Знакомство с этим альбомом и с этим коллективом стоит начать с небольшого историко-лингвистического экскурса. Слово «хевра» на языке иврит означает круг друзей, единомышленников, людей, объединенных одной целью. Без изменений попало оно и в идиш, а из него – в русский сленг через криминальный жаргон: дело в том, что воры или мошенники в одной банде тоже называли себя «хеврой». Разумеется, в случае с ансамблем Hevreh Ensemble мы имеем дело с его ивритским значением. Четверых музыкантов из нью-йоркского Бруклина, организовавших в начале этого века Hevreh Ensemble объединяют еврейское происхождение, классическое музыкальное образование (Джульярд, Manhattan Schools of Music, консерватория в Иерусалиме), общие творческие интересы и многолетняя личная дружба – словом, настоящая хевра!
Пора переходить к стилистике музыки Hevreh Ensemble. Для этого давайте посмотрим на инструментарий квартета. Джудит Данскер играет на гобое и английском рожке, Лори Фридман – на кларнете, главный композитор группы Фред Адлер оперирует бас-кларнетом, а Адам Моррисон – пианист. Вроде бы характерный состав академического камерного квартета, но это еще не все. Все трое духовиков играют еще на традиционных индейских флейтах, а Лори в Meserole Street кроме того играет на традиционном еврейском роге шофар. В этом конкретном альбоме вместе с квартетом в отдельных треках работают и гости: в двух композициях участвует индийский таблист Нарен Будхакар, а кроме него – перкуссионисты и басистка Дженифер Винсент. С индейскими флейтами история особая. Их для музыкантов Hevreh Ensemble изготавливают давние приятели Адлера – музыканты Хоук Литтлджон и Дэниэл Бигей, индейцы-чероки по происхождению.
Думаю, даже это простое перечисление дает какое-то представление о музыке Hevreh Ensemble. Да. Это очень симпатичное и сложное переплетение академической традиции, на которой воспитаны участники квартета, с самой разнообразной этникой и при непременном импровизационном взаимодействии, идущем от джаза. Альбом Meserole Street демонстрирует это наглядно. Все одиннадцать композиций его программы сочинил Фред Адлер. Уже в стартовой пьесе Perihelion обращаешь внимание на сложную структуру композиции, ее полиритмический характер, а звучание индейских флейт придает музыке особый колорит, равно, как табла в The Prentice Farm и Freedom Day вносит уже совсем иной оттенок. Впрочем, для Freedom Day наиболее характерны клезмерские мотивы, это наиболее «еврейская» пьеса альбома. Есть у Адлера в этой программе и вещи, навеянные темой ковидных ограничений в дни пандемии, например, финальная Alone. Музыкальный «рецепт», предложенный Hevreh Ensemble, весьма привлекателен. Это живая, очень контактная по отношению к слушателю музыка. Неудивительно в этой связи, что квартет очень тепло принимали в Германии, Австрии, Польше, Чехии. За неимением возможности услышать «Хевру» вживую, рекомендую любителям камерной музыки такого типа послушать его новейшую, только в ноябре увидевшую свет, работу - Meserole Street.
(Judith Dansker - oboe, English horn, Native American fl; Laurie Friedman - cl, Native American fl, shofar; Jeff Adler - bass cl, Native American fl, drone fl; Adam Morrison – p; with Jennifer Vincent – b (tks 1,2,5.8); Shane Shanahan (tks 1,2,5.8), Ralph Farris (tk 4) - perc; Naren Budhakar – tabla (tks 3,4); )
В самом конце 2022 года случай в лице присланного итальянским лейблом Toten Schwan Records линка подарил мне одно из самых сильных эстетических впечатлений этого года – первый альбом дуэта Ayn & Marlen Und Marlen под названием From The Floor Below . ...
Головной убор, полностью или частично закрывающий лицо, под названием «балаклава» придумали английские солдаты, спасавшиеся от холодных зимних ветров во время Крымской (Восточной) войны в середине ХIХ века. Со второй половины века ХХ и по сей день ...
У меня, конечно, нет количественных показателей, но я уверен, имя «Мэттью Херберт» гораздо лучше известно нашим читателям, чем имя «Барбара Пантер». Ряд альбомов с участием Мэттью Херберта уже фигурировал в наших обзорах. Собственно, Херберт – это ...
Увидев инструментарий записавшего этот альбом ансамбля и с учетом присутствия в составе Джимми Хаслипа, трехкратного обладателя Грэмми и одного из основателей знаменитой группы Yellowjackets, в составе которой он играет уже 34 года, продвинутый ...
Этот альбом в первую очередь будет интересен поклонникам электронной музыки, а среди них тем, кто ностальгирует по временам 70-х годов прошлого века, когда зарождался краут-рок, закладывались основы Берлинской и Дюссельдорфской школ и тогдащние фэны ...
С джазовым пианистом из Нью-Йорка Биллом О’Конеллом (р.1953) мы встречались последний раз в 2015 году, на его дуэтном с саксофонистом и флейтистом Стивом Слеглом альбоме Power Of Two. Тот диск был записан на лейбле Panorama Records, а вскоре после ...
Музыкант по фамилии Драм монд просто не может не быть ударником. С Билли Драммондом так и случилось. Он – джазовый ударник, и при этом очень хороший. Высокую репутацию этот уроженец города с газетным названием Ньюпорт Ньюс, что в штате Вирджиния, ...
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...