Stefano Travaglini / Achille Succi - Book of Innocence
18.11.2022
В дискографии итальянского пианиста и композитора Стефано Травальини вместе с альбомом Book of Innocence насчитывается пять работ. С четырьмя из них можно познакомиться на нашем сайте. Забавно, что два альбома – это сольные проекты Стефано, а два других – дуэты. В 2019 году мы писали о The Long Line, дуэте двух пианистов, Стефано Травальини и Массимилиано Коклита, на сей раз представляем дуэт Травальини с духовиком Акиле Суччи, играющим на бас-кларнете и альт-саксофоне. В предыдущих обзорах работ Травальини можно найти информацию о его творческом пути, поэтому сейчас – несколько слов о его партнере. Опытный музыкант, уроженец Модены, недавно перешагнувший полувековой юбилей, Акиле хорошо известен и собственными работами, и сотрудничеством со многими известными американскими и европейскими джазменами, среди которых Ури Кейн, Джорджо Гаслини, Пьер Дерге. Любопытно, что Суччи – музыкант-самоучка, что по нынешним временам, особенно в Европе, большая редкость. Дуэт Травальини и Суччи, как мне кажется, был интересен обоим музыкантам, так как сочетание фортепьяно с саксофоном или бас-кларнетом в дуэтах встречается не слишком часто.
Программу Book of Innocence составили сочинения Травальини и один кавер: Travels Пэта Мэтини. Говоря в предыдущих обзорах о музыке Травальини, я не раз отмечал, что его язык, и в заранее сочиненных вещах, и в импровизациях, в равной степени близок и современному джазу, и камерной академической музыке. Альбомы Травальини требуют внимательного, сосредоточенного прослушивания, и, как мне кажется, в этой связи особенно интересны людям с интеллектуальным складом ума. В случае с Book of Innocence интеллектуалы, думаю, будут особенно довольны: как нигде ранее, здесь, насколько это возможно для музыкального проекта, музыка связана с другими видами искусств, особенно с живописью и литературой.
Начнем с того, что обложку альбома украшает репродукция Tactile memory 144, работы известной современной художницы американо-испанского происхождения Наташи Зупан. Открывает же программу композиция Rothko, посвященная знаменитому мастеру абстрактного экспрессионизма Марку Ротко. На мой взгляд, игра Стефано и Акиле в этой пьесе максимально близка к абстракциям этого художника. А далее следует экскурс в литературу – в Bauci фортепьяно и бас-кларнет исполняют музыку, которую навеяла Стефано книга его соотечественника Итало Кальвино «Невидимые города». И здесь, и в других треках, диалог музыкантов построен на равноправной основе – то фортепьяно ведет за собой саксофон или бас-кларнет, то, наоборот, духовой инструмент предлагает свою линию развития темы, которую партнер обыгрывает с видимым удовольствием. Для меня классическим образцом такого диалога стала композиция Polymorph. Не знаю, названа она в честь мифологического существа, способного принимать разные формы, или по названию вполне реального термопластика, используемого в том числе и в скульптуре, но в этой шестиминутной пьесе музыканты отлично демонстрируют и высокое мастерство, и характерную для них манеру диалога. А самой длинным треком альбома стал финальный, давший название всему альбому. Он вызывает устойчивые ассоциации с работой Анри Матисса The Red Studio, где маэстро разместил на полотне живописное изображение целого ряда артефактов из своих предыдущих творений. В том же ключе Травальини наполнил Book of Innocence цитатами из шести своих более коротких пьес. Получилось очень интересно – и это относится как к композиции Book of Innocence, так и к альбому в целом!
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...
Уроженец Берлина, барабанщик Клеменс Грассман проделал путь характерный для многих европейских и азиатских музыкантов, посвятивших себя джазу. На родине, в Германии, он закончил престижную Высшую школу музыки имени Карла-Марии фон Вебера, а осенью ...
Если кто-то думает, что бразильский джаз – это всего лишь слегка оджазованные ритмы самбы или босса-новы, то он ошибается. Да, бразильский джаз бывает и таким, но он может говорить со слушателем и весьма современным, сложным языком, лишенным ...
В 2003 году лейбл MoonJune Records выпустил свой четвертый релиз, альбом группы TriPod с одноименным названием. То было трио, возглавляемое басистом Клинтом Баром. Почти двадцать лет спустя Леонардо Павкович и его MoonJune Records вновь выпускают ...