Пояснять, кто такой Кенни Бэррон, обладатель высшей в США награды для ныне здравствующих джазменов NEA Jazz Master, нет необходимости. А вот оценить уникальность его нового альбома The Source надо обязательно. Дело в том, что это первый за более, чем сорок последних лет, сольный фортепьянный альбом Бэррона. Как говорит сам мастер, «Сольная игра бьет по нервам. После первого трека это обычно проходит. Но это первичное чувство, когда ты сидишь один за инструментом. Ты осознаешь, что никто тебя не прикроет, если ты ошибешься. Ты один. И это здорово. Но проходит не менее минуты, пока ты поймешь это». Понятно, играть соло в студии – это не то, что играть соло на сцене перед полным зрительным залом. Наверное, это легче. Но «достучаться» до слушателя в этом случае сложнее. Вновь предоставим слово самому Кенни: «Одна из вещей, которые мне нужны при игре – это общение на эмоциональном уровне. Реакция «Хм-м-м» - это не то, что мне нужно. «Это было действительно интересно» - это не то, что мне нужно. Мне нужно, чтобы люди что-то ПОЧУВСТВОВАЛИ».
Можно представить в этой связи, насколько тщательно 79-летний Бэррон подбирал программу для своего будущего анонимного слушателя альбома The Source. В итоге в альбом вошли пять каверов и четыре его собственные композиции разных лет. Каждая из них по-своему очень важна для него. Открывает программу пьеса Бэррона What If?, сочиненная в 1986 году, где он на фортепьяно блестяще воспроизводит басовую линию, буквально «зажигая» слушателя. Композицию Dolores Street SF он играл и на своем первом сольном альбоме сорок лет назад. Динамика и эмоциональность этой вещи делает ее одной из самых дорогих для автора работ – не зря Кенни вспомнил о ней и сейчас. Phantoms Бэррон записывал со своим квинтетом в 1986 году. Тогда он собирался сделать нечто в духе Орнетта Коулмэна. В духе Орнетта, как он сам признает, не получилось, но неожиданно вышло нечто весьма оригинальное и дорогое автору до сих пор. Если говорить о технике игры Кенни Бэррона, то больше всего он напоминает мне МакКой Тайнера, но в композиции, похоже, главной иконой для него является другой пианист, великий Телониус Монк. В программу он включил сразу две его пьесы – Teo и Well You Needn’t. Бэррон говорит, что в любой его записи всегда будет пьеса Монка. Well You Needn’t он обычно играл в трио с участием ударника Джонтана Блэйка, и в сольном исполнении одна его рука вспоминает идеи Блэйка в интерпретации этой пьесы. Вспомнил Бэррон и другого выдающегося джазового композитора, но иного плана. В программу вошли две пьесы Билли Стрейхорна: Daydream и написанная в содружестве с шефом Стрейхорна Дюком Эллингтоном Isfahan. Вторую из них он полюбил навсегда, впервые услышав соло Джонни Ходжеса в этой вещи. The Source дает возможность посмаковать сольное исполнение Isfahan, а шире – совершить увлекательнейшее путешествие в мир джазовых образов одного из лучших джазовых пианистов.
Необычайно плодотворными выдались конец прошлого и начало нынешнего года для белорусского мастера импровизационной музыки, мультиинструменталиста, композитора и поэта Виктора Семашко. В недавнем электронном письме Виктор выслал линки сразу к четырем ...
Половина участников этой записи нам уже немного знакома. В 2022 году на страицах сайта публиковалась рецензия на дуэтный альбом двух аргентинцев - саксофониста Мартина Прошиа и басиста Федерико Соломевича Rizoma. То был ярко выраженный авангардный ...
Гитарист и композитор Феликс Телье Пульо живет и работает в Монреале. Он уже достаточно известен на музыкальной сцене этого крупнейшего города франкоязычной Канады. Феликс играет в исполняющей фьюжн группе Upsydaisy и участвовал в записи ее альбома ...
Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с Ataraxia я никогда ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лела де Ларреа. «Явки и пароли» (читай – линк к bandcamp музыканта, где я ...
Последний раз мы встречались с камерунским гитаристом и композитором Фрэнком Бийонгом в 2022 году на альбоме Kunde. Позволю себе небольшую цитату из той рецензии: «…Kunde практически лишен этнических признаков. Такая музыка могла с равным успехом ...
Orange Grove Publicity и Эрнесто Червини часто представляют нам молодые лица канадского джаза, их первые альбомы. В данном случае все не так. Для пианиста, композитора и бэнд-лидера Франсуа Бурассы из Монреаля концертный альбом Swirl : Live at ...
Интересный гость с нестандартной судьбой сегодня в нашем обзоре. Очевидно, уроженец Стамбула Фуат Туач музыку любил давно, но, как о профессии изначально не думал. Фуат стал юристом, видимо, неплохим, поскольку работал в этом качестве не только в ...
Берт Бакарак, Антониу Карлос Жобим и мексиканский композитор Армандо Манцанеро – на музыке этих авторов вырос музыкант из Мехико Габриэль Эспиноза (р.1952). Подростком он играл на бас-гитаре в семейном ансамбле Los Deltons . Повзрослев, Габриэль ...
Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Жобима, а ...
Китай и Западная Африка. Что может быть тут общего? Веками культуры этих регионов развивались обособленно, сталкивались с совершенно не похожими друг на друга проблемами. Но сегодня мир изменился. И, благодаря этому, мы можем слушать удивительный ...
Основатель и шеф чикагского лейбла AFAR Music Ричард Ди Джонсон в своей издательской политике богат на интересные и нестандартные идеи. В 2021 году он выпустил альбом Altoizm, собрав в одной команде трех мастеров игры на альт-саксофоне, разумеется, ...
Саксофонист из Чикаго Джоф Брэдфилд неплохо знаком нашим постоянным читателям. Обзоры целого ряда его работ плюс обзоры альбомов, где он выступал в качестве сайдмена (чаще всего у своих чикагских коллег) можно найти на сайте. Как правило, линки к ...