С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской Ассоциации джазовых журналистов. В таких опросах субъективное мнение отдельного специалиста нивелируется, благодаря большому числу этих самых субъективных мнений, и суммарный результат можно признать в значительной степени объективным (говорю лишь о степени, поскольку авангард в этих опросах привечают не часто). В начале мая Ассоциация джазовых журналистов объявила лауреатов своих наград за 2022 год. В номинации «исполнитель с малетами» победителем уже третий год подряд (!) становится еще очень молодой (родился в 1996 году) вибрафонист Джоэль Росс. Попутно, хотя и не по теме: альбомом года Ассоциация назвала работу Кенни Гарретта Sounds From The Ancestors, которую мне посчастливилось обозревать для сайта, обложка этого альбома также признана лучшей. Извините за отступление, возвращаемся к Россу. В DownBeat он также стремительно прошел путь от лучшего вибрафониста в разделе «восходящая звезда» до лучшего уже среди звезд состоявшихся. И это все при том, что первый свой авторский альбом KingMaker Джоэль выпустил совсем недавно, всего лишь в 2019 году, а нынешний The Parable Of The Poet – уже третий в его дискографии, связанной исключительно с Blue Note.
Родившийся в семье чикагских офицеров полиции, Росс приобщился к музыке рано. Вместе с братом-близнецом он стал осваивать игру на барабанах в три года, а в начальной школе уже выступал в церкви, где папа-полицейский по совместительству руководил церковным хором. Позже Джоэль оставил место за ударной установкой брату, а сам стал играть на вибрафоне, хотя поначалу даже не представлял, как выглядит этот инструмент. Что это такое он, шаг за шагом, узнавал в различных учебных заведениях родного Чикаго, потом Лос-Анджелеса и, наконец, Нью-Йорка. Главным же своим учителем Джоэль Росс считает такого выдающегося вибрафониста, как Стефон Харрис, чьи уроки дали ему особенно много и помогли молодому музыканту выработать собственный стиль игры. Сегодня Росс говорит, что «вибрафон — наилучший способ играть на ударных инструментах и, одновременно, выражать себя гармонически и теоретически». Партнер по организованному Джоэлем квинтету Good Vibes, альт-саксофонист Иммануил Уилкинс уверен, что Росс разработал новый музыкальный язык в игре на вибрафоне. Прослушав The Parable Of The Poet, вы, возможно, с ним согласитесь. С Good Vibes Росс записал свои первые два альбома, для нового же проекта он собрал новый, более масштабный коллектив.
Это уже октет с мощной духовой группой из четырех инструментов, традиционной ритм-группой фортепьяно-контрабас-ударные и, естественно, вибрафоном. Такой мини-биг-бэнд Росс задействовал для исполнения своей сюиты из семи треков-частей The Parable Of The Poet, посвященной анализу различных человеческих эмоций. Любопытно, что почти каждую часть открывает сольная партия того или иного инструмента: контрабас Рика Росато в Guilt, альт-саксофон Иммануила Уилкинса в Wail, труба Маркиза Хилла в Choices и так далее. А вот стартовую пьесу Prayer начинает своим почти полутораминутным соло на вибрафоне сам Джоэль Росс. Это его единственное соло на весь альбом, больше такого не будет. Дальше бэнд-лидер внимательно координирует переплетение линий духовых, работу ритм-группы и, время от времени, на пару с пианистом Шоном Мейсоном вставляет короткие, но емкие реплики в плотное звуковое кружево, которое плетут музыканты его ансамбля. Это стиль Джоэля Росса-инструменталиста: не выпячиваться, оставаться в тени, следить за общим саундом и лишь хирургически точно отзываться на развитие коллективной импровизации. Стиль Росса-композитора: отточенные, несколько минорные мелодии (особенно эффектные в Wail и The Impetus (To Be And Do Better), прекрасное знание языка современного джаза, гармоничный баланс звучания различных групп инструментов – да, это действительно похоже на биг-бэнд. Шеф Blue Note Records, многоопытный Дон Уоз, в восторге от своего протеже: «Джоэл не только один из выдающихся инструменталистов нашей эпохи, но и один из величайших музыкальных провидцев своего поколения». Не буду утяжелять этот текст описанием достоинств каждого из партнеров Росса, но каждый здесь – это личность. И эти представители поколения двадцати-тридцатилетних (среди них нет никого, кто достиг сорокалетнего возраста, а лидер бэнда Росс – самый молодой), нравится нам это или нет, - именно те люди, которые будут определять (и уже определяют) пути развития джаза на ближайшие десятилетия. The Parable Of The Poet тому порукой.
(Joel Ross – vibe; Immanuel Wilkins – as; Maria Grand – ts; Marquis Hill – tp; Kalia Vandever – tb; Sean Mason – p; Rick Rosato – b; Craig Weinrib – dr;)
Энергичная и креативная компания звукозаписи Newvelle Records, существующая с 2015 года и ставящая целью «вернуть джазу его славу середины прошлого века», предприняла в 2022 году выпуск серии из четырех виниловых альбомов под названием The Renewal ...
Наверное, никто не будет отрицать, что почти сорокалетняя карьера американского джазового гитариста Дэйва Страйкера последнее десятилетие все время идет в гору. Музыкант записал за это время целый ряд очень успешных альбомов. Но свой 34-й по счету ...
На обложке своего альбома The Alberta Lounge канадская вокалистка Дианн Мэтли столь аристократична, величественна и полна чувства собственного достоинства, словно она участвует в кастинге на роль одной из феодальных властительниц в сериале «Игра ...
Отношение к кинопродукции из Болливуда, как правило, полярное: одни обожают индийское кино, другие терпеть его не могут. А один из главных элементов болливудской продукции – это, разумеется, музыка и танцы. Музыкальный продюсер, композитор и скрипач ...
После довольно продолжительного молчания было приятно обнаружить у себя в почте письмо от Der Finger и линк к новому альбому дуэта: Lapidarium. Альбом свеженький, что называется, только из печки: выпущен 19 августа 2022 года итальянским лейблом ...
Саксофонист, композитор и педагог Диего Ривера не случайно является полным тезкой выдающегося мексиканского художника ХХ века. Родился он уже в США, но его родители в свое время перебрались в Штаты именно из Мексики и именно в честь знаменитого ...
В 2017 году впервые на нашем сайте появился изданный ARC Music альбом гэльской музыки, дебютный проект певицы и композитора Мэри Энн Кеннеди An Dàn. Пять лет спустя уже сама Кеннеди своими liner notes напутствует выход Moch, дебютного альбома ...
Небольшой, скромный, но очень милый дебютный альбомчик певицы (а также пианистки, гитаристки и… математика), чье имя (точнее, ник) я по-русски передать не рискну, а потому пусть она так и остается DO’A. Корни в родословной DO’A переплелись очень ...
Канадский музыкант Дон Макдональд впервые гостит на страницах нашего сайта, поэтому сначала немного о нем самом. Дон Макдональд (р.1966) живе в городе Нельсон в Британской Колумбии. Более всего он известен как композитор, который пишет музыку для ...
Альбом Shifting Perspectives записан американо-бразильским квартетом, но инициаторами проекта выступили двое музыкантов, чьи имена стоят на его обложке: американский саксофонист Дуг Стоун (здесь он играет на сопрано-саксофоне) и бразильский пианист ...
Электронный даб – то, что ждет вас в этом альбоме. Если собственно даб, получивший широкое распространение в 70-е годы, является прямым отпрыском музыки рэгги, какой узнал ее мир за пределами Ямайки в первую очередь в творчестве Боба Марли, то ...
Самый цвет бразильской джазовой диаспоры Нью-Йорка собрался в этом проекте. И не удивительно, что организатором его стал, пожалуй, самый именитый: четырехкратный номинант премии Грэмми Дудука Да Фонсека. В возрасте 24 лет ударник Эдуарду Морейра Да ...