После небольшого, во многом спонтанного, прошлогоднего альбома Union, студийного концерта, заменившего не сложившуюся живую запись на концерте, в этом году хорошо знакомая нашим постоянным читателям австрийская саксофонистка, композитор и бэнд-лидер Мюриэль Гроссман записала у себя на Ибице, знаменитом испанском курортном острове, где она живет постоянно, уже весьма солидный, как по объему звучания, так и по качеству музыки, альбом Universal Code. Рядом с ней в студии были все, с кем она работает последние годы: сербский гитарист Радомир Милойкович, его соотечественник, ударник Урош Стаменкович, дебютировавший в ансамбле Гроссман при записи Union испанский (а точнее – балеарский, правда, не с Ибицы, а с Мальорки) органист Ллоренч Барсело и уже не раз игравшая у Гроссман басистка из Австрии Джина Шварц, присоединившаяся к вышеупомянутому квартету в трех треках.
Мюриэль предложила слушателям программу из девяти своих новых композиций, исполненных в характерном для нее стиле, органично сочетающем самые современные веяния в джазе с прочным бэкграундом идей Колтрейна. Возможно, именно на этот раз этот синтез оказался наиболее впечатляющим, да и ансамблевый саунд в Universal Code показался мне наиболее плотным и цельным. Это ощущение возникло уже при прослушивании первого трека альбома, Resonance, в котором Гроссман и Милойкович по очереди выдавали соло одно ярче другого, а ритмические рисунки Стаменковича вначале заставляли вспомнить Reverence (2019) с его упором на африканские мотивы, а затем преобразовались в натуральный фанк. Во вступительной части Clarity орган Барсело уверенно взял на себя функции баса, предваряя длинное развернутое соло лидера ансамбля, и вновь отменно звучали ударные. Для Interconnection, самую длинной пьесы альбома с объемом звучания в десять с половиной минут, Мюриэль предложила средний темп, на фоне которого ее соло на сопрано-саксофоне выглядело легким и воздушным, как дуновение балеарского ветерка, а гитара Милойковича звучала с подлинным свингом. В следующих трех треках играл уже квинтет с участием Джины Шварц. Особенно впечатлила пьеса Transience, где в середине композиции она выдала неожиданно лиричное соло на контрабасе, аккуратно вписавшееся в сольные подвиги Гроссман и Барсело в духе модального джаза. А вот в Essence, где соло Мюриэль вознеслось над традиционной блюзовой формой, мне послышалось в звучании ее инструмента что-то ориентальное. Тенор-саксофон и флейта Гроссман, гитара Милойковича и ударные Стаменковича прекрасно взаимодействовали в Post-Meditation, а финальная пьеса Compassion оказалась теплым приветом поклонникам рока.
Понимаю, что эти краткие и субъективные впечатления дают весьма слабое представление о достоинствах новой работы Мюриэль Гроссман, но, возможно, благодаря им кто-то откроет для себя эту очень талантливую и креативную исполнительницу и композитора.
Начнем с обложки. Впечатляет! ЕСМ-овский минимализм в оформлении почти достиг апогея. Три неровные, словно процарапанные, линии на белом фоне – словно японский сад камней: глядя на них можно медитировать вплоть до погружения в транс. Но лучше все же ...
Даунтаун мьюзик, как направление, было особенно популярно в конце прошлого и начале нынешнего века. Сегодня оно не так на слуху, но герои тех лет никуда не делись – они работают, работают плодотворно и интересно и примером тому может послужить ...
Возможно, кто-то из наших посетителей счастливее меня, и ему довелось читать серию детективных романов канадской писательницы Луизы Пенни об инспекторе полиции Гамаше, действующем в вымышленном городке Three Pines (то есть «Три сосны»). На старого ...
Не так часто у нас появляются информационные поводы поговорить о словацком джазе. Новый альбом вокалистки Эстер Визнеровой Blue Journal – один из них. Визнерова родилась в музыкальной семье. Ее мама стала известна еще в Чехословакии, как автор песен ...
Почти уверен, что для большинства любителей джаза имя пианиста (и незаурядного журналиста) Итана Айверсона связано с ансамблем The Bad Plus. Именно Айверсон вместе с басистом Ридом Андерсоном и ударником Дэйвом Кингом (вместе они играли еще с 1989 ...
Два маститых джазмена, два выходца из Филадельфии, гитарист Кевин Юбенкс и пианист Оррин Эванс решили создать дуэт и записали альбом, получивший эффектно выглядящее по-английски название – EEE, то есть просто аббревиатура от полного названия дуэта ...
Добро пожаловать в Новую Англию! На сей раз новый релиз отправляет нас в самый маленький американский штат Род-Айленд и знакомит с музыкантами, достаточно известными на локальной сцене – ансамблем Evening Sky из города Провиденс. Ансамбль это ...
Немецкий саксофонист Фабиан Вильман может быть знаком нашим постоянным читателям по записям с ансамблями Minua, Monoglot и Hila Puntur, которые освещал наш сайт. Все эти интернациональные коллективы объединяет место их рождения – швейцарский город ...
Пару лет назад Джузеппе Бортоне и его агентство Zero Nove Nove уже представляли для наших читателей творчество певицы с юга Италии, из Апулии, Марии Мазотты (альбом Amoreamaro). Сегодня – новый гость от Джузеппе и тоже из Апулии: певец, композитор и ...
В отличие от самой давней группы петербуржца Ивана Розмаинского Roz Vitalis его другой проект Fair Wind Pleases сравнительно молод. И хотя Fair Wind Pleases существует только с начала 2020 года, представляемый сегодня альбом – уже четвертый в ...
2 февраля 2022 года в варшавской студии Quality Studio ансамбль Fantastic Swimmers принял дистанционное участие в фестивале Новой Музыки ECLAT, ежегодно проходящем в Штуттгарте. Исполненная в тот день программа через несколько месяцев превратилась в ...
Венгерский барабанщик и композитор Ференц Немет уже почти двадцать лет (с 2003 года) живет и работает в Нью-Йорке и за эти годы смог выстроить весьма успешную карьеру на главной джазовой сцене мира. Уж если пресса производит его в наследники Арта ...