Harry Skoler - Living in Sound: The Music of Charles Mingus
20.11.2022
В 2022 году джазовый мир отпраздновал столетие со дня рождения одного из самых ярких гигантов джаза – басиста и композитора Чарли Мингуса. Ровно в день его рождения, 22 апреля, лейбл Sunnyside Records выпустил посвященный его памяти альбом-трибьют Living in Sound: The Music of Charles Mingus.
Душа и инициатор этого проекта – Харри Сколер, профессор знаменитого колледжа Беркли, музыкальный критик и литератор и, разумеется, действующий музыкант-кларнетист с большой карьерой за плечами. Когда-то, в далеком 1974 году, у себя в Сиракузах, штат Нью-Йорк молодой Харри открыл для себя музыку Мингуса ввышедшем в тот год альбоме мастера Moves. Она произвела на Сколера огромное впечатление, он стал верным поклонником творчества Мингуса, с огромным интересом прочел его автобиографию Beneath the Underdog. Много лет спустя, в 2018 году, Сколер загорелся идеей записать альбом из произведений, исполнявшихся Мингусом, и поделился своей мечтой с саксофонистом Уолтером Смитом III. Последний согласился продюсировать проект и в этом качестве проявил настоящие чудеса. Только посмотрите на состав участников записи, посмотрите каких звезд ему удалось собрать: за фортепьяно Кенни Бэррон, на басу – Крисчен МакБрайд, на трубе играет Николас Пейтон, за ударными – Джонатан Блейк, в одном из треков поет несравненная Джазмейя Хорн, а кроме того был приглашен еще и отменный струнный квартет. Но и это еще не все. Когда была подготовлена программа, Уолтер пригласил для написания аранжировок не менее блистательных мастеров – Дарси Джеймса Аргью, Эмброуза Акинмузира и Фабиана Альмазана. Им была предоставлена абсолютная творческая свобода в работе. К августу 2021 года все было готово, и весь состав участников проекта за два дня записал эту программу.
Результат – перед вами, и оценить большую работу столь яркой команды может каждый, кто услышит Living in Sound: The Music of Charles Mingus. Меня этот результат подкупил с первого же трека, потому что начался альбом с моей любимой пьесы Мингуса (и в этом я не одинок) Goodbye Pork Pie Hat. Великолепно звучит кларнет Сколера в этой вещи, и струнные достойно поддерживают элегически-торжественную атмосферу композиции в аранжировке Альмазана. В Peggy’s Blue Skylight очень хороши Бэррон и, особенно, МакБрайд, которому пришлось выступать как бы в роли самого Мингуса. Он же вместе со Сколером и струнными украсил Duke Ellington’s Sound of Love, пьесу, которую Мингус посвятил своему любимому джазовому композитору. Композицию 1971 года Remember Rockefeller at Attica Мингус, часто откликавшийся на различные события американский жизни, написал по горячим следам бунта заключенных в тюрьме Аттика и поведению губернатора штата Нью-Йорк Нельсона Рокфеллера в этой связи. Труба Николаса Пейтона и кларнет Харри Сколера мастерски передают нервную и тревожную атмосферу этой пьесы. В Moves Пейтон и Хорн демонстрируют эффектный дуэт трубы и человеческого голоса, а в Invisible Lady очень хорош многоопытный Бэррон. Заканчивается альбом пьесой самого Сколера Underdog, которая выглядит, как подпись автора под его трудом.
Альбом мощный, и я не удивлюсь, если мы увидим его среди номинантов на премию Грэмми, а может быть, он принесет своим создателям и сам Золотой граммофончик.
Грузинское хоровое пение, полифония мужских голосов – это чудо. В данном случае, это не художественное преувеличение автора этих строк, а констатация. Такого вида музыкального искусства нет ни у одного из соседних народов – ни у закавказских соседей ...
Австралиец Гидеон Франкель живет в Мельбурне. Он весьма успешный композитор и продюсер, автор многих коммерческих саундтреков. И еще он большой любитель музыки, обладатель, среди прочего, целой коллекции винтажных электрических клавишных ...
Мне довелось писать о многих работах петербургского музыканта Ильи Белорукова, как изданных его лейблом Intonema, так и другими фирмами. Признаюсь искренне: ничего подобного A Fluteophone In The Forest до сих пор слушать не доводилось. Положим, ...
Впервые встречаясь с творчеством петербургского коллектива Imaginary Friends Orchestra, естественно, начал прочесывать Сеть, стремясь узнать о нем побольше. Выяснил немного, но то, что узнал, позволяет сравнить эту группу с Протеем. Был такой в ...
Пианистка из Нью-Йорка Кэрол Либовиц неоднократно гостила на нашем сайте со своими альбомами, причем разными – тут были и дуэтные проекты (чаще всего), и трио, и квартеты (с проектом To Be Continued). Объединяла их стилистика: получившая ...
Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и ...
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...