Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Херша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепьяно – это словно ЛеБрон Джеймс на баскетбольной площадке. Он – само совершенство». За свою более, чем сорокалетнюю карьеру в джазе Фред Херш (р.1955) снискал немало лестных отзывов и получил немало престижных наград. За романтичность и лиризм его игры Херша часто сравнивали с Биллом Эвансом. Сам он, не отрицая любви к Эвансу, говорил о влиянии Ахмада Джамала и Телониуса Монка. Но последние лет двадцать его постепенно перестали сравнивать с кем-то, а начали вычислять уже его влияние на других пианистов. Так или иначе, Херш – один из самых авторитетных современных мастеров джаза – и как исполнитель, и как композитор.
Новым альбомом Breath By Breath Херш вторгается в новую для своей практики сферу, которая, однако, привлекала его с детских лет. Как пишет он сам в liner notes альбома, мальчиком в Цинцинатти он учился игре на фортепьяно у пианистки, чей муж играл на виолончели в известном струнном квартете LaSalle Quartet, а потому часто с интересом следил, как супруги обсуждали тонкости квартетных партитур. И вот, в конце августа 2021 года в Нью-Йорке Херш соединил в студии свой любимый джазовый формат фортепьянного трио (с испытанным 30-летней практикой сотрудничества Дрю Грессом на басу и натурализованным в Штатах немецким ударником Йохеном Рюкертом) со струнным квартетом Crosby Street String Quartet.
Этому академически-джазовому составу Херш доверил исполнение своего большого сочинения в восьми частях, названного «Сюита Сати». Откровенно говоря, увидев такое название, я решил, что речь идет о трибьюте популярному у джазменов импрессионисту начала ХХ века Эрику Сати, но оказался не прав. Оказывается, Фред Херш давно увлекается практикой медитаций, и «сати» в данном случае – буддистский термин, обозначающий медитацию с погружением в воспоминания. Некоторые названия треков-частей сюиты прямо аппелируют к технике медитации (Begin Again, Breath By Breath, Rising, Falling), а, скажем, Mara восходит к буддистской мифологии (Мара – злой демон, искушавший Будду земными благами). Но в альбоме Breath By Breath не восемь, а девять треков, и финальный трек под названием Pastorale и с подзаголовком «Посвящение Роберту Шуману» дополнительно подчеркивает «академический» крен этого проекта.
Но джаз-то при этом никуда не делся! Достаточно оценить филигранную технику самого Херша, послушать басовые партии Гресса в Breath By Breath и Monkey Mind, отдать должное ритмическому богатству игры Рюкерта. А в пьесе Mara, сюжетно отличающейся от других композиций, Фреду понадобилась еще и дополнительная перкуссия, и приглашенный бразилец Роджерио Боккато бесспорно украсил этот трек. Струнный квартет Херш использует преимущественно, как еще один инструмент, пусть и состоящий из нескольких голосов, и именно в джазовом контексте рассматривает его взаимодействие и со своим фортепьяно, и с инструментами других участников трио. Прямая математика тут не действует! Формула «джазовое трио» плюс «академический квартет» дает в результате специфический «джазовый квартет»! Струнный квартет, как мне кажется, органичен в этом проекте, ни разу у меня не возникло ощущения искусственности его присутствия в музыке Херша. И если вновь вспомнить идеи «третьего течения», синтеза классики и джаза, то вариант Херша в этом плане мне представляется близким к идеалу. Это один взгляд на вещи. А вот если вообразить некоего завсегдатая академических концертов, абсолютно далекого от джаза и никогда не слышавшего имен исполнителей Breath By Breath, то я допускаю, что ему этот альбом покажется просто облегченным, адаптированным для широкого круга невзыскательных потребителей вариантом классики. Парадокс? Не знаю, не знаю… Все зависит от точки зрения…
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...
28-летний мультиинструменталист Джон Ли родился в Южной Корее, в столичном Сеуле. Увлечение джазом привело его в Бостон, в знаменитую кузницу джазовых кадров Беркли. После окончания колледжа в 2016 году Ли перебрался в Канаду, осел на тихоокеанском ...
В принципе, название альбома много говорит о его содержании само по себе: да, здесь есть и госпел, и джаз, и классика, все, что любит создатель этой работы Джон Пол МакДжи. Имя это, скорее всего, не слишком знакомо нашим читателям, поэтому для ...
Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его проекта Манфред Айхер, ничего не изобретали, размышляя над названием альбома, второго авторского для Джона на ECM Records . Действительно, если на обложке стоит имя John Scofield , то любому ...
Много лет замечательный гитарист Джон Стейн пользуется высоким авторитетом и уважением у коллег и любителей джаза. По его творческим интересам Стейна почитают прямым наследником Веса Монтгомери, Джима Холла, Кенни Баррелла и Гранта Грина. Много лет ...
Шахматы, как известно, соединяют в себе искусство, спорт и науку. Многие известные шахматисты были не чужды и других видов искусств, в том числе музыки. Гроссмейстер Тайманов был первоклассным пианистом академического стиля, а, скажем, чемпион мира ...
Впервые слушал очень интересного бразильского трубача из Рио-де-Жанейро Жозе Ариматея (он известен и как Ари, а если просто перевести его имя и фамилию на русский, то получим евангельского персонажа Иосифа Аримафейского – так что, возможно, и это ...
Море бочек, пустых стальных бочек из-под бензина, оставшихся на побережье карибского острова Тринидад после окончания Второй мировой войны и свертывания имевшей там место быть военной базы, привело к появлению нового музыкального инструмента ...
Если вы устали от зимы, от непрекращающейся пандемии или у вас просто не слишком хорошее настроение, канадский ансамбль JoyRide своим одноименным альбомом, который увидит свет 18 февраля, должен вам помочь. Это чрезвычайно жизнерадостная и весьма ...
Чуть более года назад мне довелось рецензировать Squint (2021), альбом, которым американский гитарист Джулиан Лаж начал свое сотрудничество с Blue Note Records. Альбом понравился, понравился и гитарист, которого услышал впервые. Пытаясь передать ...
Британец Мэтью Херберт (р.1972) – один из крупнейших современных мастеров электронной музыки. С начала 90-х годов он не перестает удивлять публику своими многочисленными и весьма оригинальными проектами. Долгое время работы Херберта выходили под его ...