nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Fred Hersch - Breath By Breath

Fred Hersch - Breath By Breath  Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Херша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепьяно – это словно ЛеБрон Джеймс на баскетбольной площадке. Он – само совершенство». За свою более, чем сорокалетнюю карьеру в джазе Фред Херш (р.1955) снискал немало лестных отзывов и получил немало престижных наград. За романтичность и лиризм его игры Херша часто сравнивали с Биллом Эвансом. Сам он, не отрицая любви к Эвансу, говорил о влиянии Ахмада Джамала и Телониуса Монка. Но последние лет двадцать его постепенно перестали сравнивать с кем-то, а начали вычислять уже его влияние на других пианистов. Так или иначе, Херш – один из самых авторитетных современных мастеров джаза – и как исполнитель, и как композитор.

Новым альбомом Breath By Breath Херш вторгается в новую для своей практики сферу, которая, однако, привлекала его с детских лет. Как пишет он сам в liner notes альбома, мальчиком в Цинцинатти он учился игре на фортепьяно у пианистки, чей муж играл на виолончели в известном струнном квартете LaSalle Quartet, а потому часто с интересом следил, как супруги обсуждали тонкости квартетных партитур. И вот, в конце августа 2021 года в Нью-Йорке Херш соединил в студии свой любимый джазовый формат фортепьянного трио (с испытанным 30-летней практикой сотрудничества Дрю Грессом на басу и натурализованным в Штатах немецким ударником Йохеном Рюкертом) со струнным квартетом Crosby Street String Quartet.

Этому академически-джазовому составу Херш доверил исполнение своего большого сочинения в восьми частях, названного «Сюита Сати». Откровенно говоря, увидев такое название, я решил, что речь идет о трибьюте популярному у джазменов импрессионисту начала ХХ века Эрику Сати, но оказался не прав. Оказывается, Фред Херш давно увлекается практикой медитаций, и «сати» в данном случае – буддистский термин, обозначающий медитацию с погружением в воспоминания. Некоторые названия треков-частей сюиты прямо аппелируют к технике медитации (Begin Again, Breath By Breath, Rising, Falling), а, скажем, Mara восходит к буддистской мифологии (Мара – злой демон, искушавший Будду земными благами). Но в альбоме Breath By Breath не восемь, а девять треков, и финальный трек под названием Pastorale и с подзаголовком «Посвящение Роберту Шуману» дополнительно подчеркивает «академический» крен этого проекта.

Но джаз-то при этом никуда не делся! Достаточно оценить филигранную технику самого Херша, послушать басовые партии Гресса в Breath By Breath и Monkey Mind, отдать должное ритмическому богатству игры Рюкерта. А в пьесе Mara, сюжетно отличающейся от других композиций, Фреду понадобилась еще и дополнительная перкуссия, и приглашенный бразилец Роджерио Боккато бесспорно украсил этот трек. Струнный квартет Херш использует преимущественно, как еще один инструмент, пусть и состоящий из нескольких голосов, и именно в джазовом контексте рассматривает его взаимодействие и со своим фортепьяно, и с инструментами других участников трио. Прямая математика тут не действует! Формула «джазовое трио» плюс «академический квартет» дает в результате специфический «джазовый квартет»! Струнный квартет, как мне кажется, органичен в этом проекте, ни разу у меня не возникло ощущения искусственности его присутствия в музыке Херша. И если вновь вспомнить идеи «третьего течения», синтеза классики и джаза, то вариант Херша в этом плане мне представляется близким к идеалу. Это один взгляд на вещи. А вот если вообразить некоего завсегдатая академических концертов, абсолютно далекого от джаза и никогда не слышавшего имен исполнителей Breath By Breath, то я допускаю, что ему этот альбом покажется просто облегченным, адаптированным для широкого круга невзыскательных потребителей вариантом классики. Парадокс? Не знаю, не знаю… Все зависит от точки зрения…

© & (p) 2022 Palmetto Records

9 tks / 46 mins

(Fred Hersch – p; Drew Gress – b; Jochen Rueckert – dr; Crosby Street String Quartet: Joyce Hammann, Laura Seaton – vi; Lois Martin – viola; Jody Redhage Ferber – cello; Rogerio Boccato – perc (tk 6);)

Линк предоставлен Jazzist

Леонид АУСКЕРН

(первая публикация: Jazzist Club, https://jazzist.club/fred-hersch-breath-by-breath/)


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
третье течение





Ещё из раздела издано в 2022 г.

  • стиль: джаз
Головной убор, полностью или частично закрывающий лицо, под названием «балаклава» придумали английские солдаты, спасавшиеся от холодных зимних ветров во время Крымской (Восточной) войны в середине ХIХ века. Со второй половины века ХХ и по сей день ...
  • стиль: джаз
У меня, конечно, нет количественных показателей, но я уверен, имя «Мэттью Херберт» гораздо лучше известно нашим читателям, чем имя «Барбара Пантер». Ряд альбомов с участием Мэттью Херберта уже фигурировал в наших обзорах. Собственно, Херберт – это ...
  • стиль: джаз
Увидев инструментарий записавшего этот альбом ансамбля и с учетом присутствия в составе Джимми Хаслипа, трехкратного обладателя Грэмми и одного из основателей знаменитой группы Yellowjackets, в составе которой он играет уже 34 года, продвинутый ...
  • стиль: джаз
Этот альбом в первую очередь будет интересен поклонникам электронной музыки, а среди них тем, кто ностальгирует по временам 70-х годов прошлого века, когда зарождался краут-рок, закладывались основы Берлинской и Дюссельдорфской школ и тогдащние фэны ...
  • стиль: джаз
С джазовым пианистом из Нью-Йорка Биллом О’Конеллом (р.1953) мы встречались последний раз в 2015 году, на его дуэтном с саксофонистом и флейтистом Стивом Слеглом альбоме Power Of Two. Тот диск был записан на лейбле Panorama Records, а вскоре после ...
  • стиль: джаз
Музыкант по фамилии Драм монд просто не может не быть ударником. С Билли Драммондом так и случилось. Он – джазовый ударник, и при этом очень хороший. Высокую репутацию этот уроженец города с газетным названием Ньюпорт Ньюс, что в штате Вирджиния, ...
  • стиль: джаз
Басист и композитор Борис Козлов (он родился в Москве в 1967 году) живет и работает в США с начала 90-х годов. Тридцать с небольшим лет – большой срок. За эти годы Борис не просто адаптировался на самой конкурентной джазовой сцене Америки, сцене ...
  • стиль: джаз
И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто ...
  • стиль: блюз
Кто сказал, что блюз живет только в Чикаго и Пидмонте, да в Дельте и Техасе? В Новой Англии он тоже чувствует себя совсем неплохо. Порукой тому служит, к примеру, творчество гитариста и певца Брукса Янга из города Конкорд, Нью-Хемпшир. За его ...
  • стиль: джаз
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
  • стиль: джаз
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
  • стиль: джаз
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com