Понятие «world music» порой сильно девальвируется не слишком разборчивыми музыкантами. Некоторым кажется, что, взяв пару уроков и овладев началами техники игры на арабском уде, индийском ситаре или японском сямисене, они уже становятся мастерами этнической музыки. В случае с канадским музыкантом Джорджем Кротти (www.georgecrotty.com/trio ) мы имеем дело с чем-то прямо противоположным. Джордж играет на виолончели – инструменте, который в первую очередь ассоциируется с академической музыкой. Но Кротти смог научить свой инструмент говорить на совершенно иных языках, в чем легко убедиться, послушав новый альбом его трио Chronotope, который увидит свет 22 июля. Виолончель Кротти прекрасно изъясняется по-арабски или на хинди – и это этническая музыка действительно высокого класса.
Джордж закончил в свое время известный колледж Беркли в Бостоне, после чего сразу стал активным действующим лицом на джазовой и этнической сцене Нью-Йорка. Ему довелось играть с Пакито Д’Риверой, Анат Коэн, в дуэте Loose Roots Duo, но особое значение в его творчестве получило сотрудничество с коллективами, играющими этническую музыку: National Arab Orchestra из Детройта, Brooklyn Raga Massive из Нью-Йорка и канадским Canadian Arabic Orchestra. Собственное трио Джорджа с басистом Джонатоном Чапменом и ударником Матиасом Решарте выпустило свой первый альбом под названием Four String Nomad в 2019 году. Его музыка представляла собой весьма органичное соединение этники с пост-бопом и модальным джазом. Chronotope, премьера которого состоится летом в Торонто, продолжает линию, намеченную предыдущей работой.
Это полностью авторский альбом с музыкой лидера трио. Помимо нестандартного само по себе сочетания инструментов виолончель – бас - ударные, Кротти позволил себе лишь украсить саунд группы дополнительной перкуссией в большинстве треков. Их в альбоме девять. Такие композиции, как титульная Chronotope или Halftime Hijaz несут заметный аромат арабской музыки, в Baião слышны бразильские мотивы, а Prayer Dance построен по принципам североиндийских раг. Все эти этнические оттенки покоятся на добротном джазовом фундаменте, так что, наверное, в плане стилистики эту работу можно отнести к сфере crossover. Альбом невелик по объему звучания (менее сорока минут), но емок и интересен содержанием. Трудно говорить о самых лучших композициях альбома – это дело сугубо индивидуальное. Позволю себе только высказать частное мнение: мне более других пришлись по душе Prayer Dance и Metamorphosis. В любом случае, тут есть что послушать гурманам джаза и world music.
Товар – лицом! Что ж, с такими лицами на обложке альбома «товар» Nonesuch Records под названием LongGone наверняка вызовет живой интерес у любителей джаза. Джошуа Редмэн, Брэд Мелдау, Крисчен МакБрайд, Брайан Блэйд – «молодые львы» 90-х годов, когда ...
Басист из Монреаля Реми-Жан ЛеБлан вышел на профессиональную сцену в 2005 году. До того он, конечно, увлекался музыкой, рос в 90-е годы на гранж-роке, а в студенческие годы в основном слушал современный джаз. Соученик по университету убедил ...
Полный тезка знаменитого генерала-конфедерата времен Гражданской войны в США, басист, композитор и бэнд-лидер с корейскими корнями Роберт Ли живет и работает в Торонто. В свое время он начинал с игры на скрипке, но затем перешел на контрабас. ...
Первое для нашего сайта знакомство с музыкой итальянского гитариста и композитора Роберто Зечини. Этот музыкант родился в городе Фермо, в итальянском регионе Марке, располагающемся между Аппенинами и побережьем Адриатики. Музыкой Роберто начал ...
Мне проект этот любопытен уже тем фактом, что в нем задействованы сразу два руководителя лейблов, с которыми наш сайт постоянно сотрудничает. Басист (а в данном проекте еще и исполнитель на разнообразных перкуссионных инструментах) Мэттью Голомбиски ...
В этом альбоме вас ждет встреча с настоящим новоорлеанским джазом – не по стилистике, а по месту действия. Джаз этого уникального для США города всегда особый, он отличается от джаза Нью-Йорка, Чикаго или Западного побережья. В Новом Орлеане свои ...
Если великолепные гитаристки что в роке, что в джазе, ничуть не уступающие представителям сильного пола – не новость, то вот ситаристок лично я никогда раньше не слышал, да и в принципе женщин, играющих на ситаре очень немного. Альбом SUBHA дает ...
Три года разделяют два последних альбома саксофонистки и композитора из Нью-Йорка Рокси Косс. В 2019 году она со своим квинтетом записала свой пятый по счету альбом, который назывался просто Quintet. Мы писали об этой работе, в том тексте можно ...
Три года назад я впервые услышал музыку петербургской группы Roz Vitalis – то был концертный альбом Great Expectations Live. С тех пор удалось познакомиться с ее творчеством подробнее, благо основатель и лидер коллектива Иван Розмаинский регулярно ...
Швейцарский гитарист Самуэль Мешинг впервые взял в руки инструмент в возрасте десяти лет, а музыку начал сочинять уже в двенадцать. Увлекался он в ту пору преимущественно панк-роком и рэгги. Перелом наступил, когда в руки Самуэлю попала пластинка ...
Новый, восьмой по счету и первый для лейбла Jojo Records альбом выросшего в Штатах, но родившегося в Панаме басиста Санти Дебриано во многом тематически близок к его работе Flash of the Spirit (2021), о которой мы писали в свое время. Здесь, как и ...
Певица и композитор из Нью-Йорка Сара Элизабет Чарльз – яркое явление на джазовой сцене. Это очень своеобразная артистка, которую трудно сравнить с кем-нибудь из знакомых всем громких имен. То, что она делает – это не авангард, и не мэйнстрим, она ...