Amos Gillespie - Unstructured Time For Jazz Septet
23.02.2022
Альт-саксофонист и композитор из Чикаго с библейским именем Амос и громкой джазовой фамилией Гиллеспи играл с такими коллективами, как Hard Art Groop, Origin of Animal, New Millennium Orchestra и Access Contemporary Music (ACM). Если эти названия вам ничего не говорят, то есть смысл начать знакомство с его творчеством с альбома Unstructured Time For Jazz Septet. Для Амоса это не рядовая работа. Он начал сочинять музыку (а для многих треков и тексты) еще в 2019 году. Работа по подготовке материала была завершена годом позже, а в 2021 году осуществлена запись альбома, релиз которого состоялся в январе года нынешнего.
Понятие «септет» в названии альбома пояснений не требует: над ним работал ансамбль из семи музыкантов, включая самого Гиллеспи. В основном все они живут и работают в Чикаго, включая мексиканца по рождению, ударника Густаво Кортиньяса. А вот первая часть названия нуждается в комментариях. Здесь нет, как может показаться, музыкальных коннотаций, нет связи с джазом свободной формы, напротив, забегая вперед, можно сказать, что Амос Гиллеспи исповедует в музыкальном смысле типичный необоповый мэйнстрим. А имел ввиду он в этом названии то неспокойное, наполненное стрессами, ограничениями и дурными вестями время, в котором всем нам приходится пребывать. Так что, иными словами, название можно интерпретировать, как «Джазовый септет Амоса Гиллеспи времен ковида, ухудшающейся экологии и социально-политических проблем».
И для этих времен Амос предложил программу из девяти треков, четыре из которых – чисто инструментальные, а пять, то есть большая часть, - с вокалом. Чисто инструментальные композиции отличает ритмическое разнообразие и удачный дуэт двух саксофонов, особенно эффектно звучащих в унисон. Лучшей в этой группе треков я назвал бы самую длинную композицию альбома, стартовую Shades of Red на почти одиннадцать минут. В вокальной группе треков на авансцену выходит Александра Ольсавски, интересная певица с хорошо поставленным голосом сопранового тембра, много работающая в сфере академической и старинной музыки, что не мешает ей заниматься и иными проектами, как показывает Unstructured Time For Jazz Septet. Практически каждый из пяти треков с ее участием дает возможность наблюдать любопытный контрапункт между чисто джазовым инструментальным сопровождением и вокалом Александры, в котором принципиально нет ничего характерного для джаза. В лучшем, на мой вкус, номере Sleepless ее пение больше всего напомнило мне манеру пения знаменитой британки Кейт Буш. Во всяком случае, Ольсавски не стремится стать эпигоном Эллы или Сары, свинг – не ее конек, она поет так, как это подходит именно ей – и получается убедительно! Видимо, это оценил и Амос Гиллеспи, пригласивший в проект именно такую вокалистку. На мой взгляд, это только добавило привлекательности и его альбому в целом.
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...
28-летний мультиинструменталист Джон Ли родился в Южной Корее, в столичном Сеуле. Увлечение джазом привело его в Бостон, в знаменитую кузницу джазовых кадров Беркли. После окончания колледжа в 2016 году Ли перебрался в Канаду, осел на тихоокеанском ...
В принципе, название альбома много говорит о его содержании само по себе: да, здесь есть и госпел, и джаз, и классика, все, что любит создатель этой работы Джон Пол МакДжи. Имя это, скорее всего, не слишком знакомо нашим читателям, поэтому для ...
Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его проекта Манфред Айхер, ничего не изобретали, размышляя над названием альбома, второго авторского для Джона на ECM Records . Действительно, если на обложке стоит имя John Scofield , то любому ...
Много лет замечательный гитарист Джон Стейн пользуется высоким авторитетом и уважением у коллег и любителей джаза. По его творческим интересам Стейна почитают прямым наследником Веса Монтгомери, Джима Холла, Кенни Баррелла и Гранта Грина. Много лет ...
Шахматы, как известно, соединяют в себе искусство, спорт и науку. Многие известные шахматисты были не чужды и других видов искусств, в том числе музыки. Гроссмейстер Тайманов был первоклассным пианистом академического стиля, а, скажем, чемпион мира ...
Впервые слушал очень интересного бразильского трубача из Рио-де-Жанейро Жозе Ариматея (он известен и как Ари, а если просто перевести его имя и фамилию на русский, то получим евангельского персонажа Иосифа Аримафейского – так что, возможно, и это ...
Море бочек, пустых стальных бочек из-под бензина, оставшихся на побережье карибского острова Тринидад после окончания Второй мировой войны и свертывания имевшей там место быть военной базы, привело к появлению нового музыкального инструмента ...
Если вы устали от зимы, от непрекращающейся пандемии или у вас просто не слишком хорошее настроение, канадский ансамбль JoyRide своим одноименным альбомом, который увидит свет 18 февраля, должен вам помочь. Это чрезвычайно жизнерадостная и весьма ...
Чуть более года назад мне довелось рецензировать Squint (2021), альбом, которым американский гитарист Джулиан Лаж начал свое сотрудничество с Blue Note Records. Альбом понравился, понравился и гитарист, которого услышал впервые. Пытаясь передать ...