Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его проекта Манфред Айхер, ничего не изобретали, размышляя над названием альбома, второго авторского для Джона на ECM Records. Действительно, если на обложке стоит имя John Scofield, то любому мало-мальски знакомому с джазом человеку больше ничего объяснять не надо. Само это имя – знак качества и высокого мастерства. Есть, возможно, и еще одна весомая причина, по которой мы видим на обложке только имя выдающегося гитариста. Дело в том, что это первый сольный альбом во всей более, чем полувековой творческой биографии Джона Скофилда. В звуковом пространстве альбома John Scofield живет только его электрогитара, без какого-либо сопровождения. Впрочем, это не совсем точно: весьма дозировано и аккуратно Скофилд использует в некоторых треках лупер, вступая в диалог с самим собой.
Программу из тринадцати треков, подготовленную Скофилдом, я назвал бы музыкальными мемуарами, так сказать, о времени и о себе. Такое сравнение мне кажется уместным еще и потому, что liner notes альбома представляют собой краткие комментарии Джона к каждому треку.
Джон Скофилд родился в 1951 году и рос под звуки рок-н-ролла и музыки кантри, которые остались близки ему и в течение всей долгой джазовой карьеры. И в списке композиций мы находим Not Fade Away из репертуара Бадди Холли, которую Скофилд не раз играл вместе с Филом Лэшем из Grateful Dead, а также You Win Again Хэнка Уильямса. А еще здесь есть две версии хорошо известных каждому американцу традиционных тем: неофициальный гимн всех ирландцев Danny Boy и старый блюз из Луизианы Junco Partner, который гитарист и гражданин Джон Скофилд посвящает здесь всем несправедливо томящимся за решеткой. Блюз он вообще называет «величайшим открытием ХХ века» - и в программу включен его собственный образчик блюза: Elder Dance. Скофилд, как известно, учился (но не закончил) в Беркли. Воспоминанием о тех временах выглядит его версия Coral Кита Джарретта. Он разучивал эту пьесу в Беркли, но сейчас демонстрирует чистую импровизацию, из которой Джарретт проступает только к финалу. А вот и воспоминание о первой записи: именно ею когда-то стал стандарт There Will Never Be Another You, который он играл тогда вместе с Четом Бейкером и Джерри Маллигеном. Собственная композиция Trance Du Jour – это рефлексия на 60-е годы и музыку главного кумира тех лет Джона Колтрейна. Ни одни мемуары не могут обойти стороной личную жизнь автора. Скофилд не исключение. Он включил в программу пьесу, посвященную любимой жене Сюзан - Mrs. Scofield's Waltz, а также еще несколько собственных композиций, названия которых придумала именно она.
…Мемуары часто пишут люди, отошедшие на покой от дел, которые их прославили и сделали знаменитыми. Но есть и иные примеры. Сэр Уинстон Черчилль написал свои военные мемуары (и получил за них Нобеля по литературе), но и после того еще ряд лет был премьер-министром Соединенного Королевства. Я уверен, что альбом John Scofield – лишь этап в творчестве Джона Скофилда, и он еще не раз сыграет так, как он играл в этом альбоме. Так, как умеет играть на гитаре только он.
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...
Уроженец Берлина, барабанщик Клеменс Грассман проделал путь характерный для многих европейских и азиатских музыкантов, посвятивших себя джазу. На родине, в Германии, он закончил престижную Высшую школу музыки имени Карла-Марии фон Вебера, а осенью ...
Если кто-то думает, что бразильский джаз – это всего лишь слегка оджазованные ритмы самбы или босса-новы, то он ошибается. Да, бразильский джаз бывает и таким, но он может говорить со слушателем и весьма современным, сложным языком, лишенным ...
В 2003 году лейбл MoonJune Records выпустил свой четвертый релиз, альбом группы TriPod с одноименным названием. То было трио, возглавляемое басистом Клинтом Баром. Почти двадцать лет спустя Леонардо Павкович и его MoonJune Records вновь выпускают ...