Vladimir Luchansky / Vitaliy Ovchinnikov - Language Of Mismatch
30.12.2022
С Виталием Овчинниковым, авангардным гитаристом из Санкт-Петербурга, наши читатели уже встречались в рецензии на альбом Displacements (2021). Тот проект, изданный небольшим лейблом Виталия ExtraNotes, был записан в формате квинтета. Новая работа, также увидевшая свет на ExtraNotes, во многом, как мне показалось, отличается от предыдущей.
Самое очевидное – это формат. Language Of Mismatch – это дуэт Овчинникова, играющего здесь на гитаре, а также извлекающего звуки из различных объектов, с альт-саксофонистом Владимиром Лучанским. Альбом был записан за две сессии в июле 2022 года в питерском кластере «Вавилов Лофт». В результате программу альбома составили три больших импровизационных полотна: десятиминутные Boiling Locations и Cannot Go Back There, а также пятнадцатиминутная пьеса Speaking Within A Box. И, сравнивая музыку Language Of Mismatch с предыдущей работой Овчинникова, обнаруживаешь, что взаимосвязь музыкальных линий между исполнителями, пусть контурная, но вполне ощутимая в Displacements, здесь выглядит иначе. В дуэте Лучанский и Овчинников демонстрируют тотальную свободу самовыражения. При этом их инструменты словно олицетворяют различные человеческие темпераменты. Саксофон Лучанского с его отрывистыми спонтанными фразами или отдельными звуками – это явный холерик, особенно в первом треке Boiling Locations, в то время, как Овчинников, будь то в роли алеаторического перкуссиониста или плавно перебирающего струны гитариста – это, скорее, флегматик. В этом смысле становится понятнее название альбома, которое в переводе с английского выглядит, как «Язык несоответствий».
Тем не менее, любой язык – это средство общения. И «несоответствия» по ходу каждой из композиций пытаются «общаться». Наиболее рельефно этот процесс постепенного роста взаимопонимания отражает, на мой вкус, Cannot Go Back There. Разные темпераменты пытаются уживаться друг с другом, и, к третьей композиции Speaking Within A Box с гитарным интро от Овчинникова, хрупкий баланс устанавливается. Каждый остается самим собой, но импровизация приобретает более цельный характер, а аморфность композиции преображается уже в некую структуру. Не знаю, насколько корректно сравнение дуэта Лучанский / Овчинников с аналогичными британскими (Ивен Паркер / Дерек Бэйли) или скандинавскими (Матс Густафссон / Давид Стакенес) примерами. В искусстве свободной импровизации все относительно и зависит не только от характера партнеров, но даже от их настроения в тот или иной момент времени. Тут можно говорить лишь о внешней, по инструментарию, схожести. А экспрессия, с которой работали в те два июльских дня Владимир и Виталий, их талант удерживать внимание слушателя, наконец, изобретательность их импровизаций, делают Language Of Mismatch весьма привлекательным для любителей авангарда и фри-джазового, и выходящего за эти условные рамки.
Венгерский барабанщик и композитор Ференц Немет уже почти двадцать лет (с 2003 года) живет и работает в Нью-Йорке и за эти годы смог выстроить весьма успешную карьеру на главной джазовой сцене мира. Уж если пресса производит его в наследники Арта ...
Retratos – седьмой по счету альбом в дискографии аргентинского гитариста Франсиско Слипого, а для нашего сайта – первая встреча с его творчеством. Слипой – известный не только у себя в стране джазовый музыкант из Буэнос-Айреса, ряд его работ ...
Пятая для меня встреча с творчеством камерунского музыканта и композитора Фрэнка Бийонга. Все обзоры предыдущих его работ можно найти на нашем сайте, воспользовавшись окошком «поиск» на титульной странице. И я даже рекомендовал бы это сделать. ...
Изданный в самом конце 2022 года альбом Black Holes Are Hard To Find Франк Пауль Шуберт, Казухиса Учихаши и Клаус Кугель записали в сентябре 2021 года в Берлине, а в апреле 2022 года трио Шуберт / Учихаши / Кугель впервые появилось перед зрителями ...
Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Херша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепьяно – это словно ЛеБрон Джеймс ...
Вот и новая встреча со «Свободными радикалами» из Хьюстона, Техас. Free Radicals – это не просто музыкальный ансамбль, это социально-политико-музыкальный коллектив, и каждая составляющая в этом странном определении важна. Основан этот коллектив еще ...
Новое имя для нашего сайта, первая встреча с творчеством аргентинского гитариста и композитора из Мар-дель-Платы Гастона де ла Круза. Он родился в 1988 году, закончил консерваторию имени Мануэля де Фальи, а сейчас сам преподает музыку в родном ...
Понятие «world music» порой сильно девальвируется не слишком разборчивыми музыкантами. Некоторым кажется, что, взяв пару уроков и овладев началами техники игры на арабском уде, индийском ситаре или японском сямисене, они уже становятся мастерами ...
Джеральд Клейтон – достойный представитель почтенной джазовой династии. Его отец, басист Джон Клейтон, лауреат Грэмми, возглавлял вместе с братом, саксофонистом Джеффом Клейтоном и ударником Джеффом Хэмилтоном весьма успешный биг-бэнд ...
Рассказ об этом альбоме надо начать с одного из предыдущих альбомов Гонсало Рубалькабы. Живущий уже четверть века в Майами выдающийся кубинский джазовый пианист задумал серию из трех альбомов фортепьянных трио. Первый из них был записан в 2018 году ...
Для афро-кубинского джаза дуэт Гонзало Рубалькабы и Эйми Нувиолы – это то же, что дуэт Луиса Армстронга и Эллы Фитцджеральд для джаза афроамериканского. Это классика. Возможно, кому-то такое утверждение покажется слишком смелым, ведь друзья детства, ...
За плечами гитариста из Калифорнии Гранта Гайсмана (р. 1953) – долгая и успешная карьера. Этот музыкант преимущественно работал в джазе, но не чурался и рока, и поп-музыки, да еще много и плодотворно работал для телевидения и написал целых три ...