2 февраля 2022 года в варшавской студии Quality Studio ансамбль Fantastic Swimmers принял дистанционное участие в фестивале Новой Музыки ECLAT, ежегодно проходящем в Штуттгарте. Исполненная в тот день программа через несколько месяцев превратилась в новый альбом Bonaventura. Он стал уже вторым на новом, польско-белорусском этапе истории коллектива. По сравнению с предыдущим альбомом Organismus состав Fantastic Swimmers ужался до квинтета: вместе с Виктором Семашко, Алексеем Варсобой, Виталием Эповым и Петром Домбровским на сцену вышла вокалистка Гося Загаевска.
Ядром программы стала большая титульная композиция в трех частях- треках. Откровенно говоря, три другие пьесы, разделяющие части Bonaventura, несмотря на их самодостаточность и немалый объем, стали для меня своего рода интерлюдиями, тесно связанными с основной импровизационной композицией. Почему Bonaventura? Сегодня это популярное в испаноязычных странах имя, а произошло оно от церковного имени видного католического теолога и философа XVI века, генерала францисканского ордена, причисленного позже к лику святых. Возможно, музыканты имели ввиду вовсе не его, а прямой перевод этого слова: «счастливая судьба»? Не знаю, да и обложка альбома, воспроизводящая иллюстрацию из выходившего в период Второй Речи Посполитой в Вильне журнала Nioman («Нёман», №3/1932), где гребец борется с ветром и волнами, подсказок не дает. Или дает? Может быть, такая борьба и есть «счастливая судьба»? Решайте сами.
А к «францисканской версии» меня склоняет прежде всего великолепный вокал Госи Загаевской – центральной на мой взгляд, фигуры этой программы. Ее голос в соединении с плотным, если хотите, вязким, инструментальным саундом, создает порой ощущение средневековой мистерии, чего-то сакрально-молитвенного и мрачноватого. И последнее определение неожиданно (и органично!) связывает музыку программы с дарк-джазом, свободной импровизацией, столь знакомой по ряду прежних проектов Fantastic Swimmers. Фортепьяно, ударные и, в меньшей степени, аккордеон крепко держат каркас всех музыкальных линий, не дают им рассыпаться в неконтролируемый хаос. Впрочем, из этого клубящегося саунда время от времени прорываются то почти барочные реплики флейты, то ворчание фагота. Пожалуй, никогда ранее работы Виктора Семашко и в рамках Fantastic Swimmers, и в иных проектах не были столь близки к современной академической музыке. И, в соединении с импровом, Bonaventura, на мой взгляд, идеально отвечает духу той самой Новой Музыки, которая составляет кредо фестиваля ECLAT. Не знаю, как восприняли эту программу в Штуттгарте, отзывы в Сети мне не удалось найти, но, на мой взгляд, это было сильно!
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...