Vladimir Luchansky / Vitaliy Ovchinnikov - Language Of Mismatch
30.12.2022
С Виталием Овчинниковым, авангардным гитаристом из Санкт-Петербурга, наши читатели уже встречались в рецензии на альбом Displacements (2021). Тот проект, изданный небольшим лейблом Виталия ExtraNotes, был записан в формате квинтета. Новая работа, также увидевшая свет на ExtraNotes, во многом, как мне показалось, отличается от предыдущей.
Самое очевидное – это формат. Language Of Mismatch – это дуэт Овчинникова, играющего здесь на гитаре, а также извлекающего звуки из различных объектов, с альт-саксофонистом Владимиром Лучанским. Альбом был записан за две сессии в июле 2022 года в питерском кластере «Вавилов Лофт». В результате программу альбома составили три больших импровизационных полотна: десятиминутные Boiling Locations и Cannot Go Back There, а также пятнадцатиминутная пьеса Speaking Within A Box. И, сравнивая музыку Language Of Mismatch с предыдущей работой Овчинникова, обнаруживаешь, что взаимосвязь музыкальных линий между исполнителями, пусть контурная, но вполне ощутимая в Displacements, здесь выглядит иначе. В дуэте Лучанский и Овчинников демонстрируют тотальную свободу самовыражения. При этом их инструменты словно олицетворяют различные человеческие темпераменты. Саксофон Лучанского с его отрывистыми спонтанными фразами или отдельными звуками – это явный холерик, особенно в первом треке Boiling Locations, в то время, как Овчинников, будь то в роли алеаторического перкуссиониста или плавно перебирающего струны гитариста – это, скорее, флегматик. В этом смысле становится понятнее название альбома, которое в переводе с английского выглядит, как «Язык несоответствий».
Тем не менее, любой язык – это средство общения. И «несоответствия» по ходу каждой из композиций пытаются «общаться». Наиболее рельефно этот процесс постепенного роста взаимопонимания отражает, на мой вкус, Cannot Go Back There. Разные темпераменты пытаются уживаться друг с другом, и, к третьей композиции Speaking Within A Box с гитарным интро от Овчинникова, хрупкий баланс устанавливается. Каждый остается самим собой, но импровизация приобретает более цельный характер, а аморфность композиции преображается уже в некую структуру. Не знаю, насколько корректно сравнение дуэта Лучанский / Овчинников с аналогичными британскими (Ивен Паркер / Дерек Бэйли) или скандинавскими (Матс Густафссон / Давид Стакенес) примерами. В искусстве свободной импровизации все относительно и зависит не только от характера партнеров, но даже от их настроения в тот или иной момент времени. Тут можно говорить лишь о внешней, по инструментарию, схожести. А экспрессия, с которой работали в те два июльских дня Владимир и Виталий, их талант удерживать внимание слушателя, наконец, изобретательность их импровизаций, делают Language Of Mismatch весьма привлекательным для любителей авангарда и фри-джазового, и выходящего за эти условные рамки.
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...
Уроженец Берлина, барабанщик Клеменс Грассман проделал путь характерный для многих европейских и азиатских музыкантов, посвятивших себя джазу. На родине, в Германии, он закончил престижную Высшую школу музыки имени Карла-Марии фон Вебера, а осенью ...
Если кто-то думает, что бразильский джаз – это всего лишь слегка оджазованные ритмы самбы или босса-новы, то он ошибается. Да, бразильский джаз бывает и таким, но он может говорить со слушателем и весьма современным, сложным языком, лишенным ...
В 2003 году лейбл MoonJune Records выпустил свой четвертый релиз, альбом группы TriPod с одноименным названием. То было трио, возглавляемое басистом Клинтом Баром. Почти двадцать лет спустя Леонардо Павкович и его MoonJune Records вновь выпускают ...
Год 2022-й подходит к концу. Compassionizer, один из наиболее активно развиваемых, наряду со старейшим Roz Vitalis, проектов петербургского музыканта и композитора Ивана Розмаинского, провожает год новым студийным, третьим по счету альбомом Narrow ...