Не первый раз слушаю альбомы Эльзы Нильссон, и всегда поражаюсь богатсву фантазии и неистощимой креативности живущей в Нью-Йорке шведской флейтисткм и композитора. Каждая ее новая работа радикально отличается от предыдущей. Не стал исключением и новейший альбом, который лейбл ears&eyes Records выпустит в апреле. Интригует уже в высшей степени необычное название: Coast Redwoods 41°32’09.8"N 124°04’35.5"W. Дело в том, что этим альбомом Эльза начинает новую серию работ под общим названием «Атлас звуков» (Atlas of Sound). В ней она собирается исследовать взаимосвязь людей с конкретными географическими точками мира природы. Так что, приведенные в названии альбома точные географические координаты, широта и долгота, обозначают местоположение точки на севере Национального парка Секвойя, где побывала Нильссон, и эта встреча с гигантскими деревьями, самыми высокими на нашей планете, произвела на нее ошеломляющее впечатление.
Под влиянием посещения парка Секвойя Эльза Нильссон сочинила сюиту из десяти частей, которая и была записана в одной из студий Бруклина. Для исполнения этой программы Эльза выбрала формат трио, пригласив для участия в проекте пианиста Джона Коухерда (они играют в дуэте с 2014 года и их совместный альбом After Us (2018) в свое время фигурировал в наших «СD-обзорах») и басиста Криса Морриси.
Нильссон пользуется заслуженно высокой репутацией на очень тесной джазовой сцене родины джаза. Скажем, такой уважаемый источник, как сайт All About Jazz, удостоил ее следующей характеристики: «Нильссон – логичный выбор для продвижения игры на ее инструменте на новый уровень в мире джаза и импровизационной музыки». А первые отклики на новую работу добавили к хору положительных оценок из мира джазовой критики и журналистики и восторженные голоса исследователей природы и экологов. Так, автор книги «Песни деревьев» Дэвид Джордж Хаскелл охарактеризовал свои впечатления от альбома следующим образом: «Какое чудо! Многогранная энергия леса получила блистательное воплощение в этих звуковых путешествиях. Музыка всегда соединяет, и здесь нас приобщают к текстуре, ритмам и тембрам самой матери-Земли».
Что сказать, восторги вполне уместны. Флейта, фортепьяно и контрабас, филигранно взаимодействуя друг с другом (тут никак не выделишь главный и вспомогательные инструменты – каждый голос важен и уникален в музыке Нильссон), рисуют величественные и очень живые звуковые пейзажи заповедного леса секвой. Это ощущаешь уже по стартовой пьесе Sunshift Haze, где средствами музыки композитор передает зрелище гигантских, за сто метров высоты, мощных деревьев, встающих во весь свой рост по мере медленного рассеивания утреннего тумана, скрывавшего их вершины. Molted Steps – это неспешная прогулка по плотному ковру из осыпавшихся иголок, устилающему подножия деревьев, а десятиминутная часть Epicormic, самая длинная в сюите и наиболее близкая по стилистике к фри-джазу, отображает жизненный цикл секвой. Каждая из частей тут на своем месте, исполнительское мастерство Эльзы и ее партнеров высоко, взаимодействие музыкантов также на высоком уровне – в общем, новый цикл работ Нильссон начинает, высоко подняв планку для себя же. Жду продолжения!
Канадский музыкант Дон Макдональд впервые гостит на страницах нашего сайта, поэтому сначала немного о нем самом. Дон Макдональд (р.1966) живе в городе Нельсон в Британской Колумбии. Более всего он известен как композитор, который пишет музыку для ...
Альбом Shifting Perspectives записан американо-бразильским квартетом, но инициаторами проекта выступили двое музыкантов, чьи имена стоят на его обложке: американский саксофонист Дуг Стоун (здесь он играет на сопрано-саксофоне) и бразильский пианист ...
Электронный даб – то, что ждет вас в этом альбоме. Если собственно даб, получивший широкое распространение в 70-е годы, является прямым отпрыском музыки рэгги, какой узнал ее мир за пределами Ямайки в первую очередь в творчестве Боба Марли, то ...
Самый цвет бразильской джазовой диаспоры Нью-Йорка собрался в этом проекте. И не удивительно, что организатором его стал, пожалуй, самый именитый: четырехкратный номинант премии Грэмми Дудука Да Фонсека. В возрасте 24 лет ударник Эдуарду Морейра Да ...
В 2020 году на MoonJune Records дебютировал известный в Словении и за ее пределами саксофонист, флейтист и композитор Васко Атанасовски со своим интернациональным составом Adrabesa Quartet. В записи альбома Phoenix участвовал и сын Васко, тогда ...
Впервые проект Душана Евтовича No Answer заявил о себе одноименным альбомом в 2017 году. Все три участника проекта входят в круг музыкантов MoonJune Records и чаще или реже записывались на этом лейбле. Именно благодаря шефу нью-йоркского лейбла ...
Басист Алекс Лакуста родился в канадской провинции Альберта, но сейчас он живет и работает в Торонто и здесь он организовал ансамбль E3 by Alex Lakusta, инструментальное трио с участием клавишника Джоша Смайли и ударника Кигана Эскрита, выпускающее ...
Начнем с обложки. Впечатляет! ЕСМ-овский минимализм в оформлении почти достиг апогея. Три неровные, словно процарапанные, линии на белом фоне – словно японский сад камней: глядя на них можно медитировать вплоть до погружения в транс. Но лучше все же ...
Даунтаун мьюзик, как направление, было особенно популярно в конце прошлого и начале нынешнего века. Сегодня оно не так на слуху, но герои тех лет никуда не делись – они работают, работают плодотворно и интересно и примером тому может послужить ...
Возможно, кто-то из наших посетителей счастливее меня, и ему довелось читать серию детективных романов канадской писательницы Луизы Пенни об инспекторе полиции Гамаше, действующем в вымышленном городке Three Pines (то есть «Три сосны»). На старого ...
Не так часто у нас появляются информационные поводы поговорить о словацком джазе. Новый альбом вокалистки Эстер Визнеровой Blue Journal – один из них. Визнерова родилась в музыкальной семье. Ее мама стала известна еще в Чехословакии, как автор песен ...
Почти уверен, что для большинства любителей джаза имя пианиста (и незаурядного журналиста) Итана Айверсона связано с ансамблем The Bad Plus. Именно Айверсон вместе с басистом Ридом Андерсоном и ударником Дэйвом Кингом (вместе они играли еще с 1989 ...