И название альбома, и его обложка с фотографиями животных и текстом «Музыка, посвященная сохранению исчезающих видов» говорят сами за себя. Но ошибется тот, кто подумает, что Брайан Ландрус на своем одиннадцатом авторском альбоме решил просто поэксплуатировать беспроигрышную экологическую тему. С раннего детства этот уроженец штата Невада и нынешний обитатель Бруклина любит животных. Для Брайана это не абстрактная любовь. Вегетарианец с 12 лет и веган в настоящее время, он много лет тесно сотрудничает с организациями, занимающимися охраной природы и борьбой за сохранение редких видов. Все доходы от продажи альбома он передает организации Save the Elephants, защищающей будущее африканских слонов. Пятнадцать сочиненных им композиций альбома Red List посвящены тринадцати редким и исчезающим видам животных. Как пишет Ландрус в liner notes альбома, «Я исследую судьбу многих исчезающих видов на нашей планете. У меня разрывается сердце, оттого, что сейчас на Земле осталось только восемь вакит (это испанское название редчайшего эндемика – калифорнийской морской свиньи – Л.А.), 67 яванских носорогов и менее 850 горных горилл. Распространение информации об этой трагической глобальной ситуации – один из стимулов создания альбома.»
Важно, что столь острую тему поднимает музыкант яркий и талантливый. Собравший дипломы сразу нескольких престижных учебных заведений, включая Консерваторию Новой Англии в Бостоне, сам сегодня преподающий в Беркли, д-р Брайан Ландрус справедливо считается большим мастером игры на низкотоновых духовых инструментах: баритон-саксофоне, бас-кларнете, бас-саксофоне. Критики DownBeat называли его восходящей звездой по классу баритон-саксофона в 2015 году и по классу бас-кларнета в 2021 году. Ландрус – желанный партнер для многих звезд и работал он с огромным количеством ведущих мастеров современного джаза. Для работы над проектом Red List он собрал очень сильную команду партнеров, включая клавишника Джеффри Кизера, гитариста Нира Фелдера, басиста Ронни Плаксико и других. При этом отбор партнеров в данном случае был особым. Вот что по этому поводу говорит он сам: «Перед сессией я послал всем музыкантам названия композиций, сообщил, каким животным они посвящены, а также фотографии животных с информацией о каждом виде. Прежде, чем приступать к записи, мы говорили о каждом животном. Это было подлинно духовное общение, совершенно не похожее ни на одну мою прежнюю сессию звукозаписи.» И еще один фрагмент прямой речи: «Я просил их об очень интенсивной энергетике. Мне хотелось, чтобы это выглядело, как «сейчас или никогда». Вместо релаксации я стремился трансформировать опасность ситуации в нечто позитивное. Мой месседж был таков: «Давайте представим всю жестокость и критичность того, что происходит и попытаемся отразить это в музыке».
Высокий профессионализм музыкантов вкупе с такой «идеологической подготовкой» дал результат. Большой по объему звучания альбом дал возможность каждому сказать свое веское слово. В коротких пьесах-интерлюдиях Giant Panda и Mariana Dove Брайан Ландрус вдохновенно играет без аккомпанемента на бас-кларнете. Аналогичное сольное высказывание демонстрирует Лонни Плаксико на контрабасе в Only Eight. В Tigris баритон-саксофон Ландруса, альт-саксофон Джалила Шоу и гитара Фелдера столь выразительны, что, кажется, видишь нарисованный звуками портрет красивого и грозного зверя. Тяжеловесную грацию яванского носорога в другом анималистическом полотне Javan Rhino не менее эффектно передают Ландрус, Кизер и тромбонист Райан Кеберле. В The Distant Deeps лидер оперирует только флейтами, альтовой и басовой, а дополнительные краски к этой балладного плана пьесе добавляет голос Кори Кинг (она участвует и еще в двух треках).
О какой-то единой для всего альбома стилистике тут говорить не приходится. Музыкальный лексикон Ландруса не знает ограничений. Где-то вы услышите образчик модального джаза, где-то - интонации фанка или рок-музыки, еще в каких-то моментах вам будет казаться, что это чистый боп, а в Save the Elephants вы не сможете не опознать характерные звуки рэгги или даба. Честно говоря, эта пестрота мне подчас казалась даже чрезмерной. Что ж, в благородной борьбе, которую ведет Брайан Ландрус, все средства (музыкальные), видимо, хороши. Был бы эффект… Увы, глядя на то, что сегодня происходит в мире, боишься, что самое опасное животное на Земле вида homo sapiens того и гляди уничтожит всю планету вместе со всем живущим и произрастающим…
Мэттью Голомбиски, присылая к нам на сайт новые релизы своего лейбла ears&eyes Records , успел приучить к тому, что это преимущественно работы из сферы джазового авангарда или свободной импровизации. Но в данном случае в альбоме Será Niebla вас ждет ...
«Маленький биг-бэнд» - так можно перевести название ансамбля, организованного Никосом Хаджицакосом, и его альбома. Довольно точное название: в состав Tiny Big Band входит мощная духовая секция из шести музыкантов (две трубы, три саксофона, тромбон), ...
Предыдущий альбом Ноама Лемиша, освещавшийся нашим сайтом, Erlebnisse (2021) был сольным фортепьянным проектом. В нынешнем Twelve он тоже играет на фортепьяно, но прежде всего Лемиш здесь – композитор, аранжировщик и лидер камерного оркестра. Можно ...
Предыдущий альбом немецкого саксофониста и композитора Норберта Штайна, яркого представителя современного джазового авангарда, придумавшего для своей музыки специальный термин пата-музыка (по аналогии с героем французского писателя конца ХIХ века ...
Гитара в джазе – акустика или электрика? Когда-то такая постановка вопроса была актуальной. Сторонники той или иной версии ломали копья и приводили свои аргументы. Потом дискуссия поутихла. Все поняли, что, условно говоря, и Джим Холл, и Пэт Мэтини ...
Четыре года назад на наших электронных страницах мне довелось писать об альбоме трио живущего ныне в США израильско-аргентинского саксофониста Идена Барекета Night. Одним из участников этого трио был брат Идена, басист Ор Барекет. И вот теперь с ...
Как мне кажется, крупнейшие на сегодняшний день имена в латинском джазе – это Артуро О’Фэррилл и герой сегодняшнего рассказа: родившийся в Нью-Йорке сын эмигрантов из Пуэрто-Рико, пианист, композитор и бэнд-лидер, четырехкратный лауреат премии ...
И снова ковид стал толчком к появлению этого альбома. В данном случае история создания альбома Riverside довольно необычна. Риверсайд-парк – большой и красивый парк, раскинувшийся вдоль реки Гудзон в нью-йоркском районе Манхэттен. Неподалеку от ...
Абсолютно новое для меня и для наших читателей имя. Ранее не приходилось встречаться с музыкой аргентинского басиста и композитора Пабло Ланугера, а потому некоторые биографические подробности будут не лишними. Уроженец Буэнос-Айреса, получивший ...
Этот альбом привлек особое внимание. Мэттью Голомбиски, человек, прекрасно знающий джазовую сцену Аргентины, в своем письме весьма высоко оценил достоинства тенор-саксофониста Пабло Мозера, а ритм-группу, состоящую из басиста Хуана Бахона и ударника ...
Рекомендую этот альбом всем, кто хочет узнать, что такое джазовая импровизация. По отношению к альбому Summertime in Leith это понятие можно применить даже два раза. Почему? Начнем по порядку… Канадские музыканты басист Пол Новотны и пианист Роби ...
Три громких имени на обложке этого альбома. Питер Эрскин (р.1954) – знаменитый джазовый ударник, двухкратный лауреат Грэмми. Он работал с Weather Report, Хаббардом, Скофилдом, Фризеллом, Аберкромби, братьями Брекерами, Дайаной Кролл и многими ...