Почти уверен, что для большинства любителей джаза имя пианиста (и незаурядного журналиста) Итана Айверсона связано с ансамблем The Bad Plus. Именно Айверсон вместе с басистом Ридом Андерсоном и ударником Дэйвом Кингом (вместе они играли еще с 1989 года) основал этот коллектив, прославившийся смелым и неординарным сочетанием авангардной эстетики с элементами рока и поп-музыки, в 2000 году. The Bad Plus существует и сегодня, только сам Айверсон ушел из группы в 2017 году. С тех пор он записывался с саксофонистом Марком Тернером на ЕСМ, с трубачом Томом Харреллом также на ЕСМ, гастролировал с квартетом Билли Харта по Европе, а в 2021 году выпустил любопытный альбом-трибьют Bud Powell in the 21st Century.
Новый год для Итана Айверсона начался c фонографического дебюта на престижном лейбле Blue Note Records с новым альбомом Every Note Is True, который записывало его тоже новое трио. Состав Айверсон подобрал, не побоюсь этого слова, звездный. На позицию контрабасиста он пригласил Ларри Гренадера, с которым ему уже доводилось работать ранее. Последний за свою карьеру переиграл со многими знаменитостями, но особо надо выделить сотрудничество Ларри с Пэтом Мэтини, Брэдом Мельдоу и Джоном Скофилдом. Сегодня он – один из самых востребованных и высоко ценимых басистов в джазе. Ну, а место за ударной установкой занял легендарный и неутомимый Джек ДеДжонетт, еще в 2007 году попавший в Зал Славы журнала Modern Drummer, прославленный мастер, заслуженно считающийся одним из самых влиятельных барабанщиков за последние пол-века. Легче найти джазменов, с которыми он не работал, чем перечислять его партнеров с начала 70-х годов и по сей день. И, на диво, именно с Итаном Айверсоном его пути ранее не пересекались, в Every Note Is True они впервые работали вместе. Понятно, что в формате классического фортепьянного трио состав Айверсон-Гренадер-ДеДжонетт способен решать задачи любой сложности. И лидер трио, верный своему синтетическому стилю, постарался сделать эти задачи как можно более разнообразными.
Сюрпризы поджидают слушателя уже с первого трека. Супруга Айверсона, писательница Сара Демингс сочинила текст, давший название и стартовому треку, и самому альбому. Every Note Is True – это своеобразная песня-молитва, славящая освобождение (пусть пока не полное) от ковидных ограничений. Здесь вы наверняка с удивлением услышите поющего Айверсона в сопровождении хора из 44 виртуальных голосов. Сам Итан говорит об этом эксперименте так: «Я тот еще певец! Вы можете услышать мои трели в верхах в этом хоре. Но я люблю любительское пение! Любительский хор или детский хор — это великолепно, почти кинематографично.». Далее по ходу альбома раскрывается еще одна сторона широкой натуры Итана Айверсона – его любовь к детективам и ужастикам. Композиция For Ellen Raskin посвящена писательнице, автору мистического романа для детей The Westing Game (1978), который восхитил в свое время пятилетнего тогда Итана и повлиял на формирование его литературных вкусов. А финальная композиция At The Bells Of Motley, самая длинная в альбоме (девять минут) получила название по одной из книг Агаты Кристи. И музыка здесь соответствующая: этакий саундтрек к несуществующему фильму, полу-серьезный, полу-пародийный, заставивший меня вспомнить «Розовую пантеру» Генри Манчини. А вот Goodness Knows – это своего рода «выставка достижений фортепьянного хозяйства в джазе» от гарлемского пиано-страйд до наших дней. Понятно, главный «экскурсовод» по этой выставке – сам Айверсон, но и Гренадер тут очень хорош. She Won’t Forget Me с ее интонациями поп-музыки – это попытка ностальгического возвращения во времена The Bad Plus, наверняка приятная поклонникам того, поп-джазового Айверсона. Ну и не могу не упомянуть еще один примечательный трек, единственную композицию, написанную не Айверсоном. Blue принес в альбом ДеДжонетт, и для меня эта вещь стала одним из пиков программы вместе с Goodness Knows. Надеюсь, согласитесь: картина пестрая, для кого-то даже слишком. Но скучно с Итаном Айверсоном просто не бывает, это я вам гарантирую!
Басист и продюсер Леон Ли Дорси и бывший участник Headhunters ударник Майк Кларк продолжают плодотворное сотрудничество уже пятым совместным альбомом. Все их проекты создавались по одному сценарию. Отлично сыгранная ритм-группа с идеальным ...
Гитарист, композитор и бэнд-лидер из Торонто Майк Маррей дебютирует полностью авторским альбомом Horizon, официальный релиз которого намечен на 22 апреля. Однако, идея альбома родилась много раньше, еше в 2020 году. Ансамбль Маррея дал один концерт ...
Многие меломаны влюблены в ритмы босса-новы, очень многие почитают легендарных Beatles . Представляемый нами альбом должен объединить тех и других – ведь он так и называется: Beatles in Bossa. Это новая работа американо-бразильского ансамбля Minas, ...
С эфиопской вокалисткой Минешу мы впервые знакомили наших читателей в 2018 году. То был четвертый в ее дискографии альбом Daa Dee. В обзоре той работы можно найти информацию о самой певице и ее творческом пути, поэтому сейчас нет смысла повторяться ...
Как и три предыдущих, новый альбом Миши Цыганова в начале 2022 года вышел на нидерландском лейбле Criss Cross Jazz. Обычный для сотрудничества Цыганова с этим лейблом ритм в два года между альбомами на сей раз нарушен: со времен издания Playing With ...
Трое немецких музыкантов, почти ровесников (разница в возрасте между самым старшим и самым молодым всего три года), создали совместный проект Living is easy, mostly, увидевший свет на лейбле GLM Music буквально вчера – 18 марта. Интересно, что ...
Уроженец Бонна, а ныне живущий в Кельне немецкий пианист Мориц Прайслер (р.1991) дебютирует на лейбле Klaeng Records с альбомом Raureif. Мориц начинал с академической музыки, она близка ему и сейчас, но основной сферой его творческих интересов ...
После небольшого, во многом спонтанного, прошлогоднего альбома Union, студийного концерта, заменившего не сложившуюся живую запись на концерте, в этом году хорошо знакомая нашим постоянным читателям австрийская саксофонистка, композитор и бэнд-лидер ...
Необычный инструмент в руках Нэнси Гудинаки, американской гитаристки и вокалистки греческого происхождения, называется Moov Travel Guitar. Это портативная складная гитара, длина которой в сложенном виде не превышает 70 сантиметров. На этом ...
Название этого альбома напоминает рецепт некоего блюда с перечислением ингредиентов. Надо сказать, приготовившие его мастера точны в своих обещаниях: потребитель найдет здесь и Noir, и Dark (хотя разница между этими дефинициями столь же тонка, как и ...
Из разных стран приходят к нам релизы. География достаточно широка. Понятно, большую часть составляют работы, сделанные на родине джаза – в США. Если говорить о Южной Америке, то шире всего представлены у нас две самые крупные страны этого региона: ...
Мэттью Голомбиски, присылая к нам на сайт новые релизы своего лейбла ears&eyes Records , успел приучить к тому, что это преимущественно работы из сферы джазового авангарда или свободной импровизации. Но в данном случае в альбоме Será Niebla вас ждет ...