэйнстрим
«Маленький биг-бэнд» - так можно перевести название ансамбля, организованного Никосом Хаджицакосом, и его альбома. Довольно точное название: в состав Tiny Big Band входит мощная духовая секция из шести музыкантов (две трубы, три саксофона, тромбон), ...
Предыдущий альбом Ноама Лемиша, освещавшийся нашим сайтом, Erlebnisse (2021) был сольным фортепьянным проектом. В нынешнем Twelve он тоже играет на фортепьяно, но прежде всего Лемиш здесь – композитор, аранжировщик и лидер камерного оркестра. Можно ...
Предыдущий альбом немецкого саксофониста и композитора Норберта Штайна, яркого представителя современного джазового авангарда, придумавшего для своей музыки специальный термин пата-музыка (по аналогии с героем французского писателя конца ХIХ века ...
Гитара в джазе – акустика или электрика? Когда-то такая постановка вопроса была актуальной. Сторонники той или иной версии ломали копья и приводили свои аргументы. Потом дискуссия поутихла. Все поняли, что, условно говоря, и Джим Холл, и Пэт Мэтини ...
Четыре года назад на наших электронных страницах мне довелось писать об альбоме трио живущего ныне в США израильско-аргентинского саксофониста Идена Барекета Night. Одним из участников этого трио был брат Идена, басист Ор Барекет. И вот теперь с ...
страна: Венесуэла, Колумбия, Пуэрто-Рико, США, Чили
музыкальный стиль: Латинский джаз
Как мне кажется, крупнейшие на сегодняшний день имена в латинском джазе – это Артуро О’Фэррилл и герой сегодняшнего рассказа: родившийся в Нью-Йорке сын эмигрантов из Пуэрто-Рико, пианист, композитор и бэнд-лидер, четырехкратный лауреат премии ...
И снова ковид стал толчком к появлению этого альбома. В данном случае история создания альбома Riverside довольно необычна. Риверсайд-парк – большой и красивый парк, раскинувшийся вдоль реки Гудзон в нью-йоркском районе Манхэттен. Неподалеку от ...
музыкальный стиль: кроссовер, фьюжн, современный джаз
Абсолютно новое для меня и для наших читателей имя. Ранее не приходилось встречаться с музыкой аргентинского басиста и композитора Пабло Ланугера, а потому некоторые биографические подробности будут не лишними. Уроженец Буэнос-Айреса, получивший ...
Этот альбом привлек особое внимание. Мэттью Голомбиски, человек, прекрасно знающий джазовую сцену Аргентины, в своем письме весьма высоко оценил достоинства тенор-саксофониста Пабло Мозера, а ритм-группу, состоящую из басиста Хуана Бахона и ударника ...
Рекомендую этот альбом всем, кто хочет узнать, что такое джазовая импровизация. По отношению к альбому Summertime in Leith это понятие можно применить даже два раза. Почему? Начнем по порядку… Канадские музыканты басист Пол Новотны и пианист Роби ...
Три громких имени на обложке этого альбома. Питер Эрскин (р.1954) – знаменитый джазовый ударник, двухкратный лауреат Грэмми. Он работал с Weather Report, Хаббардом, Скофилдом, Фризеллом, Аберкромби, братьями Брекерами, Дайаной Кролл и многими ...