Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и креативности его творческих поисков. Не буду сейчас говорить о характере ранее услышанных альбомов (Delicious Blues (2018), New Knight ofRomanticism (2018), Black and Grey (2019), те обзоры легко, при желании, найти с помощью поисковика на сайте, вспомню только, что его музыку в Black and Grey сравнивал с графикой в изобразительном искусстве. Что ж, продолжая это сравнение, можно сказать, что в Walking Clouds Иван представил пять в полной мере уже живописных полотен.
Перейдем к аргументам. В отличие от коротких пьес в Black and Grey, здесь в тридцатипятиминутный альбом (самый объемный из мне известных) вместилось только пять композиций: «рамки» звукового полотна явно стали покрупнее. Но, конечно, дело не только и не столько в объеме. Если ранее Иван оперировал только классическим фортепьяно с умеренным электронным дополнением, то в Walking Clouds его звуковая палитра существенно расширилась. Как написал он автору этих строк, сопровождая линк к альбому, музыкант практически год осваивал джазовые импровизации на гитаре, чтобы в новом проекте наряду с фортепьянными, и гитарные партии исполнить «вживую». Ну, а помимо них мы услышим в композициях альбома и клавиши, и ударные – но уже в электронном варианте. Как «сознался» Иван, перед записью альбома он много слушал Чета Бейкера – и в этой связи ввел в ткань ряда композиций еще и небольшие партии трубы, для чего пригласил сессионного музыканта – увы, в выходных данных диска мне пришлось его указать, как Alexander X, так как Иван запомнил только имя.
Изменения коснулись и самой музыки. Пожалуй, только в стартовой (она же титульная) композиции Соболев использует элементы свингового джаза, а шире – джазовой традиции. Как мне показалось, остальные четыре пьесы – это весьма современный джаз, в котором музыковед, коим я не являюсь, может отыскать и пост-боп, и влияние академической музыки, и, возможно, эмбиента, но уже никак не смус-джаза (что имело место в предыдущих работах Ивана). Какими-то деталями своей творческой кухни Иван также поделился в письме: «…при соло на фортепьяно я старался один паттерн играть мелодически, солировать, второй паттерн блок-аккордами, что я раньше не делал». Если кратко пройтись по представленным в альбоме пьесам, то можно отметить энергетику Endless Movement с сочными партиями баса и ударных, лиричную рефлексию In the Mist , где партия трубы выглядит особенно уместной, а также Dialogue with yourself, показавшуюся мне самой интересной пьесой альбома. Здесь ведущие диалог гитара и фортепьяно, видимо, и олицетворяют две ипостаси автора этой музыки Ивана Соболева. Необходимо добавить, что все вышесказанное – это частные впечатления конкретного слушателя. Благодаря тому, что весь альбом представлен на YouTube, каждый из читающих эти строки может дать Walking Clouds собственную оценку.
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...