Vladimir Luchansky / Vitaliy Ovchinnikov - Language Of Mismatch
30.12.2022
С Виталием Овчинниковым, авангардным гитаристом из Санкт-Петербурга, наши читатели уже встречались в рецензии на альбом Displacements (2021). Тот проект, изданный небольшим лейблом Виталия ExtraNotes, был записан в формате квинтета. Новая работа, также увидевшая свет на ExtraNotes, во многом, как мне показалось, отличается от предыдущей.
Самое очевидное – это формат. Language Of Mismatch – это дуэт Овчинникова, играющего здесь на гитаре, а также извлекающего звуки из различных объектов, с альт-саксофонистом Владимиром Лучанским. Альбом был записан за две сессии в июле 2022 года в питерском кластере «Вавилов Лофт». В результате программу альбома составили три больших импровизационных полотна: десятиминутные Boiling Locations и Cannot Go Back There, а также пятнадцатиминутная пьеса Speaking Within A Box. И, сравнивая музыку Language Of Mismatch с предыдущей работой Овчинникова, обнаруживаешь, что взаимосвязь музыкальных линий между исполнителями, пусть контурная, но вполне ощутимая в Displacements, здесь выглядит иначе. В дуэте Лучанский и Овчинников демонстрируют тотальную свободу самовыражения. При этом их инструменты словно олицетворяют различные человеческие темпераменты. Саксофон Лучанского с его отрывистыми спонтанными фразами или отдельными звуками – это явный холерик, особенно в первом треке Boiling Locations, в то время, как Овчинников, будь то в роли алеаторического перкуссиониста или плавно перебирающего струны гитариста – это, скорее, флегматик. В этом смысле становится понятнее название альбома, которое в переводе с английского выглядит, как «Язык несоответствий».
Тем не менее, любой язык – это средство общения. И «несоответствия» по ходу каждой из композиций пытаются «общаться». Наиболее рельефно этот процесс постепенного роста взаимопонимания отражает, на мой вкус, Cannot Go Back There. Разные темпераменты пытаются уживаться друг с другом, и, к третьей композиции Speaking Within A Box с гитарным интро от Овчинникова, хрупкий баланс устанавливается. Каждый остается самим собой, но импровизация приобретает более цельный характер, а аморфность композиции преображается уже в некую структуру. Не знаю, насколько корректно сравнение дуэта Лучанский / Овчинников с аналогичными британскими (Ивен Паркер / Дерек Бэйли) или скандинавскими (Матс Густафссон / Давид Стакенес) примерами. В искусстве свободной импровизации все относительно и зависит не только от характера партнеров, но даже от их настроения в тот или иной момент времени. Тут можно говорить лишь о внешней, по инструментарию, схожести. А экспрессия, с которой работали в те два июльских дня Владимир и Виталий, их талант удерживать внимание слушателя, наконец, изобретательность их импровизаций, делают Language Of Mismatch весьма привлекательным для любителей авангарда и фри-джазового, и выходящего за эти условные рамки.
Первое, что видишь, знакомясь с новым альбомом, - это обложка. Обложка Plantas Horribles мне понравилась. А когда я узнал, кто ее автор, то зауважал Камиллу Неббия еще больше. С этой талантливой аргентинской саксофонисткой наши читатели могли ...
Pretzil Stex, название джазового квартета, записавшего альбом Garden Variety, вы раньше вряд ли слышали. Но если обратиться к его составу, то имя одного из музыкантов должно быть знакомо постоянным читателям нашего сайта. Это саксофонист и флейтист ...
Уже в тексте на обратной стороне обложки альбома ансамбль из Торонто Queen Kong признается в творческом родстве с работами Джона Зорна в проектах Masada и Bar Kokhba и издававшихся в серии «Радикальная еврейская культура» на его лейбле Tzadik, а ...
Очень необычное имя исполнительницы, не правда ли? Радха Ботофасина – певица и арфистка американо-кубинского происхождения, но первый муж ее матери был французом с малагасийскими корнями, потому и Дорис Ботофасина, и ее дочь Радха носят такую ...
Слово «румба» знакомо многим. Большинство понимает под ним бальный танец, входящий в программу международных соревнований, вплоть до чемпионатов мира, в категории «латиноамериканский танец». Но для кубинцев, особенно темнокожих жителей Гаваны начала ...
Товар – лицом! Что ж, с такими лицами на обложке альбома «товар» Nonesuch Records под названием LongGone наверняка вызовет живой интерес у любителей джаза. Джошуа Редмэн, Брэд Мелдау, Крисчен МакБрайд, Брайан Блэйд – «молодые львы» 90-х годов, когда ...
Басист из Монреаля Реми-Жан ЛеБлан вышел на профессиональную сцену в 2005 году. До того он, конечно, увлекался музыкой, рос в 90-е годы на гранж-роке, а в студенческие годы в основном слушал современный джаз. Соученик по университету убедил ...
Полный тезка знаменитого генерала-конфедерата времен Гражданской войны в США, басист, композитор и бэнд-лидер с корейскими корнями Роберт Ли живет и работает в Торонто. В свое время он начинал с игры на скрипке, но затем перешел на контрабас. ...
Первое для нашего сайта знакомство с музыкой итальянского гитариста и композитора Роберто Зечини. Этот музыкант родился в городе Фермо, в итальянском регионе Марке, располагающемся между Аппенинами и побережьем Адриатики. Музыкой Роберто начал ...
Мне проект этот любопытен уже тем фактом, что в нем задействованы сразу два руководителя лейблов, с которыми наш сайт постоянно сотрудничает. Басист (а в данном проекте еще и исполнитель на разнообразных перкуссионных инструментах) Мэттью Голомбиски ...
В этом альбоме вас ждет встреча с настоящим новоорлеанским джазом – не по стилистике, а по месту действия. Джаз этого уникального для США города всегда особый, он отличается от джаза Нью-Йорка, Чикаго или Западного побережья. В Новом Орлеане свои ...
Если великолепные гитаристки что в роке, что в джазе, ничуть не уступающие представителям сильного пола – не новость, то вот ситаристок лично я никогда раньше не слышал, да и в принципе женщин, играющих на ситаре очень немного. Альбом SUBHA дает ...