Три года назад я впервые услышал музыку петербургской группы Roz Vitalis – то был концертный альбом Great Expectations Live. С тех пор удалось познакомиться с ее творчеством подробнее, благо основатель и лидер коллектива Иван Розмаинский регулярно присылает на сайт дискографические новинки Roz Vitalis. Это также записи различных концертов группы. В этом смысле не стал исключением и новый альбом 20 Years – Alive and Well, но, тем не менее, это альбом особенный, юбилейный.
Roz Vitalis отсчитывает свою историю с 2001 года. Последние 13 лет этот коллектив, возникший поначалу как авторский проект пианиста и композитора Ивана Розмаинского, существует на регулярной основе, как постоянно выступающий ансамбль в стиле прог-рок, состав которого варьировался в разные годы, но последнее время утвердился в формате квинтета. Альбом 20 Years – Alive and Well увековечил концерт, который Roz Vitalis дал в Петербурге 27 ноября 2021 года в честь своего двадцатилетия.
Что ж, судя по альбому, праздник удался во всех отношениях. В тот вечер на сцену поднялся не только нынешний Roz Vitalis в полном составе (на обложке альбома мы видим всех пятерых, бас-гитариста Руслана Кириллова, флейтиста Владислава Коротких, клавишника Ивана Розмаинского, гитариста Владимира Семенова-Тян-Шанского и ударника Евгения Трефилова, в коллективном портрете), но и имеющие непосредственное отношение к юбилею гости. Перкуссионист Юрий Хомоненко играл в группе в 2011-2013 годах. Существенно больший «партийный стаж» у ударника Филиппа Семенова, работавшего с Roz Vitalis в 2008-2018 годах – возможно, поэтому он, сменив за ударными Трефилова, отыграл в тот вечер целый блок из пяти композиций. А вот кларнетист Андрей Стефинов впервые выступил на этом концерте с Roz Vitalis, но зато он плотно сотрудничает с лидером группы в других проектах Розмаинского, например,Fair Wind Pleases. Альбом с весьма солидным объемом звучания в 80 минут наверняка порадует тех поклонников группы, кто не попал на тот юбилейный концерт. Ну и, наконец, о программе. Что же предложили публике музыканты в тот вечер?
На мой вкус (а прослушав ранее уже три альбома группы, могу в какой-то степени считать себя знакомым с ее репертуаром), программа оказалась сбалансированной и хорошо продуманной. Условно я бы разделил семнадцать вошедших в альбом композиций на три группы. Одна – это композиции со студийных альбомов группы. Некоторые из них входили затем в альбомы концертные, некоторые нет. Больше всего треков, целых четыре, составили пьесы из альбома The Hidden Man of the Heart. Некоторые из них, например, Thou Shalt Tread Upon the Lion and Adder или Annihilator of Moral Hazard доводилось ранее слышать (на Great Expectations Live), некоторые стали для меня новыми. Знакомые вещи потому и запомнились, что произвели сильное впечатление ранее, а теперь только порадовали новыми оттенками звучания.Вторая группа – пьесы, которые исполнялись только в концертных вариантах. Тут, на мой вкус, украшением всего альбома стала стартовая Daybreaking (с одноименного концертника 2020 года), мощью и энергетикой задавшая настроение всему концерту. Запомнилась и еще одна деталь. Как и ранее, основу саунда группы составляет сочетание игры клавишных, гитары и флейты, но на этом концерте к ним прибавился и кларнет Стефинова, да еще, как мне показалось, Иван Розмаинский особенно часто уводил прог-рок Roz Vitalis в восемнадцатый век звучанием клавесина (в Walking, Escaping from Myself). И тут надо отдельно остановиться на третьей группе: в ней всего две пьесы, исполненные вообще впервые: Recovery и For My Love They Are My Adversaries (тоже с клавесином). Очень небольшие по времени звучания, они оставили у меня чувство, что музыканты показали лишь некие эскизы, рабочие версии будущих больших полотен. Возможно, это лишь подсознательное сожаление, что все кончилось так быстро. Но, может быть, эти пьесы намечают пути, по которым Roz Vitalis, ярчайший представитель российского прог-рока, собирается двигаться на своем третьем десятке? Ответит на эти вопросы только будущее, а пока можно обстоятельно посмаковать музыку группы на ее юбилейном концерте.
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...
28-летний мультиинструменталист Джон Ли родился в Южной Корее, в столичном Сеуле. Увлечение джазом привело его в Бостон, в знаменитую кузницу джазовых кадров Беркли. После окончания колледжа в 2016 году Ли перебрался в Канаду, осел на тихоокеанском ...
В принципе, название альбома много говорит о его содержании само по себе: да, здесь есть и госпел, и джаз, и классика, все, что любит создатель этой работы Джон Пол МакДжи. Имя это, скорее всего, не слишком знакомо нашим читателям, поэтому для ...
Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его проекта Манфред Айхер, ничего не изобретали, размышляя над названием альбома, второго авторского для Джона на ECM Records . Действительно, если на обложке стоит имя John Scofield , то любому ...
Много лет замечательный гитарист Джон Стейн пользуется высоким авторитетом и уважением у коллег и любителей джаза. По его творческим интересам Стейна почитают прямым наследником Веса Монтгомери, Джима Холла, Кенни Баррелла и Гранта Грина. Много лет ...
Шахматы, как известно, соединяют в себе искусство, спорт и науку. Многие известные шахматисты были не чужды и других видов искусств, в том числе музыки. Гроссмейстер Тайманов был первоклассным пианистом академического стиля, а, скажем, чемпион мира ...
Впервые слушал очень интересного бразильского трубача из Рио-де-Жанейро Жозе Ариматея (он известен и как Ари, а если просто перевести его имя и фамилию на русский, то получим евангельского персонажа Иосифа Аримафейского – так что, возможно, и это ...
Море бочек, пустых стальных бочек из-под бензина, оставшихся на побережье карибского острова Тринидад после окончания Второй мировой войны и свертывания имевшей там место быть военной базы, привело к появлению нового музыкального инструмента ...
Если вы устали от зимы, от непрекращающейся пандемии или у вас просто не слишком хорошее настроение, канадский ансамбль JoyRide своим одноименным альбомом, который увидит свет 18 февраля, должен вам помочь. Это чрезвычайно жизнерадостная и весьма ...
Чуть более года назад мне довелось рецензировать Squint (2021), альбом, которым американский гитарист Джулиан Лаж начал свое сотрудничество с Blue Note Records. Альбом понравился, понравился и гитарист, которого услышал впервые. Пытаясь передать ...