Понятие «world music» порой сильно девальвируется не слишком разборчивыми музыкантами. Некоторым кажется, что, взяв пару уроков и овладев началами техники игры на арабском уде, индийском ситаре или японском сямисене, они уже становятся мастерами этнической музыки. В случае с канадским музыкантом Джорджем Кротти (www.georgecrotty.com/trio ) мы имеем дело с чем-то прямо противоположным. Джордж играет на виолончели – инструменте, который в первую очередь ассоциируется с академической музыкой. Но Кротти смог научить свой инструмент говорить на совершенно иных языках, в чем легко убедиться, послушав новый альбом его трио Chronotope, который увидит свет 22 июля. Виолончель Кротти прекрасно изъясняется по-арабски или на хинди – и это этническая музыка действительно высокого класса.
Джордж закончил в свое время известный колледж Беркли в Бостоне, после чего сразу стал активным действующим лицом на джазовой и этнической сцене Нью-Йорка. Ему довелось играть с Пакито Д’Риверой, Анат Коэн, в дуэте Loose Roots Duo, но особое значение в его творчестве получило сотрудничество с коллективами, играющими этническую музыку: National Arab Orchestra из Детройта, Brooklyn Raga Massive из Нью-Йорка и канадским Canadian Arabic Orchestra. Собственное трио Джорджа с басистом Джонатоном Чапменом и ударником Матиасом Решарте выпустило свой первый альбом под названием Four String Nomad в 2019 году. Его музыка представляла собой весьма органичное соединение этники с пост-бопом и модальным джазом. Chronotope, премьера которого состоится летом в Торонто, продолжает линию, намеченную предыдущей работой.
Это полностью авторский альбом с музыкой лидера трио. Помимо нестандартного само по себе сочетания инструментов виолончель – бас - ударные, Кротти позволил себе лишь украсить саунд группы дополнительной перкуссией в большинстве треков. Их в альбоме девять. Такие композиции, как титульная Chronotope или Halftime Hijaz несут заметный аромат арабской музыки, в Baião слышны бразильские мотивы, а Prayer Dance построен по принципам североиндийских раг. Все эти этнические оттенки покоятся на добротном джазовом фундаменте, так что, наверное, в плане стилистики эту работу можно отнести к сфере crossover. Альбом невелик по объему звучания (менее сорока минут), но емок и интересен содержанием. Трудно говорить о самых лучших композициях альбома – это дело сугубо индивидуальное. Позволю себе только высказать частное мнение: мне более других пришлись по душе Prayer Dance и Metamorphosis. В любом случае, тут есть что послушать гурманам джаза и world music.
Предыдущий альбом Ноама Лемиша, освещавшийся нашим сайтом, Erlebnisse (2021) был сольным фортепьянным проектом. В нынешнем Twelve он тоже играет на фортепьяно, но прежде всего Лемиш здесь – композитор, аранжировщик и лидер камерного оркестра. Можно ...
Предыдущий альбом немецкого саксофониста и композитора Норберта Штайна, яркого представителя современного джазового авангарда, придумавшего для своей музыки специальный термин пата-музыка (по аналогии с героем французского писателя конца ХIХ века ...
Гитара в джазе – акустика или электрика? Когда-то такая постановка вопроса была актуальной. Сторонники той или иной версии ломали копья и приводили свои аргументы. Потом дискуссия поутихла. Все поняли, что, условно говоря, и Джим Холл, и Пэт Мэтини ...
Четыре года назад на наших электронных страницах мне довелось писать об альбоме трио живущего ныне в США израильско-аргентинского саксофониста Идена Барекета Night. Одним из участников этого трио был брат Идена, басист Ор Барекет. И вот теперь с ...
Как мне кажется, крупнейшие на сегодняшний день имена в латинском джазе – это Артуро О’Фэррилл и герой сегодняшнего рассказа: родившийся в Нью-Йорке сын эмигрантов из Пуэрто-Рико, пианист, композитор и бэнд-лидер, четырехкратный лауреат премии ...
И снова ковид стал толчком к появлению этого альбома. В данном случае история создания альбома Riverside довольно необычна. Риверсайд-парк – большой и красивый парк, раскинувшийся вдоль реки Гудзон в нью-йоркском районе Манхэттен. Неподалеку от ...
Абсолютно новое для меня и для наших читателей имя. Ранее не приходилось встречаться с музыкой аргентинского басиста и композитора Пабло Ланугера, а потому некоторые биографические подробности будут не лишними. Уроженец Буэнос-Айреса, получивший ...
Этот альбом привлек особое внимание. Мэттью Голомбиски, человек, прекрасно знающий джазовую сцену Аргентины, в своем письме весьма высоко оценил достоинства тенор-саксофониста Пабло Мозера, а ритм-группу, состоящую из басиста Хуана Бахона и ударника ...
Рекомендую этот альбом всем, кто хочет узнать, что такое джазовая импровизация. По отношению к альбому Summertime in Leith это понятие можно применить даже два раза. Почему? Начнем по порядку… Канадские музыканты басист Пол Новотны и пианист Роби ...
Три громких имени на обложке этого альбома. Питер Эрскин (р.1954) – знаменитый джазовый ударник, двухкратный лауреат Грэмми. Он работал с Weather Report, Хаббардом, Скофилдом, Фризеллом, Аберкромби, братьями Брекерами, Дайаной Кролл и многими ...
Первое, что видишь, знакомясь с новым альбомом, - это обложка. Обложка Plantas Horribles мне понравилась. А когда я узнал, кто ее автор, то зауважал Камиллу Неббия еще больше. С этой талантливой аргентинской саксофонисткой наши читатели могли ...
Pretzil Stex, название джазового квартета, записавшего альбом Garden Variety, вы раньше вряд ли слышали. Но если обратиться к его составу, то имя одного из музыкантов должно быть знакомо постоянным читателям нашего сайта. Это саксофонист и флейтист ...