С 2013 года греческий гитарист и композитор Тассос Спилиотопулос, за творчеством которого уже давно наблюдает наш сайт, живет в Швеции, однако, до сих пор с местными музыкантами он записал только один альбом In The North, и случилось это еще в 2016 году. Правда, с тех пор Тассос выпустил еще одну работу, ЕР Solitude (2021), но тот был записан во время гастролей Спилиотопулоса в Англии с его старыми британскими партнерами (до переезда в Швецию Тассос долго жил и работал в Лондоне). И вот, все тот же лейбл Anelia Records выпускает в октябре текущего года новый альбом музыканта Ballad for a New World, где с Тассосом играют шведские музыканты.
На сей раз в качестве его партнеров выступают саксофонист Йонас Кнутсон, басист Роберт Эрландсон и ударник Фредрик Рундквист. Особого внимания заслуживает в этой команде Кнутсон: известный на европейском уровне музыкант, начинавший в свое время с джаз-рока, а в настоящем в равной мере интересующийся фольклором и джазом. Тассос предложил свои коллегам программу из восьми композиций собственного сочинения, которая в целом выполнена в несколько минорном ключе. Ее фирменным знаком можно считать титульную пьесу Ballad for a New World. Новый мир, о котором размышляет Тассос Спилиотопулос выглядит не слишком радостно: человечество еще не отошло от пандемии, которая пока только отступила, возможно, временно, а небо в Европе затянуто уже темными тучами военной угрозы и спровоцированным этой угрозой энергетическим кризисом… Гитара Тассоса в этой балладе звучит не столко лирично, сколько тревожно. Вообще в альбоме господствует не очень высокий темп, исправно регулируемый Эрландсоном и Рундквистом. На его фоне гитара Спилиотопулоса и саксофоны Кнутсона (он играет в альбоме на двух типах саксофонов – альте и сопрано) то солируют, чередуясь друг с другом, как в стартовой композиции New Land, то работают в дуэте, как в очень образной, почти кинематографичной пьесе A Day to Remember – на мой вкус, одной из лучших в программе. Несколько особняком стоят две композиции с почти одинаковыми названиями: Corridor и Corridor (part 2). Обе они решены в куда-более энергичном, почти фанковом (в Corridor (part 2) ритме. В первой из этих пьес меня впечатлил саксофон Кнутсона, а во второй особенно хороша была гитара Спилиотопулоса.
В целом Ballad for a New World – ровная и крепкая работа уже зрелого и умудренного опытом мастера, которая, несомненно займет важной место в его дискографии.
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого ...
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...
Канадскую гитаристку и вокалистку из Виннипега Джоселин Гульд ранее доводилось слышать в проектах ее земляков, пианиста Уилла Бонесса (Change of Plans, 2020, там она, правда, только пела) и саксофониста Джона Гордона (Stranger Than Fiction, 2021). ...
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...
28-летний мультиинструменталист Джон Ли родился в Южной Корее, в столичном Сеуле. Увлечение джазом привело его в Бостон, в знаменитую кузницу джазовых кадров Беркли. После окончания колледжа в 2016 году Ли перебрался в Канаду, осел на тихоокеанском ...