Уроженец Бонна, а ныне живущий в Кельне немецкий пианист Мориц Прайслер (р.1991) дебютирует на лейбле Klaeng Records с альбомом Raureif. Мориц начинал с академической музыки, она близка ему и сейчас, но основной сферой его творческих интересов остается джаз. В его практике есть опыт работы в дуэте, сольные программы, но Raureif он записывал в формате классического фортепьянного джазового трио. Творческий союз с басистом Давидом Хельмом и ударником Яном Филипом у него возник еще в 2017 году, и с тех пор состав трио неизменен. За эти годы у музыкантов сложилось прочное взаимопонимание, в чем может убедиться каждый слушатель альбома Raureif.
Программу этого проекта составили восемь композиций Прайслера и его же инструментальная версия сочинения классика нововенской школы Альбана Берга Die Nachtigall («Соловей») из цикла «Семь ранних пьес для голоса и фортепьяно». Выбор кавера характерен: Мориц предпочитает, судя по этому альбому, музыку «высоколобую»: сложный синтез традиций европейского нового джаза и европейской же академической музыки. Его вариант джаза имеет, на мой взгляд, не очень много общего с джазом американским, а импровизация, которая, безусловно, присуща трио Прайслера – отнюдь не уникальное достижение родины джаза: в Старом Свете вовсю импровизировали и во времена Баха, и в более ранние эпохи.
Титульная пьеса Raureif, с которой начинается альбом, дает неплохое представление и о том, что ждет слушателя далее. Строгое, спокойное, почти академическое соло Прайслера на фортепьяно к середине композиции сменяет взрыв эмоций, умело подчеркнутый ударными Филипа, чтобы в коде вновь вернуться к квази-академическому катарсису. Надо сразу подчеркнуть, что партнеры Прайслера отнюдь не являются бледными тенями своего лидера, а активно участвуют в развитии тех или иных композиций. Скажем, Хельм очень хорош в упомянутой выше версии берговского Die Nachtigall, диалог Филипа с Прайслером держит «нерв» пьесы Dribbling и так далее. Моим персональным фаворитом альбома стала, пожалуй, самая темповая композиция программы - Bone Soup, где импровизационный талант всех участников проявился очень ярко. В целом же альбом оставляет впечатление серьезной и зрелой работы. Похоже, у недавно отметившего тридцатилетие Морица Прайслера есть все шансы развивать и далее свои недюжинные таланты пианиста, композитора и бэнд-лидера.
С джазовым пианистом из Нью-Йорка Биллом О’Конеллом (р.1953) мы встречались последний раз в 2015 году, на его дуэтном с саксофонистом и флейтистом Стивом Слеглом альбоме Power Of Two. Тот диск был записан на лейбле Panorama Records, а вскоре после ...
Музыкант по фамилии Драм монд просто не может не быть ударником. С Билли Драммондом так и случилось. Он – джазовый ударник, и при этом очень хороший. Высокую репутацию этот уроженец города с газетным названием Ньюпорт Ньюс, что в штате Вирджиния, ...
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...