После довольно продолжительного молчания было приятно обнаружить у себя в почте письмо от Der Finger и линк к новому альбому дуэта: Lapidarium. Альбом свеженький, что называется, только из печки: выпущен 19 августа 2022 года итальянским лейблом Signora Ward Records, а на следующий день появился и на Bandcamp группы. Однако, по сути Lapidarium – продукт весьма урожайного для Der Finger 2019 года, и его место в дискографии группы находится между выпущенным в начале того года Le cinque stagioni и появившимся ближе к его концу Medizin. Как рассказывают в письме Евгения Сивкова и Антон Ефимов, «Треки нового альбома "Lapidarium" были записаны на концерте в Екатеринбурге, 1 февраля 2019 г., в Центре Современной Драмы, там с нами на сцене импровизировала местная танцевальная группа современного танца ("Труппа анатомического") с "алхимическим" перформансом, а из полученной 6-канальной записи мы свели и сделали мастеринг наиболее интересных частей.».
Так что, концертный Lapidarium – это своего рода саундтрек весьма живописного мультижанрового действа, происходившего тогда в Екатеринбурге (о нем и об истории Der Finger в целом очень рекомендую почитать большое интервью, которое Евгения и Антон дали Виктору Пучкову вскоре после того концерта: https://soloma.today/der-finger/). Упомяну только, что помимо музыкальных импровизаций от Der Finger и пластических импровизаций от «Труппы анатомического» зрители концерта могли наблюдать еще и отрывки короткометражных фильмов выдающегося чешского режиссера-сюрреалиста Яна Шванкмайера. Да, посмотреть видеозапись концерта было бы весьма соблазнительно. Но пока слушаем Lapidarium…
Если на «стреле времени» Lapidarium по дате ближе к Le cinque stagioni, то по характеру звучания, настроению, наконец, по составу (в записи Le cinque stagioni участвовал еще и отец Евгении, Эдуард Сивков) этот альбом гораздо ближе, на мой взгляд, к Medizin. Точнее, по хронологии событий, идеи студийного альбома Medizin были, похоже, нащупаны именно в концертном Lapidarium. Здесь также вторичным является качество звука, здесь также многое идет от нойзовой эстетики, когда, например, в Turandot стоны саксофона и басовый ритм с трудом прорываются сквозь шумы, здесь также почти везде довлеет жесткая ритмика, а начало Demantoid вполне органично выглядело бы в любом метал-роковом проекте. Исключением я бы назвал неожиданно романтическое (на мой вкус) звучание саксофона в самой длинной, одиннадцатитминутной композиции Panguite и психоделическую бурю, поднятую дуэтом в Stella Bethlehemica. Надо сказать, именно эта «Вифлеемская звезда», так сказать, евангельский рассказ от Der Finger, вместе с Oumuamua и той же Turandot показались мне самыми яркими моментами альбома. Но это, понятно, вкусовая оценка, а слушать и пытаться понять музыку группы было, как всегда, интересно в каждом треке.
И еще одна деталь. Выше упомянуто, что мы слушаем запись 2019 года. Но есть одна особенность, которая делает Lapidarium (лапидарий – это, как известно, музей древних каменных плит, часто надгробных, с сохранившимися на них надписями) продуктом именно текущего года. В этом альбоме нет традиционной вводной притчи от Евгении Сивковой. На этот раз от лица группы в целом есть короткий комментарий: «Время собирать камни. С надеждой на мир. DF». Мне трудно представить нормального человека, который бы не разделил с Женей и Антоном эту позицию.
P.S. Прочитав этот текст, Евгения и Антон существенно подправили мои хронологические конструкции. Вот что они пишут: "На самом деле, хотя мы этого нигде не упоминали, сам материал Medizin был записан нами на репетиции до записи Le cinque stagioni, и даже (за несколько дней) до записи Das Zeit, но выпущен был позже.. "
Греческий джазовый ансамбль Spiral Trio возник в 2012 году, когда пианист Спирос Манезис, басист Арионас Гифтакис и ударник Анастасис Гулиарис впервые встретились и решили играть вместе. Тогда новорожденный коллектив еще не имел какого-то названия, ...
Конечно же, не стоит переводить с английского название этого коллектива, как «Л-лебедь». Переводить вообще не надо: название SSWAN – это просто аббревиатура имен участников проекта, который они назвали Invisibility is an Unnatural Disaster. Это ...
Музыкант-мультиинструменталист и композитор Юсеф Латиф (урожденный Уильям Эммануэль Хэдлстоун, 1920-2013), несомненно, оставил яркий след в истории джаза. Основными его инструментами были тенор-саксофон (на котором он начал играть под влиянием ...
В дискографии итальянского пианиста и композитора Стефано Травальини вместе с альбомом Book of Innocence насчитывается пять работ. С четырьмя из них можно познакомиться на нашем сайте. Забавно, что два альбома – это сольные проекты Стефано, а два ...
Известный пианист, композитор и аранжировщик Стивен Файфке, обычно работающий с большими составами, и не менее известный трубач Биджон Уотсон, играющий, как правило, в биг-бэндах (Clayton-Hamilton Jazz Orchestra, John Daversa Progressive Big Band, ...
Из трех участников этого проекта наши читатели до сих пор имели возможность познакомиться только с пианистом Пэтом Томасом, также в записях составов импровизационной музыки, изданных бруклинским лейблом 577 Records. Шведские импровизаторы Стуре ...
Пару лет назад Susie Blue and the Lonesome Fellas впервые попали на наши электронные страницы с альбомом Bye Bye Blues и мы смогли познакомить читателей с образцовыми представителями стиля вестерн-свинг. Надо сказать, нам повезло. В обширной ...
Благодаря Дороти Эшби, Элис Колтрейн и Брэнди Янгер, арфа, инструмент, считавшийся сугубо академическим, все увереннее чувствует себя в джазе. Но этими именами список джазовых арфисток не исчерпывается. Сегодня мы знакомим вас с новым альбомом ...
С 2013 года греческий гитарист и композитор Тассос Спилиотопулос, за творчеством которого уже давно наблюдает наш сайт, живет в Швеции, однако, до сих пор с местными музыкантами он записал только один альбом In The North, и случилось это еще в 2016 ...
Терри Лин Кэррингтон – великолепный мастер игры на ударных. Она прошла большую школу, играла с Кларком Терри, Лестером Боуи, Стеном Гетцем, Херби Хэнкоком. Сегодня Кэррингтон – неоднократный лауреат премии Грэмми, ее имя постоянно фигурирует в ...
Гитарист и композитор из нью-йоркского Бруклина Энди Ротстайн окончил Ратгерский университет, где изучал музыку и компьютеры. Не знаю, как у него сейчас обстоят дела с компьютерными знаниями, но учеба музыке получила свое продолжение. Энди освоил ...
Пять лет назад семейный и творческий дуэт Джин и Маркус Бейлор, выступающие с 2013 года, как The Baylor Project, выпустили свой дебютный альбом The Journey (мы о нем писали). С тех пор карьера The Baylor Project неуклонно идет в гору. Дуэт успел ...