Craig Davis - Tone Paintings. The Music Of Dodo Marmarosa
18.08.2022
Альбомы – трибьюты весьма популярны в последнее время. Обычно их героями становятся джазовые знаменитости. Насколько я могу судить по поступающим к нам релизам, чаще других – Монк и Колтрейн, чуть реже - Майлс Дэвис и Паркер. А вот героем представляемого сегодня альбома стал музыкант, практически забытый в наше время. Его зовут Додо Мармароза (1927-2002). Расцвет его творческой активности пришелся на конец 40-х годов прошлого века. Додо был тогда популярным бибоповым пианистом, наравне с Бадом Пауэллом и Телониусом Монком. Работал он в основном в бэндах, которыми руководили знаменитости эры свинга – Томми Дорси, Джин Крупа, Арти Шоу. Но при этом Мармароза записывался с Паркером, играл с Лестером Янгом, Барни Кесселом, Лайонелом Хэмптоном. Этот бурный период длился около десяти лет. А потом Мармароза неожиданно (проблемы со здоровьем) покинул нью-йоркскую сцену, вернулся в родной Питтсбург и тихо, почти незаметно жил там до последних дней, изредка выступая на местных площадках.
Вспомнить его творчество решил земляк Додо, питтсбургский пианист Крэйг Дэвис. От идеи до ее воплощения он прошел долгий путь – почти десять лет. В 2010 году Крэйг получил диплом Manhattan School of Music. Одна из первых его концертных программ была посвящена джазовым пианистам. Наряду с Мэри Лу Уильямс, Эрролом Гарнером, Ахмадом Джамалом, в ней нашлось место и Додо Мармарозе. Как говорит сам Дэвис, «История Додо так тронула меня, потому что он был весьма загадочной личностью. Он никогда не получал того признания, которого заслуживал, если не считать шквала известности в сороковые годы. Я решил, что возможно мне удастся помочь его музыке увидеть свет.» Музыку Мармарозы никто никогда не издавал, поэтому Крэйгу Дэвису пришлось транскрибировать ее, слушая сохранившиеся записи. В результате сложилась программа из десяти пьес Мармарозы и одной композиции самого Дэвиса, посвященной Додо: A Ditty For Dodo.
В фортепьянное трио, записавшее альбом для питтсбургского лейбла MCG Jazz, вошли вместе с Крэйгом знаменитые музыканты – басист Джон Клейтон и ударник Джефф Хэмилтон, когда-то совместно руководившие знаменитым Clayton-Hamilton Jazz Orchestra. Открывает альбом композиция, которую Додо сочинил в возрасте 14 лет и которая стала его первым синглом: Mellow Mood. Почти минуту Крэйг играет здесь соло, прежде, чем к нему присоединятся партнеры. Нельзя не упомянуть и прекрасный Dodo’s Blues с его истинно блюзовой атмосферой. В творчестве Мармарозы были и пьесы в духе Паркера, вроде Compadoo, и более абстрактные, типа Tone Paintings I. Дэвис признается, что ему очень близка музыка Мармарозы. Он тоже любит классический боп, но всегда находит в этой музыке место и для более современных высказываний. В общем, с помощью таких профи, как Клейтон и Хэмилтон, Крэйг Дэвис и MCG Jazz более, чем достойно увековечили память своего земляка. Теперь и для нас это имя перестает быть неизвестным.
Австралиец Гидеон Франкель живет в Мельбурне. Он весьма успешный композитор и продюсер, автор многих коммерческих саундтреков. И еще он большой любитель музыки, обладатель, среди прочего, целой коллекции винтажных электрических клавишных ...
Мне довелось писать о многих работах петербургского музыканта Ильи Белорукова, как изданных его лейблом Intonema, так и другими фирмами. Признаюсь искренне: ничего подобного A Fluteophone In The Forest до сих пор слушать не доводилось. Положим, ...
Впервые встречаясь с творчеством петербургского коллектива Imaginary Friends Orchestra, естественно, начал прочесывать Сеть, стремясь узнать о нем побольше. Выяснил немного, но то, что узнал, позволяет сравнить эту группу с Протеем. Был такой в ...
Пианистка из Нью-Йорка Кэрол Либовиц неоднократно гостила на нашем сайте со своими альбомами, причем разными – тут были и дуэтные проекты (чаще всего), и трио, и квартеты (с проектом To Be Continued). Объединяла их стилистика: получившая ...
Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и ...
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого ...