Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, Send For Me стоял на тринадцатом месте – и вот такой скачок: неделей раньше альбом попал в Топ-10, а теперь «прыгнул» на первую позицию, сместив оттуда другую вокалистку, Джазмейю Хорн, продержавшуюся на «троне» целых десять недель. Чем же так привлек американских джазфэнов новый альбом Расселл и кто она? Давайте разбираться…
В отличие от той же Хорн, Кэтрин Расселл – ветеран американской сцены, ей хорошо за шестьдесят и она старше Хорн почти на сорок лет. Кэтрин родилась в самой, что ни на есть джазовой и даже знаменитой семье. Ее отец, пианист Луис Расселл – выходец из Панамы, с 1919 года он играл джаз в Новом Орлеане и Чикаго, работал с Кингом Оливером и Луисом Армстронгом, у которого он долго был музыкальным директором. В 1927 – 1948 годах он возглавлял весьма успешные биг-бэнды. Мать Карлин Рэй была джазовой вокалисткой. Кэтрин очень любила свинг – музыку своих родителей и, казалось бы, соответствующая карьера ей была обеспечена. Но все сложилось не так гладко. Лишь к тридцати годам она посвятила себя сцене и в качестве бэк-вокалистки выступала с действительно большими звездами – группой Steely Dan, Дэвидом Боуи, Мадонной. О своей карьере она и не мечтала. Лишь в 2005 году (Расселл было уже под пятьдесят) супруг Кэтрин Пол Кан вдохновил ее на запись первого собственного альбома. И вот тут все пошло по восходящей. Работы Расселл отмечались премиями в Германии и Франции, альбомы Harlem on My Mind (2016) и
Alone Together(2019) удостаивались номинации на Грэмми в категории «лучший альбом вокального джаза», а Alone Together стал самым популярным альбомом на JazzWeek по итогам года. Send For Me, восьмой по счету альбом певицы, сделан в том же ключе и, как видите, его тоже слушают и любят в Штатах.
Кэтрин Расселл предлагает своим слушателям ностальгичный старый джаз, в основном музыку эпохи свинга. В программе ее альбома – песни, которые в свое время исполняли Синатра и Армстронг, Билли Холидэй и Нэт Кинг Коул, Бетти Картер и Джек Тигарден. Это ее стихия, в ней она чувствует себя уверенно и способна передать слушателю все эмоциональные оттенки этих песен, по преимуществу, невзыскательной в плане глубины текста любовной лирики. Но современных американцев вряд ли волнуют конкретные строки текста. Предполагаю, что для них эта ретро-музыка, эти мастерски исполненные Кэтрин Расселл стилизации – погружение в кажущийся из более, чем полувековой дали безоблачным мир, когда и доллар, и традиционные семейные ценности были крепки, Голливуд оставался фабрикой сладких снов, а бархатный Синатра или хрипловатый Армстронг внушали уверенность, что America is Beautiful…
Сама Расселл определяет свою стилистику, как «свингующий романс». Понятие, понятно, расплывчатое. В программе альбома мы найдем и замечательные блюзы, например, титульную песню Send For Me, в свое время хит Нэт Кинг Коула, или In The Night с томным баритон-саксофоном Пола Недзели, и характерные свинговые номера - At The Swing Cats Ball ее отца Луиса Расселла, Sticks and Stones Энди Разафа, племянника последней королевы Мадагаскара, ставшего в Штатах популярным композитором, и эффектные баллады Make It Last и Blue and Sentimental, а также ранние версии ритм-энд-блюза и даже музыки соул. Точное интонирование и мастерское владение голосом помогает Кэтрин Расселл в каждом случае интерпретировать эти композиции из Great American Songbook так убедительно, что, кажется, иные версии трудно себе вообразить. Разумеется, не забудем и про отличную команду инструменталистов, работавших над этим проектом вместе с ней. Хватает в альбоме и их коротких, но выразительных соло. Кстати, в списке исполнителей можно увидеть и имя Пола Кана, прихлопывающего ритмично в ладоши в титульной композиции – муж-менеджер успешно вывел жену на дорогу, по которой она продолжает подниматься все выше и выше – возраст, оказывается, тут не помеха!
Многие меломаны влюблены в ритмы босса-новы, очень многие почитают легендарных Beatles . Представляемый нами альбом должен объединить тех и других – ведь он так и называется: Beatles in Bossa. Это новая работа американо-бразильского ансамбля Minas, ...
С эфиопской вокалисткой Минешу мы впервые знакомили наших читателей в 2018 году. То был четвертый в ее дискографии альбом Daa Dee. В обзоре той работы можно найти информацию о самой певице и ее творческом пути, поэтому сейчас нет смысла повторяться ...
Как и три предыдущих, новый альбом Миши Цыганова в начале 2022 года вышел на нидерландском лейбле Criss Cross Jazz. Обычный для сотрудничества Цыганова с этим лейблом ритм в два года между альбомами на сей раз нарушен: со времен издания Playing With ...
Трое немецких музыкантов, почти ровесников (разница в возрасте между самым старшим и самым молодым всего три года), создали совместный проект Living is easy, mostly, увидевший свет на лейбле GLM Music буквально вчера – 18 марта. Интересно, что ...
Уроженец Бонна, а ныне живущий в Кельне немецкий пианист Мориц Прайслер (р.1991) дебютирует на лейбле Klaeng Records с альбомом Raureif. Мориц начинал с академической музыки, она близка ему и сейчас, но основной сферой его творческих интересов ...
После небольшого, во многом спонтанного, прошлогоднего альбома Union, студийного концерта, заменившего не сложившуюся живую запись на концерте, в этом году хорошо знакомая нашим постоянным читателям австрийская саксофонистка, композитор и бэнд-лидер ...
Необычный инструмент в руках Нэнси Гудинаки, американской гитаристки и вокалистки греческого происхождения, называется Moov Travel Guitar. Это портативная складная гитара, длина которой в сложенном виде не превышает 70 сантиметров. На этом ...
Название этого альбома напоминает рецепт некоего блюда с перечислением ингредиентов. Надо сказать, приготовившие его мастера точны в своих обещаниях: потребитель найдет здесь и Noir, и Dark (хотя разница между этими дефинициями столь же тонка, как и ...
Из разных стран приходят к нам релизы. География достаточно широка. Понятно, большую часть составляют работы, сделанные на родине джаза – в США. Если говорить о Южной Америке, то шире всего представлены у нас две самые крупные страны этого региона: ...
Мэттью Голомбиски, присылая к нам на сайт новые релизы своего лейбла ears&eyes Records , успел приучить к тому, что это преимущественно работы из сферы джазового авангарда или свободной импровизации. Но в данном случае в альбоме Será Niebla вас ждет ...
«Маленький биг-бэнд» - так можно перевести название ансамбля, организованного Никосом Хаджицакосом, и его альбома. Довольно точное название: в состав Tiny Big Band входит мощная духовая секция из шести музыкантов (две трубы, три саксофона, тромбон), ...
Предыдущий альбом Ноама Лемиша, освещавшийся нашим сайтом, Erlebnisse (2021) был сольным фортепьянным проектом. В нынешнем Twelve он тоже играет на фортепьяно, но прежде всего Лемиш здесь – композитор, аранжировщик и лидер камерного оркестра. Можно ...