Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, Send For Me стоял на тринадцатом месте – и вот такой скачок: неделей раньше альбом попал в Топ-10, а теперь «прыгнул» на первую позицию, сместив оттуда другую вокалистку, Джазмейю Хорн, продержавшуюся на «троне» целых десять недель. Чем же так привлек американских джазфэнов новый альбом Расселл и кто она? Давайте разбираться…
В отличие от той же Хорн, Кэтрин Расселл – ветеран американской сцены, ей хорошо за шестьдесят и она старше Хорн почти на сорок лет. Кэтрин родилась в самой, что ни на есть джазовой и даже знаменитой семье. Ее отец, пианист Луис Расселл – выходец из Панамы, с 1919 года он играл джаз в Новом Орлеане и Чикаго, работал с Кингом Оливером и Луисом Армстронгом, у которого он долго был музыкальным директором. В 1927 – 1948 годах он возглавлял весьма успешные биг-бэнды. Мать Карлин Рэй была джазовой вокалисткой. Кэтрин очень любила свинг – музыку своих родителей и, казалось бы, соответствующая карьера ей была обеспечена. Но все сложилось не так гладко. Лишь к тридцати годам она посвятила себя сцене и в качестве бэк-вокалистки выступала с действительно большими звездами – группой Steely Dan, Дэвидом Боуи, Мадонной. О своей карьере она и не мечтала. Лишь в 2005 году (Расселл было уже под пятьдесят) супруг Кэтрин Пол Кан вдохновил ее на запись первого собственного альбома. И вот тут все пошло по восходящей. Работы Расселл отмечались премиями в Германии и Франции, альбомы Harlem on My Mind (2016) и
Alone Together(2019) удостаивались номинации на Грэмми в категории «лучший альбом вокального джаза», а Alone Together стал самым популярным альбомом на JazzWeek по итогам года. Send For Me, восьмой по счету альбом певицы, сделан в том же ключе и, как видите, его тоже слушают и любят в Штатах.
Кэтрин Расселл предлагает своим слушателям ностальгичный старый джаз, в основном музыку эпохи свинга. В программе ее альбома – песни, которые в свое время исполняли Синатра и Армстронг, Билли Холидэй и Нэт Кинг Коул, Бетти Картер и Джек Тигарден. Это ее стихия, в ней она чувствует себя уверенно и способна передать слушателю все эмоциональные оттенки этих песен, по преимуществу, невзыскательной в плане глубины текста любовной лирики. Но современных американцев вряд ли волнуют конкретные строки текста. Предполагаю, что для них эта ретро-музыка, эти мастерски исполненные Кэтрин Расселл стилизации – погружение в кажущийся из более, чем полувековой дали безоблачным мир, когда и доллар, и традиционные семейные ценности были крепки, Голливуд оставался фабрикой сладких снов, а бархатный Синатра или хрипловатый Армстронг внушали уверенность, что America is Beautiful…
Сама Расселл определяет свою стилистику, как «свингующий романс». Понятие, понятно, расплывчатое. В программе альбома мы найдем и замечательные блюзы, например, титульную песню Send For Me, в свое время хит Нэт Кинг Коула, или In The Night с томным баритон-саксофоном Пола Недзели, и характерные свинговые номера - At The Swing Cats Ball ее отца Луиса Расселла, Sticks and Stones Энди Разафа, племянника последней королевы Мадагаскара, ставшего в Штатах популярным композитором, и эффектные баллады Make It Last и Blue and Sentimental, а также ранние версии ритм-энд-блюза и даже музыки соул. Точное интонирование и мастерское владение голосом помогает Кэтрин Расселл в каждом случае интерпретировать эти композиции из Great American Songbook так убедительно, что, кажется, иные версии трудно себе вообразить. Разумеется, не забудем и про отличную команду инструменталистов, работавших над этим проектом вместе с ней. Хватает в альбоме и их коротких, но выразительных соло. Кстати, в списке исполнителей можно увидеть и имя Пола Кана, прихлопывающего ритмично в ладоши в титульной композиции – муж-менеджер успешно вывел жену на дорогу, по которой она продолжает подниматься все выше и выше – возраст, оказывается, тут не помеха!
Интереснейший и масштабный проект, релиз которого швейцарский лейбл Unit Records назначил на 18 февраля. Но прежде, чем говорить о его создателях, необходимо обратиться к фигуре его главного героя. Якоб Август Рийс (1849-1914) – датский фотограф, ...
Если кто-то думает, что время музыкантов-самоучек ушло вместе с Армстронгом и Паркером, то он все же не прав. Да, огромное большинство современных джазовых музыкантов сегодня получают консерваторское образование, но есть и исключения. Энди Эдамсон, ...
Музыку ведущего современного бразильского джазового пианиста и композитора Антонио Адольфо всегда приятно слушать. Я делаю это с большим удовольствием уже почти десять лет и с известной гордостью могу сказать, что почти все его альбомы за это время ...
Новый релиз небольшого независимого лейбла из аргентинского города Ла-Плата дает приятную возможность открыть для себя сразу несколько новых имен. Одно из них – на обложке альбома Antique. Ариэль Инверницци Овьедо – аргентинский ударник и ...
В самом конце 2022 года случай в лице присланного итальянским лейблом Toten Schwan Records линка подарил мне одно из самых сильных эстетических впечатлений этого года – первый альбом дуэта Ayn & Marlen Und Marlen под названием From The Floor Below . ...
Головной убор, полностью или частично закрывающий лицо, под названием «балаклава» придумали английские солдаты, спасавшиеся от холодных зимних ветров во время Крымской (Восточной) войны в середине ХIХ века. Со второй половины века ХХ и по сей день ...
У меня, конечно, нет количественных показателей, но я уверен, имя «Мэттью Херберт» гораздо лучше известно нашим читателям, чем имя «Барбара Пантер». Ряд альбомов с участием Мэттью Херберта уже фигурировал в наших обзорах. Собственно, Херберт – это ...
Увидев инструментарий записавшего этот альбом ансамбля и с учетом присутствия в составе Джимми Хаслипа, трехкратного обладателя Грэмми и одного из основателей знаменитой группы Yellowjackets, в составе которой он играет уже 34 года, продвинутый ...
Этот альбом в первую очередь будет интересен поклонникам электронной музыки, а среди них тем, кто ностальгирует по временам 70-х годов прошлого века, когда зарождался краут-рок, закладывались основы Берлинской и Дюссельдорфской школ и тогдащние фэны ...
С джазовым пианистом из Нью-Йорка Биллом О’Конеллом (р.1953) мы встречались последний раз в 2015 году, на его дуэтном с саксофонистом и флейтистом Стивом Слеглом альбоме Power Of Two. Тот диск был записан на лейбле Panorama Records, а вскоре после ...
Музыкант по фамилии Драм монд просто не может не быть ударником. С Билли Драммондом так и случилось. Он – джазовый ударник, и при этом очень хороший. Высокую репутацию этот уроженец города с газетным названием Ньюпорт Ньюс, что в штате Вирджиния, ...
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...