nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Fred Hersch - Breath By Breath

Fred Hersch - Breath By Breath  Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Херша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепьяно – это словно ЛеБрон Джеймс на баскетбольной площадке. Он – само совершенство». За свою более, чем сорокалетнюю карьеру в джазе Фред Херш (р.1955) снискал немало лестных отзывов и получил немало престижных наград. За романтичность и лиризм его игры Херша часто сравнивали с Биллом Эвансом. Сам он, не отрицая любви к Эвансу, говорил о влиянии Ахмада Джамала и Телониуса Монка. Но последние лет двадцать его постепенно перестали сравнивать с кем-то, а начали вычислять уже его влияние на других пианистов. Так или иначе, Херш – один из самых авторитетных современных мастеров джаза – и как исполнитель, и как композитор.

Новым альбомом Breath By Breath Херш вторгается в новую для своей практики сферу, которая, однако, привлекала его с детских лет. Как пишет он сам в liner notes альбома, мальчиком в Цинцинатти он учился игре на фортепьяно у пианистки, чей муж играл на виолончели в известном струнном квартете LaSalle Quartet, а потому часто с интересом следил, как супруги обсуждали тонкости квартетных партитур. И вот, в конце августа 2021 года в Нью-Йорке Херш соединил в студии свой любимый джазовый формат фортепьянного трио (с испытанным 30-летней практикой сотрудничества Дрю Грессом на басу и натурализованным в Штатах немецким ударником Йохеном Рюкертом) со струнным квартетом Crosby Street String Quartet.

Этому академически-джазовому составу Херш доверил исполнение своего большого сочинения в восьми частях, названного «Сюита Сати». Откровенно говоря, увидев такое название, я решил, что речь идет о трибьюте популярному у джазменов импрессионисту начала ХХ века Эрику Сати, но оказался не прав. Оказывается, Фред Херш давно увлекается практикой медитаций, и «сати» в данном случае – буддистский термин, обозначающий медитацию с погружением в воспоминания. Некоторые названия треков-частей сюиты прямо аппелируют к технике медитации (Begin Again, Breath By Breath, Rising, Falling), а, скажем, Mara восходит к буддистской мифологии (Мара – злой демон, искушавший Будду земными благами). Но в альбоме Breath By Breath не восемь, а девять треков, и финальный трек под названием Pastorale и с подзаголовком «Посвящение Роберту Шуману» дополнительно подчеркивает «академический» крен этого проекта.

Но джаз-то при этом никуда не делся! Достаточно оценить филигранную технику самого Херша, послушать басовые партии Гресса в Breath By Breath и Monkey Mind, отдать должное ритмическому богатству игры Рюкерта. А в пьесе Mara, сюжетно отличающейся от других композиций, Фреду понадобилась еще и дополнительная перкуссия, и приглашенный бразилец Роджерио Боккато бесспорно украсил этот трек. Струнный квартет Херш использует преимущественно, как еще один инструмент, пусть и состоящий из нескольких голосов, и именно в джазовом контексте рассматривает его взаимодействие и со своим фортепьяно, и с инструментами других участников трио. Прямая математика тут не действует! Формула «джазовое трио» плюс «академический квартет» дает в результате специфический «джазовый квартет»! Струнный квартет, как мне кажется, органичен в этом проекте, ни разу у меня не возникло ощущения искусственности его присутствия в музыке Херша. И если вновь вспомнить идеи «третьего течения», синтеза классики и джаза, то вариант Херша в этом плане мне представляется близким к идеалу. Это один взгляд на вещи. А вот если вообразить некоего завсегдатая академических концертов, абсолютно далекого от джаза и никогда не слышавшего имен исполнителей Breath By Breath, то я допускаю, что ему этот альбом покажется просто облегченным, адаптированным для широкого круга невзыскательных потребителей вариантом классики. Парадокс? Не знаю, не знаю… Все зависит от точки зрения…

© & (p) 2022 Palmetto Records

9 tks / 46 mins

(Fred Hersch – p; Drew Gress – b; Jochen Rueckert – dr; Crosby Street String Quartet: Joyce Hammann, Laura Seaton – vi; Lois Martin – viola; Jody Redhage Ferber – cello; Rogerio Boccato – perc (tk 6);)

Линк предоставлен Jazzist

Леонид АУСКЕРН

(первая публикация: Jazzist Club, https://jazzist.club/fred-hersch-breath-by-breath/)


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
США
музыкальный стиль
третье течение





Ещё из раздела издано в 2022 г.

  • стиль: джаз
П афосом тревоги за экологическое состояние Земли дышит новый альбом саксофониста и композитора Марко Пиньятаро с характерным названием «Песня для нашей планеты». Даже если это имя вам незнакомо, то ярчайшее созвездие собранных им для этого проекта ...
  • стиль: джаз
C уроженцем итальянской Болоньи и одним из руководителей известного колледжа Беркли в Бостоне, саксофонистом и композитором Марко Пиньятаро мы познакомились четыре года назад на его втором альбоме Almas Antiguas (2018). Спустя четыре года Марко ...
  • стиль: джаз
Гитаристка Маргарет Словак – далеко не новичок в джазе. Играть на гитаре она начала в 14 лет, а уже через два года впервые взошла на профессиональную сцену. Родом она из Денвера, а степень бакалавра получила в Сиэттле, среди ее педагогов были такие ...
  • стиль: джаз
Датская перкуссионистка и композитор с польско-афроамериканскими корнями (и родившаяся вдобавок в Нью-Йорке) Мэрилин Мазур – знаковая фигура не только на отечественной, но и на общеевропейской и даже мировой джазовой сцене. Как иначе характеризовать ...
  • стиль: джаз
У записей немецкого гитариста и изобретателя новых типов этого инструмента Маркуса Рейтера с проектом Truce особое место в каталоге MoonJune Records. Не верите? Судите сами. Альбом Truce в 2020 году стал юбилейным, сотым релизом MoonJune Records (мы ...
  • стиль: джаз
Новый релиз аргентинского независимого лейбла Numeral Records знакомит с дуэтом саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича. Альбом Rizoma был записан ими в декабре 2021 года, но работа над этим проектом шла существенно дольше. Пять ...
  • стиль: джаз
Дебютным проектом на Nonesuch Records гитаристка и композитор Мэри Хальворсон и шеф лейбла Дэвид Битер сразу ставят музыкального журналиста перед дилеммой: что обозревать? С одной стороны, есть два одновременно выпущенных CD – один называется ...
  • стиль: джаз
Ближе к концу каждого года к нам начинают поступать линки и альбомы с рождественской музыкой. В этом году первым вестником приближающихся рождественских и новогодних праздников стал альбом Christmas: Live at The Jazz Room канадской вокалистки ...
  • стиль: джаз
Если бы обложку этого альбома проектировал я, то вместе с названием проекта Mata Atlântica и названием альбома Retiro e Ritmo крупно выделил бы два имени: Markus Reuter и Mathias Derer. Все началось с того, что Матиас Дерер (со-продюсер проекта) в ...
  • стиль: джаз
Последние годы Матиас Формика регулярно знакомит наших читателей с новинками аргентинского джаза, преимущественно авангардного, издаваемыми лейблом Numeral , совладельцем которого он является. Были среди них и его собственные работы. Саксофонист, ...
  • стиль: джаз
Не первый и, надеюсь, не последний раз слушаю Мэтта Юлери – и всегда с удовольствием. Считаю этого музыканта одним из самых ярких и креативных представителей джазовой сцены Чикаго. Начиная с 2008 года, Мэтт выпустил уже 12 сольных альбомов, часть из ...
  • стиль: джаз
Впервые в жизни довелось встретиться с творчеством филиппинского джазового музыканта. Строго говоря, Мэттью Муньесес – филиппинец только наполовину. Этот саксофонист и композитор родился и вырос в США, живет он в Чикаго, но музыка и тематика альбома ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com