Не так часто у нас появляются информационные поводы поговорить о словацком джазе. Новый альбом вокалистки Эстер Визнеровой Blue Journal – один из них. Визнерова родилась в музыкальной семье. Ее мама стала известна еще в Чехословакии, как автор песен собственного сочинения с диссидентским оттенком. Эстер уже в шесть лет начала играть на фортепьяно, а чуть позже – сочинять песни вместе с мамой. Интерес к джазу пробудила мамина коллекция дисков. Впервые имя Эстер Визнеровой громко прозвучало в связи с выступлениями на конкурсе «Голос Чехословакии», а позже – в конкурсе «Новые лица словацкого джаза». Но сама Эстер мечтала учиться джазу в знаменитой школе Беркли в Бостоне. Денег хватало только на год обучения. Но благотворительные пргограммы помогли ей пройти полный курс в Беркли по классу вокала, а затем еще и в Консерватории Новой Англии по классу джазовой композиции. Визнерова начала активно выступать в престижных клубах Нью-Йорка, гастролировала в Индии, Китае, Бельгии, Мексике, Гватемале и других странах. Но с началом пандемии Эстер вернулась на родину и активно занялась работой над своим дебютным альбомом.
Можно представить, каких трудов стоило в условиях ковидных ограничений собрать свою международную команду музыкантов (в основном ее коллег по учебе в Штатах) – британского саксофониста Сэма Найта, американского арфиста Чарльза Овертона, перкуссиониста-японца Кана Янабе и земляка-басиста Михала Шелепа, а затем еревезти всю команду в Австрию, где записывался альбом. Надо добавить, что там звукоинженер Олле Ромо (работал с Леди Гаглй и Элтоном Джоном) был так впечатлен работой Визнеровой и ее коллег, что всю свою работу сделал бесплатно. Красивый жест, и я понимаю Олле: Blue Journal действительно очень достойная работа.
Высокий нежный голос Эстер совсем непохож на классичский джазовый вокал от Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн. Критики сравнивают ее манеру пения с Джони Митчелл или Лючиано Соузой. Надо сказать, аналогия с Митчелл близка еще и тем, что Эстер Визнерова, как и Джони – singer-songwriter, то есть исполнитель песен собственного сочинения. Поет она в Blue Journal в основном по-английски, но есть тут и задорная Citlivi с текстом на словацком языке. Впрочем, в таком треке, как I’m Not Spinning If It Rains певица демонстрирует и своеобычный и убедительный скэт-вокал. Хороши и ее партнеры, которым она предоставляет достаточно пространства для собственных импровизаций. Так, в Nightingales And Maple Trees длинное соло исполняет Янабе, а в уже упомянутой Citlivi ркое инструментальное соло играет Найт.
И отдельно об оформлении альбома и его названии. В ходе работы над проектом Эстер записывала все необходимое в тетрадку с темно-синим переплетом. Так она и назвала альбом и так же строго оформила его обложку. АК под ней, помимо обычной информации, слушатель найдет коллекцию из 46 фотографий, посвященных экологическим сюжетам, а также целый ряд пустых страничек, как в обычном ежедневнике. По задумке Визнеровой здесь слушатель сможет записывать свои впечатления от той или иной песни. Эмоциональный отклик песни Эстер вполне способны вызвать у многих.
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...
Канадскую гитаристку и вокалистку из Виннипега Джоселин Гульд ранее доводилось слышать в проектах ее земляков, пианиста Уилла Бонесса (Change of Plans, 2020, там она, правда, только пела) и саксофониста Джона Гордона (Stranger Than Fiction, 2021). ...
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...
28-летний мультиинструменталист Джон Ли родился в Южной Корее, в столичном Сеуле. Увлечение джазом привело его в Бостон, в знаменитую кузницу джазовых кадров Беркли. После окончания колледжа в 2016 году Ли перебрался в Канаду, осел на тихоокеанском ...
В принципе, название альбома много говорит о его содержании само по себе: да, здесь есть и госпел, и джаз, и классика, все, что любит создатель этой работы Джон Пол МакДжи. Имя это, скорее всего, не слишком знакомо нашим читателям, поэтому для ...
Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его проекта Манфред Айхер, ничего не изобретали, размышляя над названием альбома, второго авторского для Джона на ECM Records . Действительно, если на обложке стоит имя John Scofield , то любому ...
Много лет замечательный гитарист Джон Стейн пользуется высоким авторитетом и уважением у коллег и любителей джаза. По его творческим интересам Стейна почитают прямым наследником Веса Монтгомери, Джима Холла, Кенни Баррелла и Гранта Грина. Много лет ...
Шахматы, как известно, соединяют в себе искусство, спорт и науку. Многие известные шахматисты были не чужды и других видов искусств, в том числе музыки. Гроссмейстер Тайманов был первоклассным пианистом академического стиля, а, скажем, чемпион мира ...
Впервые слушал очень интересного бразильского трубача из Рио-де-Жанейро Жозе Ариматея (он известен и как Ари, а если просто перевести его имя и фамилию на русский, то получим евангельского персонажа Иосифа Аримафейского – так что, возможно, и это ...
Море бочек, пустых стальных бочек из-под бензина, оставшихся на побережье карибского острова Тринидад после окончания Второй мировой войны и свертывания имевшей там место быть военной базы, привело к появлению нового музыкального инструмента ...