Amos Gillespie - Unstructured Time For Jazz Septet
23.02.2022
Альт-саксофонист и композитор из Чикаго с библейским именем Амос и громкой джазовой фамилией Гиллеспи играл с такими коллективами, как Hard Art Groop, Origin of Animal, New Millennium Orchestra и Access Contemporary Music (ACM). Если эти названия вам ничего не говорят, то есть смысл начать знакомство с его творчеством с альбома Unstructured Time For Jazz Septet. Для Амоса это не рядовая работа. Он начал сочинять музыку (а для многих треков и тексты) еще в 2019 году. Работа по подготовке материала была завершена годом позже, а в 2021 году осуществлена запись альбома, релиз которого состоялся в январе года нынешнего.
Понятие «септет» в названии альбома пояснений не требует: над ним работал ансамбль из семи музыкантов, включая самого Гиллеспи. В основном все они живут и работают в Чикаго, включая мексиканца по рождению, ударника Густаво Кортиньяса. А вот первая часть названия нуждается в комментариях. Здесь нет, как может показаться, музыкальных коннотаций, нет связи с джазом свободной формы, напротив, забегая вперед, можно сказать, что Амос Гиллеспи исповедует в музыкальном смысле типичный необоповый мэйнстрим. А имел ввиду он в этом названии то неспокойное, наполненное стрессами, ограничениями и дурными вестями время, в котором всем нам приходится пребывать. Так что, иными словами, название можно интерпретировать, как «Джазовый септет Амоса Гиллеспи времен ковида, ухудшающейся экологии и социально-политических проблем».
И для этих времен Амос предложил программу из девяти треков, четыре из которых – чисто инструментальные, а пять, то есть большая часть, - с вокалом. Чисто инструментальные композиции отличает ритмическое разнообразие и удачный дуэт двух саксофонов, особенно эффектно звучащих в унисон. Лучшей в этой группе треков я назвал бы самую длинную композицию альбома, стартовую Shades of Red на почти одиннадцать минут. В вокальной группе треков на авансцену выходит Александра Ольсавски, интересная певица с хорошо поставленным голосом сопранового тембра, много работающая в сфере академической и старинной музыки, что не мешает ей заниматься и иными проектами, как показывает Unstructured Time For Jazz Septet. Практически каждый из пяти треков с ее участием дает возможность наблюдать любопытный контрапункт между чисто джазовым инструментальным сопровождением и вокалом Александры, в котором принципиально нет ничего характерного для джаза. В лучшем, на мой вкус, номере Sleepless ее пение больше всего напомнило мне манеру пения знаменитой британки Кейт Буш. Во всяком случае, Ольсавски не стремится стать эпигоном Эллы или Сары, свинг – не ее конек, она поет так, как это подходит именно ей – и получается убедительно! Видимо, это оценил и Амос Гиллеспи, пригласивший в проект именно такую вокалистку. На мой взгляд, это только добавило привлекательности и его альбому в целом.
С джазовым пианистом из Нью-Йорка Биллом О’Конеллом (р.1953) мы встречались последний раз в 2015 году, на его дуэтном с саксофонистом и флейтистом Стивом Слеглом альбоме Power Of Two. Тот диск был записан на лейбле Panorama Records, а вскоре после ...
Музыкант по фамилии Драм монд просто не может не быть ударником. С Билли Драммондом так и случилось. Он – джазовый ударник, и при этом очень хороший. Высокую репутацию этот уроженец города с газетным названием Ньюпорт Ньюс, что в штате Вирджиния, ...
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...