После довольно продолжительного молчания было приятно обнаружить у себя в почте письмо от Der Finger и линк к новому альбому дуэта: Lapidarium. Альбом свеженький, что называется, только из печки: выпущен 19 августа 2022 года итальянским лейблом Signora Ward Records, а на следующий день появился и на Bandcamp группы. Однако, по сути Lapidarium – продукт весьма урожайного для Der Finger 2019 года, и его место в дискографии группы находится между выпущенным в начале того года Le cinque stagioni и появившимся ближе к его концу Medizin. Как рассказывают в письме Евгения Сивкова и Антон Ефимов, «Треки нового альбома "Lapidarium" были записаны на концерте в Екатеринбурге, 1 февраля 2019 г., в Центре Современной Драмы, там с нами на сцене импровизировала местная танцевальная группа современного танца ("Труппа анатомического") с "алхимическим" перформансом, а из полученной 6-канальной записи мы свели и сделали мастеринг наиболее интересных частей.».
Так что, концертный Lapidarium – это своего рода саундтрек весьма живописного мультижанрового действа, происходившего тогда в Екатеринбурге (о нем и об истории Der Finger в целом очень рекомендую почитать большое интервью, которое Евгения и Антон дали Виктору Пучкову вскоре после того концерта: https://soloma.today/der-finger/). Упомяну только, что помимо музыкальных импровизаций от Der Finger и пластических импровизаций от «Труппы анатомического» зрители концерта могли наблюдать еще и отрывки короткометражных фильмов выдающегося чешского режиссера-сюрреалиста Яна Шванкмайера. Да, посмотреть видеозапись концерта было бы весьма соблазнительно. Но пока слушаем Lapidarium…
Если на «стреле времени» Lapidarium по дате ближе к Le cinque stagioni, то по характеру звучания, настроению, наконец, по составу (в записи Le cinque stagioni участвовал еще и отец Евгении, Эдуард Сивков) этот альбом гораздо ближе, на мой взгляд, к Medizin. Точнее, по хронологии событий, идеи студийного альбома Medizin были, похоже, нащупаны именно в концертном Lapidarium. Здесь также вторичным является качество звука, здесь также многое идет от нойзовой эстетики, когда, например, в Turandot стоны саксофона и басовый ритм с трудом прорываются сквозь шумы, здесь также почти везде довлеет жесткая ритмика, а начало Demantoid вполне органично выглядело бы в любом метал-роковом проекте. Исключением я бы назвал неожиданно романтическое (на мой вкус) звучание саксофона в самой длинной, одиннадцатитминутной композиции Panguite и психоделическую бурю, поднятую дуэтом в Stella Bethlehemica. Надо сказать, именно эта «Вифлеемская звезда», так сказать, евангельский рассказ от Der Finger, вместе с Oumuamua и той же Turandot показались мне самыми яркими моментами альбома. Но это, понятно, вкусовая оценка, а слушать и пытаться понять музыку группы было, как всегда, интересно в каждом треке.
И еще одна деталь. Выше упомянуто, что мы слушаем запись 2019 года. Но есть одна особенность, которая делает Lapidarium (лапидарий – это, как известно, музей древних каменных плит, часто надгробных, с сохранившимися на них надписями) продуктом именно текущего года. В этом альбоме нет традиционной вводной притчи от Евгении Сивковой. На этот раз от лица группы в целом есть короткий комментарий: «Время собирать камни. С надеждой на мир. DF». Мне трудно представить нормального человека, который бы не разделил с Женей и Антоном эту позицию.
P.S. Прочитав этот текст, Евгения и Антон существенно подправили мои хронологические конструкции. Вот что они пишут: "На самом деле, хотя мы этого нигде не упоминали, сам материал Medizin был записан нами на репетиции до записи Le cinque stagioni, и даже (за несколько дней) до записи Das Zeit, но выпущен был позже.. "
Выдающийся польский трубач, звезда европейского джаза Томаш Станько (1942-2018) был кумиром для его тезки, земляка и тоже джазового трубача Томаша Домбровского (р. 1984) с детских лет. Долгие годы постер с изображением Станько украшал спальню ...
Сам факт появления этого альбома приятен уже потому, что, невзирая на центростремительный магнетизм обеих российских столиц, притягивающий таланты в разных сферах искусства, в других регионах огромной страны продолжают появляться все новые и новые ...
Этот релиз можно считать характерным образцом продукции ECM Records. Тут есть все, что стереотипы связывают с прославленным лейблом из Мюнхена. И минималистски-невнятная, типично ECM-овская обложка, и скандинавские (в данном случае – норвежские) ...
Кажется, вокалистка из Чикаго Трэйси Эйлин определилась с генеральной линией в своем творчестве. Талантливая певица, кумирами которой были Нэнси Уилсон, Элла Фитцджеральд, Кармен МакРэй, обратила на себя внимание еще в период учебы в Bloom School of ...
Августовский релиз лейбла 577 Records знакомит нас с In Flower, In Song, дебютным альбомом ансамбля Trio Xolo. Для этого состава In Flower, In Song действительно первый альбом, но сами участники коллектива, все трое, далеко не дебютанты. Басиста ...
Возможно, это утверждение покажется парадоксальным, но новейший альбом американского ударника и композитора Тайшона Сори Mesmerism для первого знакомства с творчеством этого уже маститого музыканта будет не лучшим выбором. Дело в том, что именно в ...
Роль италоамериканцев в развитии джаза на его родине трудно переоценить. Что там говорить, если первая грамзапись джаза была осуществлена ансамблем Original Dixieland Jass Band во главе с италоамериканцем Ником (на самом деле – Домиником) Ла Роккой! ...
С Виталием Овчинниковым, авангардным гитаристом из Санкт-Петербурга, наши читатели уже встречались в рецензии на альбом Displacements (2021). Тот проект, изданный небольшим лейблом Виталия ExtraNotes, был записан в формате квинтета. Новая работа, ...
И название ансамбля, и название его альбома вряд ли сможет «расшифровать» хотя бы один из сотни наших читателей. В переводе VRï означает что-то типа «Вверху», а название альбома можно перевести, как «Напевный шепот». Звучат они на валлийском языке, ...
На 7 января 2022 года нью-йоркский независимый лейбл 577 Records назначил релиз этого альбома. Рискну предположить, что он станет одним из самых значительных, как в каталоге лейбла, так и в творчестве одного из сильнейших трубачей современного джаза ...
В четвертый раз на страницах нашего сайта появляются работы композитора и музыковеда из Нью-Йорка Уэйна Элперна, и каждая новая не похожа на предыдущую. В альбоме 2019 года Sceleton он предложил слушателям совершенно необычную по аранжировкам и ...
С каталонским ударником Ксави Рейха, как и с его партнерами – гитаристом Душаном Евтовичем и басистом Бернатом Эрнандесом наш сайт знаком уже давно, благодаря записям с участием всех троих музыкантов на лейбле MoonJune Records. Все трое живут в ...