Пару лет назад Джузеппе Бортоне и его агентство Zero Nove Nove уже представляли для наших читателей творчество певицы с юга Италии, из Апулии, Марии Мазотты (альбом Amoreamaro). Сегодня – новый гость от Джузеппе и тоже из Апулии: певец, композитор и мультиинструменталист из Бари Фабрицио Пьеполи. Его альбом Maresia одновременно стал первым релизом в каталоге организованного Бортоне лейбла: Zero Nove Nove Records.
Пьеполи – опытный мастер, начинавший свою карьеру еще в 80-е годы прошлого века в стилистике new-wave, но со временем основой его творческих интересов стал фольклор, причем, как местный – различных уголков родной Апулии, так и в целом средиземноморский, музыка разных народов, живущих на всем побережье этого региона. Фабрицио – обладатель редкостного голоса. Диапазон вокальных возможностей позволяет его тенору опускаться до баритонового регистра и подниматься чуть ли не до меццо-сопрано. Чисто технически он часто использует и приемы классического мелизматического пения, и современные электронные эффекты, в частности, технику лупинга. Пение в сольных проектах Пьеполи сопровождает игрой на классической гитаре, а также целом ряде традиционных инструментов разных народов, щипковых и ударных – от известной еще со времен барокко, а ныне популярной на Юге Италии chitarra battente, разновидности гитары с пятью двойными струнами, и до арабского уда, тюркского саза и так далее. Все это разнообразие инструментальных и вокальных красок вы можете услышать в альбоме Maresia.
Этого слова нет в итальянском языке. Оно пришло из португальского, где так называют испаряющуюся в воздухе морскую пену, возникающую, когда ветер хлещет гребни волн, постоянно нагоняющих друг друга, это, своего рода «пот моря». Так Фабрицио назвал и альбом, и его стартовую композицию, которую он сочинил в хорошо ему знакомых ритмах тарантеллы. Включил Пьеполи в альбом и знаменитую композицию королевы музыки фаду, португалки Амалии Родригеш Ave Maria fadista. «Если грех петь и играть музыку фаду, то молитесь за нас, грешных», - поет в ней Пьеполи, аккомпанируя себе на chitarra battente – но в манере, напоминающей португальскую гитару. Найдете вы здесь и Ninna nanna di Carpino, виртуозную колыбельную из апулийского горного региона Гаргано, именно в ней Пьеполи демонстрирует свое умение петь «на два голоса»: мужской и женский. Есть в альбоме и единственная чисто инструментальная тема Sair, которую Фабрицио исполняет на сазе, есть Qifti, традиционная песня небольших, живущих компактно в южной Италии албанских общин, а завершает весь проект композиция Tetuán, названная в честь города в Марокко, где издавна вместе живут мусульмане, христиане и евреи, своего рода символ многообразия средиземноморских этносов. В начале и конце этой композиции Пьеполи ввел в ткань песни записанный в Тетуане голос сефардской еврейки, поющей лирическую песню. Каждый наверняка найдет в Maresia мелодию по душе, для меня же вершиной альбома стала Melagranada ruja, суровая и эмоциональная песня родом из Сардинии, в которой павший герой обращается к матери. Применив звучание уда, Пьеполи придал ей арабо-андалузский колорит, словно воскрешая эпоху войн времен Реконкисты.
Чуть меньше сорока минут длится это путешествие по истории, географии и, конечно же, фольклору Средиземноморья. С таким гидом, как Фабрицио Пьеполи оно будет особенно интересным.
Не так часто у нас появляются информационные поводы поговорить о словацком джазе. Новый альбом вокалистки Эстер Визнеровой Blue Journal – один из них. Визнерова родилась в музыкальной семье. Ее мама стала известна еще в Чехословакии, как автор песен ...
Почти уверен, что для большинства любителей джаза имя пианиста (и незаурядного журналиста) Итана Айверсона связано с ансамблем The Bad Plus. Именно Айверсон вместе с басистом Ридом Андерсоном и ударником Дэйвом Кингом (вместе они играли еще с 1989 ...
Два маститых джазмена, два выходца из Филадельфии, гитарист Кевин Юбенкс и пианист Оррин Эванс решили создать дуэт и записали альбом, получивший эффектно выглядящее по-английски название – EEE, то есть просто аббревиатура от полного названия дуэта ...
Добро пожаловать в Новую Англию! На сей раз новый релиз отправляет нас в самый маленький американский штат Род-Айленд и знакомит с музыкантами, достаточно известными на локальной сцене – ансамблем Evening Sky из города Провиденс. Ансамбль это ...
Немецкий саксофонист Фабиан Вильман может быть знаком нашим постоянным читателям по записям с ансамблями Minua, Monoglot и Hila Puntur, которые освещал наш сайт. Все эти интернациональные коллективы объединяет место их рождения – швейцарский город ...
В отличие от самой давней группы петербуржца Ивана Розмаинского Roz Vitalis его другой проект Fair Wind Pleases сравнительно молод. И хотя Fair Wind Pleases существует только с начала 2020 года, представляемый сегодня альбом – уже четвертый в ...
2 февраля 2022 года в варшавской студии Quality Studio ансамбль Fantastic Swimmers принял дистанционное участие в фестивале Новой Музыки ECLAT, ежегодно проходящем в Штуттгарте. Исполненная в тот день программа через несколько месяцев превратилась в ...
Венгерский барабанщик и композитор Ференц Немет уже почти двадцать лет (с 2003 года) живет и работает в Нью-Йорке и за эти годы смог выстроить весьма успешную карьеру на главной джазовой сцене мира. Уж если пресса производит его в наследники Арта ...
Retratos – седьмой по счету альбом в дискографии аргентинского гитариста Франсиско Слипого, а для нашего сайта – первая встреча с его творчеством. Слипой – известный не только у себя в стране джазовый музыкант из Буэнос-Айреса, ряд его работ ...
Пятая для меня встреча с творчеством камерунского музыканта и композитора Фрэнка Бийонга. Все обзоры предыдущих его работ можно найти на нашем сайте, воспользовавшись окошком «поиск» на титульной странице. И я даже рекомендовал бы это сделать. ...
Изданный в самом конце 2022 года альбом Black Holes Are Hard To Find Франк Пауль Шуберт, Казухиса Учихаши и Клаус Кугель записали в сентябре 2021 года в Берлине, а в апреле 2022 года трио Шуберт / Учихаши / Кугель впервые появилось перед зрителями ...
Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Херша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепьяно – это словно ЛеБрон Джеймс ...