После довольно продолжительного молчания было приятно обнаружить у себя в почте письмо от Der Finger и линк к новому альбому дуэта: Lapidarium. Альбом свеженький, что называется, только из печки: выпущен 19 августа 2022 года итальянским лейблом Signora Ward Records, а на следующий день появился и на Bandcamp группы. Однако, по сути Lapidarium – продукт весьма урожайного для Der Finger 2019 года, и его место в дискографии группы находится между выпущенным в начале того года Le cinque stagioni и появившимся ближе к его концу Medizin. Как рассказывают в письме Евгения Сивкова и Антон Ефимов, «Треки нового альбома "Lapidarium" были записаны на концерте в Екатеринбурге, 1 февраля 2019 г., в Центре Современной Драмы, там с нами на сцене импровизировала местная танцевальная группа современного танца ("Труппа анатомического") с "алхимическим" перформансом, а из полученной 6-канальной записи мы свели и сделали мастеринг наиболее интересных частей.».
Так что, концертный Lapidarium – это своего рода саундтрек весьма живописного мультижанрового действа, происходившего тогда в Екатеринбурге (о нем и об истории Der Finger в целом очень рекомендую почитать большое интервью, которое Евгения и Антон дали Виктору Пучкову вскоре после того концерта: https://soloma.today/der-finger/). Упомяну только, что помимо музыкальных импровизаций от Der Finger и пластических импровизаций от «Труппы анатомического» зрители концерта могли наблюдать еще и отрывки короткометражных фильмов выдающегося чешского режиссера-сюрреалиста Яна Шванкмайера. Да, посмотреть видеозапись концерта было бы весьма соблазнительно. Но пока слушаем Lapidarium…
Если на «стреле времени» Lapidarium по дате ближе к Le cinque stagioni, то по характеру звучания, настроению, наконец, по составу (в записи Le cinque stagioni участвовал еще и отец Евгении, Эдуард Сивков) этот альбом гораздо ближе, на мой взгляд, к Medizin. Точнее, по хронологии событий, идеи студийного альбома Medizin были, похоже, нащупаны именно в концертном Lapidarium. Здесь также вторичным является качество звука, здесь также многое идет от нойзовой эстетики, когда, например, в Turandot стоны саксофона и басовый ритм с трудом прорываются сквозь шумы, здесь также почти везде довлеет жесткая ритмика, а начало Demantoid вполне органично выглядело бы в любом метал-роковом проекте. Исключением я бы назвал неожиданно романтическое (на мой вкус) звучание саксофона в самой длинной, одиннадцатитминутной композиции Panguite и психоделическую бурю, поднятую дуэтом в Stella Bethlehemica. Надо сказать, именно эта «Вифлеемская звезда», так сказать, евангельский рассказ от Der Finger, вместе с Oumuamua и той же Turandot показались мне самыми яркими моментами альбома. Но это, понятно, вкусовая оценка, а слушать и пытаться понять музыку группы было, как всегда, интересно в каждом треке.
И еще одна деталь. Выше упомянуто, что мы слушаем запись 2019 года. Но есть одна особенность, которая делает Lapidarium (лапидарий – это, как известно, музей древних каменных плит, часто надгробных, с сохранившимися на них надписями) продуктом именно текущего года. В этом альбоме нет традиционной вводной притчи от Евгении Сивковой. На этот раз от лица группы в целом есть короткий комментарий: «Время собирать камни. С надеждой на мир. DF». Мне трудно представить нормального человека, который бы не разделил с Женей и Антоном эту позицию.
P.S. Прочитав этот текст, Евгения и Антон существенно подправили мои хронологические конструкции. Вот что они пишут: "На самом деле, хотя мы этого нигде не упоминали, сам материал Medizin был записан нами на репетиции до записи Le cinque stagioni, и даже (за несколько дней) до записи Das Zeit, но выпущен был позже.. "
У записей немецкого гитариста и изобретателя новых типов этого инструмента Маркуса Рейтера с проектом Truce особое место в каталоге MoonJune Records. Не верите? Судите сами. Альбом Truce в 2020 году стал юбилейным, сотым релизом MoonJune Records (мы ...
Новый релиз аргентинского независимого лейбла Numeral Records знакомит с дуэтом саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича. Альбом Rizoma был записан ими в декабре 2021 года, но работа над этим проектом шла существенно дольше. Пять ...
Дебютным проектом на Nonesuch Records гитаристка и композитор Мэри Хальворсон и шеф лейбла Дэвид Битер сразу ставят музыкального журналиста перед дилеммой: что обозревать? С одной стороны, есть два одновременно выпущенных CD – один называется ...
Ближе к концу каждого года к нам начинают поступать линки и альбомы с рождественской музыкой. В этом году первым вестником приближающихся рождественских и новогодних праздников стал альбом Christmas: Live at The Jazz Room канадской вокалистки ...
Если бы обложку этого альбома проектировал я, то вместе с названием проекта Mata Atlântica и названием альбома Retiro e Ritmo крупно выделил бы два имени: Markus Reuter и Mathias Derer. Все началось с того, что Матиас Дерер (со-продюсер проекта) в ...
Последние годы Матиас Формика регулярно знакомит наших читателей с новинками аргентинского джаза, преимущественно авангардного, издаваемыми лейблом Numeral , совладельцем которого он является. Были среди них и его собственные работы. Саксофонист, ...
Не первый и, надеюсь, не последний раз слушаю Мэтта Юлери – и всегда с удовольствием. Считаю этого музыканта одним из самых ярких и креативных представителей джазовой сцены Чикаго. Начиная с 2008 года, Мэтт выпустил уже 12 сольных альбомов, часть из ...
Впервые в жизни довелось встретиться с творчеством филиппинского джазового музыканта. Строго говоря, Мэттью Муньесес – филиппинец только наполовину. Этот саксофонист и композитор родился и вырос в США, живет он в Чикаго, но музыка и тематика альбома ...
Очень камерный, очень тонкий, но безукоризненно точный по атмосфере времени джаз предлагает нам родившаяся в Торонто и живущая ныне в Нью-Йорке певица Мелисса Стилиану, записавшая альбом Dream Dancing при участии басиста Айка Штурма и легендарного ...
Мне нравится то, чем я занимаюсь, потому что достаточно часто открываешь для себя совершенно новые имена и очень интересных музыкантов. Именно так произошло с альбомом In The Moment. Его создатель – композитор и клавишник Мигель Кертсман, бразилец ...
В свое время мне довелось писать о дебютном альбоме молодого американского саксофониста из Хартфорда, Коннектикут Майка Кейси под названием The Sound of Surprise: Live at the Side Door (2017). Потом, в 2018 году Кейси записал альбом Law of ...
Басист и продюсер Леон Ли Дорси и бывший участник Headhunters ударник Майк Кларк продолжают плодотворное сотрудничество уже пятым совместным альбомом. Все их проекты создавались по одному сценарию. Отлично сыгранная ритм-группа с идеальным ...