25 ноября 2022 года на лейбле клуба Алексея Козлова ArtBeat Music увидел свет новый альбом московской группы «Мыс Луны» под названием «Легенды острова Нантакет». Уже тема новой работы меня удивила. Остров Нантакет у побережья американского штата Массачусетс у читающей публики автоматически ассоциируется со знаменитым романом Германа Мелвилла «Моби Дик». Но «Мыс Луны» - и Мелвилл?! Не может быть! Охота на китов сегодня штука «не политкорректная», разрешена только народам Севера, и лишь нехорошие японцы по-прежнему ее практикуют. Правда, «Моби Дик» можно читать по-разному. Можно – как «производственный роман» о китобойном промысле, можно – как многослойную аллегорическую притчу, можно – как остросюжетную историю об одержимом капитане Ахаве, неуклонно преследующем белого кита Моби Дика, что приводит в конце концов к гибели и самого Ахава, и его корабля (в этом духе «прочли» Мелвилла легендарные Led Zeppelin в своей композиции Moby Dick). Сами музыканты в пресс-релизе говорят, что «Легенды острова Нантакет» - «декларация луноцентрической концепции мироздания», а еще - «метафизическое путешествие на парусном китобойном судне с острова Нантакет.» Я сознательно привел эти цитаты, чтобы читатель и потенциальный слушатель познакомился с версией авторов. Штука в том, что сам я «прочел» этот альбом иначе.
На мой взгляд, хитрые лунатики (всем ведь известно, что Ольга Шотландия и ее коллеги живут на Луне – смотри предыдущие альбомы группы) полностью отказались от линии безумного Ахава (лишь композицию «Гребите, лентяи», эпилог альбома, можно рассматривать, как отплытие судна «Пекод» в поисках Моби Дика) и, тем более, от специфики китобойного промысла. Все, что происходит в альбоме, связано именно с островом Нантакет, портом приписки китобойных судов. Именно сюда, пусть это и не Таити, зовут музыкантов «Гены Гогена» (энергичный инструментальный джаз-рок), именно об этом острове поет с какой-то эльфийской (простите, лунной) тоской флейта Ольги («Нантакет», на мой вкус, лучший трек альбома), именно здесь оживают легенды первых жителей острова – индейцев («Костяная шкатулка»), здесь глубоко ныряют («Погружение» - «психоделический дуэт блок-флейт» Ольги и Андрея Шашкова – закавычено определение самих музыкантов: эти лунатики просто отбивают хлеб у журналистов, комментируя каждый из треков) и ссорятся («Ссора» - идиллический эмбиент, сменяющийся жестким конфликтом зафузованной гитары Романа Смирнова и флейты, чтобы затем пойти на мировую под звуки танго). Танго здесь, кстати, танцуют и вампиры («Вампирское танго»), а обычным людям снятся сны, в которых летают ангелы («Сны и ангелы» - нежный и очень позитивный трек с солирующей флейтой). И вот этот очень живой, очень поэтичный и очень разнообразный мир покидает «Пекод» безумного капитана, чтобы сгинуть где-то в океане, проиграв схватку с Моби Диком («Гребите, лентяи»).
Так кончается основной корпус треков. Помимо музыки, в некоторых из них звучат и тексты из «Моби Дика» на фоне подлинных шумов океанских волн и деликатного инструментального сопровождения. Но есть еще и три бонусных трека. Два из них – это подлинные цитаты из Мелвилла на языке оригинала (в одном из них звучит декламация от известной британской актрисы и певицы Тойи Уилкокс), поданные в аналогичном ключе. А третий… О, третий – совершенно особое блюдо. Похоже, музыканты хотят сказать: «Не жалейте о сгинувшем Ахаве, а послушайте лучше нашу коронную лунную музыку»! «Мышиный дирижабль» возвращает нас к эстетике «Мы с Луны» и «Лунных народных сказок», обаятельных предыдущих альбомов группы, которые заставили многих (и меня в том числе) полюбить ее. Остается добавить, что в записи «Легенд» участвовала большая группа гостей, инструменталистов и чтецов, а обложку альбома украшает эффектная работа художника Александра Коротича «Золотой век» (1992).
Еще один венок к виртуальному монументу одному из величайших гениев джаза Джону Колтрейну. На сей раз его возложил альбомом Stretching Supreme американский мультиинструменталист и композитор Дэйв Уилсон. Человек он очень разносторонний. Дэйв, ученик ...
Очень симпатична и сразу настраивает на позитивный лад обложка этого альбома с шаржированными изображениями участников ансамбля, не правда ли? Да и название коллектива – «Джазовые профессора» - может у кого-то вызвать добрую улыбку. Но в данном ...
Не первый раз и с неизменным удовольствием комментирую на наших страницах работы дуэта Джима Селфа и Джона Чьодини. Многое о них рассказано в предыдущих рецензиях. Повторяться нет смысла, поэтому напомню только конспективно: очень необычный и редкий ...
Барабанщик и композитор из Торонто Джо Бауден впервые «засветился» на наших страницах два года назад с альбомом Roots - Tales of the Urban Yoda. Весьма динамичный проект с виртуозным балансом между ритм-энд-блюзом и фанком оставил приятное ...
Блистательный мистификатор и талантливый музыкант, «пришелец с планеты Сатурн» Сан Ра оставил яркий след в истории джаза. Помимо внешней экстравагантности выступлений его Sun Ra Arkestra, состав, выстроенный Сан Ра отличался еще и необычной, ...
Обычно мы освещаем в наших «Обзорах» только свежие релизы. Альбом Birdlike от канадского ансамбля Thermo увидел свет в Торонто в ноябре 2022 года. Но мне захотелось сделать для этого релиза исключение. Не могу сказать, что альбом Birdlike несет в ...
Молодой греческий музыкант и композитор Томас Митрусис начинал играть на гитаре в родных Афинах, когда ему было 12 лет. После школы он продолжил образование в также молодом (основан в 2000 году) голландском университете искусств Кодартс в Роттердаме ...
Все участники ансамбля Timo Vollbrecht Fly Magic живут в Нью-Йорке, но ни одного американца по рождению в составе нет. Сам Тимо Вольбрехт, саксофонист и композитор, родился в Германии, получил степень в Нью-Йоркском университете, а сейчас, помимо ...
К сожалению, присланный нам линк содержал маловато информации, и даже всемогущая Сеть не слишком помогла, поэтому я не знаю, каким образом франко-ангольскому продюсеру Армандо Коксу пришла в голову идея соединить в одном проекте трех бразильских ...
Выдающийся польский трубач, звезда европейского джаза Томаш Станько (1942-2018) был кумиром для его тезки, земляка и тоже джазового трубача Томаша Домбровского (р. 1984) с детских лет. Долгие годы постер с изображением Станько украшал спальню ...
Сам факт появления этого альбома приятен уже потому, что, невзирая на центростремительный магнетизм обеих российских столиц, притягивающий таланты в разных сферах искусства, в других регионах огромной страны продолжают появляться все новые и новые ...
Этот релиз можно считать характерным образцом продукции ECM Records. Тут есть все, что стереотипы связывают с прославленным лейблом из Мюнхена. И минималистски-невнятная, типично ECM-овская обложка, и скандинавские (в данном случае – норвежские) ...