Рассказывая нашим читателям о предыдущем альбоме петербургского дуэта гитариста Алексея Орлова и саксофониста Виктора Архарова A Day In November (2021), я сетовал на скудность информации об этом коллективе. Что ж, новый, уже третий по счету, альбом дуэта Russian Fjords, вместе с линком к которому Алексей Орлов прислал и пресс-релиз, несколько расширил представления об этом творческом союзе, ну, а веское слово сказала, конечно, сама музыка и, чуть-чуть, - обложка альбома. С удовольствием делюсь и информацией и впечатлениями.
Узнал я, например, что Алексей и Виктор знакомы с юношеских лет, что обоих вдохновляет стилистика ЕСМ, в первую очередь - активно продвигаемый всемирно известным лейблом Манфреда Айхера холодноватый «нордический» джаз в исполнении целой плеяды талантливых скандинавских музыкантов. К теме Севера отсылает и название новой работы дуэта: «Русские фьорды», и почти ЕСМ-овская по духу и исполнению обложка с мрачноватым пейзажем одного из островов Соловецкого архипелага. Сама же титульная композиция Russian Fjords – наверное, лучшая в альбоме вариация на тему северного джаза: медленный перебор струн гитары, когда звук долго-долго тает в тишине, и только потом возникает следующий, длинные, чуть ли не на одной-двух нотах, саксофонные пассажи, и общее настроение «белого безмолвия» и красоты природы, в которой человек допустим только в виде почтительного наблюдателя. Аналогичное, на мой взгляд, настроение безукоризненно выдержано и в еще одной композиции альбома: Low Cloudness. А в других пьесах – по-разному. Gypsy Passions, судя по названию, должна была стать экскурсом в сферу цыганского джаза. Тоску кочевого народа питерский дуэт передал здорово, но огонь остался за рамками их взгляда. Да, ведущей в этой вещи являлась вполне логично гитара, но Орлова вдохновлял, условно говоря, не Джанго Рейнхардт, а Эйвинд Орсет: это взгляд человека с Севера, а не с благословенного Юга. На Юг дуэт направился в следующей композиции: Don Quixote's Wanderings. И путешествие, которое открыл лихим пассажем саксофон Архарова, удалось, композиция получилась очень изящной, даже с какими-то, как мне показалось, барочными нотками. Виктор Архаров, кстати, мне очень понравился в Two States of Matter, где именно его инструмент вел за собой гитару Алексея Орлова. А вот в Monky Business (for Thelonious Monk) дуэт отправился не столько в географическое странствие, сколько в путешествие в историю джаза: трибьют одному из королей бопа музыканты отметили агрессивно резким звучанием саксофона и причудливой гитарной линией – в этой вещи Алексей показал, что он может быть совсем другим, чем в остальных треках. А завершили альбом Орлов и Архаров вновь элегичной, спокойной и задумчивой пьесой New Year's Eve.
Как писал мне Алексей Орлов, «Альбом под названием Russian Fjords размышляет, пожалуй, над тем, чем могли бы быть русские фьорды в своей безмятежности и медитативности». Могли бы быть… Тут есть над чем поразмышлять вместе с музыкантами, которые сделали, наверное, лучший на сегодняшний день альбом в свой общей карьере.
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...
Уроженец Берлина, барабанщик Клеменс Грассман проделал путь характерный для многих европейских и азиатских музыкантов, посвятивших себя джазу. На родине, в Германии, он закончил престижную Высшую школу музыки имени Карла-Марии фон Вебера, а осенью ...
Если кто-то думает, что бразильский джаз – это всего лишь слегка оджазованные ритмы самбы или босса-новы, то он ошибается. Да, бразильский джаз бывает и таким, но он может говорить со слушателем и весьма современным, сложным языком, лишенным ...
В 2003 году лейбл MoonJune Records выпустил свой четвертый релиз, альбом группы TriPod с одноименным названием. То было трио, возглавляемое басистом Клинтом Баром. Почти двадцать лет спустя Леонардо Павкович и его MoonJune Records вновь выпускают ...
Год 2022-й подходит к концу. Compassionizer, один из наиболее активно развиваемых, наряду со старейшим Roz Vitalis, проектов петербургского музыканта и композитора Ивана Розмаинского, провожает год новым студийным, третьим по счету альбомом Narrow ...
Пять лет назад я впервые услышал Корину Бартра (альбом Takunde, 2017г., обзор есть на сайте) и посмаковал особенности латинского джаза в его афро-перуанском варианте. Понравилось – и в первую очередь благодаря таланту и вокальным данным перуанской ...
Альбомы – трибьюты весьма популярны в последнее время. Обычно их героями становятся джазовые знаменитости. Насколько я могу судить по поступающим к нам релизам, чаще других – Монк и Колтрейн, чуть реже - Майлс Дэвис и Паркер. А вот героем ...