Головной убор, полностью или частично закрывающий лицо, под названием «балаклава» придумали английские солдаты, спасавшиеся от холодных зимних ветров во время Крымской (Восточной) войны в середине ХIХ века. Со второй половины века ХХ и по сей день балаклава приобрела специфическую популярность: в криминальном мире, у террористов разных мастей, у радикальных демонстрантов и у сотрудников силовых структур, их разгоняющих. Балаклава украшает обложку альбома Let Me Out украино-канадской группы, которая и назвала себя Balaklava Blues.
История ее необычна. Киевский этномузыколог Маричка Марчик (тогда еще Кудрявцева) всегда сторонилась политики, но в 2014 году, как и многие украинцы, все же оказалась на Майдане. Именно там она познакомилась с канадским музыкантом украинского происхождения Марком Марчиком, часто приезжавшим на родину своих предков. Годом позже они поженились в Торонто. Марк к тому времени был лидером основанного в 2009 году ансамбля Lemon Bucket Orkestra, игравшим зажигательную смесь балканских, клезмерских и цыганских мелодий с панком и получившим широкое признание (включая номинацию на Джюно) и в Канаде, и за ее пределами. Но творческие интересы семейного дуэта сместились несколько в ином направлении, кристаллизовавшись в альбом Let Me Out, записанный Марком и Маричкой при участии ударника Оскара Ламбарри.
Программу этого небольшого, но очень емкого альбома можно условно разделить на три части. Две композиции, Beat Up и Broken были написаны для сочиненной ими «герилья-фолк-оперы» Counting Sheep, с успехом исполнявшейся в Штатах, Англии и Германии. Три композиции, Gone, Dogs of Europe и Shelter Our Sky Марк и Маричка сочинили для поставленного в марте 2022 года в Лондоне спектакля по книге белорусского писателя Ольгерда Бахаревича «Собаки Европы». В 2019 году эта книга в России попала в шорт-лист номинаций на престижную литературную премию «Большая книга», а на родине автора также удостоилась своеобразного признания: в 2022 году она была в судебном порядке внесена в список экстремистских материалов. Остальные же композиции, включая титульную Let Me Out, сочинялись авторами в период ковидного локдауна.
Музыка Balaklava Blues представляет собой чрезвычайно мощную и притягательную смесь вокальных фольклорных украинских мотивов (главный голос группы – это Маричка, хотя поют и двое остальных участников записи) с богатой электро-акустической инструментальной палитрой, где звуки скрипки (Марк – скрипач по образованию) и фортепьяно соседствуют с синтезаторами под, как правило, мрачные и жестко акцентированные ритмические рисунки. Особенно последнее характерно для стартовой и финальной композиций альбома - You Shoot Me и Let Me Out. Две пьесы для лондонского спектакля – это психоделическое электронное царство с бешеными ударными, а вот третья, Shelter Our Sky, очень лирична и даже трогательна: здесь голос не сразу присоединяется к одинокому фортепьяно, раз за разом повторяющему простенькую мелодию. Очень хороша композиция Gimme с сочной скрипичной партией и «гендерным равноправием» мужского и женского голосов. «Дай мне приют, дай мне еду, дай мне любовь и дай мне исцелиться» поют Маричка и Марк в этой песне. Для меня эта композиция вместе с титульной, а также со Swallow, где электроника и фолк ужились наиболее гармонично, - это три вершины альбома.
Конечно, после 24 февраля, в условиях, когда украинская земля обильно поливается кровью, сами создатели альбома воспринимают свои песни совсем по-особому. Наверняка такое же чувство будет и у слушателей Let Me Out от Balaklava Blues.
Музыкант по фамилии Драм монд просто не может не быть ударником. С Билли Драммондом так и случилось. Он – джазовый ударник, и при этом очень хороший. Высокую репутацию этот уроженец города с газетным названием Ньюпорт Ньюс, что в штате Вирджиния, ...
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...