Рассказывая нашим читателям о предыдущем альбоме петербургского дуэта гитариста Алексея Орлова и саксофониста Виктора Архарова A Day In November (2021), я сетовал на скудность информации об этом коллективе. Что ж, новый, уже третий по счету, альбом дуэта Russian Fjords, вместе с линком к которому Алексей Орлов прислал и пресс-релиз, несколько расширил представления об этом творческом союзе, ну, а веское слово сказала, конечно, сама музыка и, чуть-чуть, - обложка альбома. С удовольствием делюсь и информацией и впечатлениями.
Узнал я, например, что Алексей и Виктор знакомы с юношеских лет, что обоих вдохновляет стилистика ЕСМ, в первую очередь - активно продвигаемый всемирно известным лейблом Манфреда Айхера холодноватый «нордический» джаз в исполнении целой плеяды талантливых скандинавских музыкантов. К теме Севера отсылает и название новой работы дуэта: «Русские фьорды», и почти ЕСМ-овская по духу и исполнению обложка с мрачноватым пейзажем одного из островов Соловецкого архипелага. Сама же титульная композиция Russian Fjords – наверное, лучшая в альбоме вариация на тему северного джаза: медленный перебор струн гитары, когда звук долго-долго тает в тишине, и только потом возникает следующий, длинные, чуть ли не на одной-двух нотах, саксофонные пассажи, и общее настроение «белого безмолвия» и красоты природы, в которой человек допустим только в виде почтительного наблюдателя. Аналогичное, на мой взгляд, настроение безукоризненно выдержано и в еще одной композиции альбома: Low Cloudness. А в других пьесах – по-разному. Gypsy Passions, судя по названию, должна была стать экскурсом в сферу цыганского джаза. Тоску кочевого народа питерский дуэт передал здорово, но огонь остался за рамками их взгляда. Да, ведущей в этой вещи являлась вполне логично гитара, но Орлова вдохновлял, условно говоря, не Джанго Рейнхардт, а Эйвинд Орсет: это взгляд человека с Севера, а не с благословенного Юга. На Юг дуэт направился в следующей композиции: Don Quixote's Wanderings. И путешествие, которое открыл лихим пассажем саксофон Архарова, удалось, композиция получилась очень изящной, даже с какими-то, как мне показалось, барочными нотками. Виктор Архаров, кстати, мне очень понравился в Two States of Matter, где именно его инструмент вел за собой гитару Алексея Орлова. А вот в Monky Business (for Thelonious Monk) дуэт отправился не столько в географическое странствие, сколько в путешествие в историю джаза: трибьют одному из королей бопа музыканты отметили агрессивно резким звучанием саксофона и причудливой гитарной линией – в этой вещи Алексей показал, что он может быть совсем другим, чем в остальных треках. А завершили альбом Орлов и Архаров вновь элегичной, спокойной и задумчивой пьесой New Year's Eve.
Как писал мне Алексей Орлов, «Альбом под названием Russian Fjords размышляет, пожалуй, над тем, чем могли бы быть русские фьорды в своей безмятежности и медитативности». Могли бы быть… Тут есть над чем поразмышлять вместе с музыкантами, которые сделали, наверное, лучший на сегодняшний день альбом в свой общей карьере.
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...