В четвертый раз на страницах нашего сайта появляются работы композитора и музыковеда из Нью-Йорка Уэйна Элперна, и каждая новая не похожа на предыдущую. В альбоме 2019 года Sceleton он предложил слушателям совершенно необычную по аранжировкам и инструментарию коллекцию джазовых стандартов, в следующей работе Standard Deviation (2020) в джазовой аранжировке вновь звучали стандарты, только на сей раз рок и поп-музыки – от Дилана до Майкла Джексона, наконец, в Scarab. Beatles Piano (2020) он предложил пианисту исполнить свои версии хитов Beatles. Предыдущий альбом Элперна Secular Rituals(2022), наполненный электронным минимализмом мне слушать не довелось, но знаю, что он вызвал живую реакцию у критики. Везде Элперн оставляет за собой роль композитора, предоставляя право исполнения другим музыкантам, хотя и сам является опытным пианистом. Как говорит сам Уэйн, в сфере техники его главные учителя – Бах и Моцарт, в сфере стилистики – Гайдн, Стравинский, Гершвин и Эллингтон, а в теории музыки он следует заветам австрийца Хайнриха Шенкера.
И вот новая встреча с Уэйном Элперном, не перестающим удивлять разнообразием своих работ. На сей раз им приглашен ансамбль струнных, составленный из лучших нью-йоркских мастеров: шесть скрипок, два альта, две виолончели и контрабас, во главе с концертмейстером Моникой Баушвиц. Этой команде он доверил исполнение своей новой программы The Shape of Strings, программы, которая целиком уводит вас из века ХХI в век XVIII: такую музыку могли бы сочинить Моцарт и композиторы его времени. При этом Элперн весьма серьезен: никакого подмигивания из-за кулис, никакой постмодернистской иронии в виде джазовых, роковых и каких-либо иных цитат. Элперн представляет свою музыку для струнных так, как будто бы он современник того же Моцарта или Гайдна. Три варианта Reinvention,три варианта Serenade и три Divertimento. Музыка светлая, оптимистичная, без каких-либо вторых планов, оставляющая только один вопрос, что маэстро хотел этим нам сказать. Пожалуй, ответ можно найти в высказываниях самого Элперна. Прислушаемся к Уэйну: «Мой разум стремится к поиску: я просто хочу исследовать географию собственного воображения. Я оставляю за собой право доверять себе, но и сомневаться в себе тоже. Мне нужно знать, что я имею в виду? Оригинальность — это подлинность; настоящее дороже великого. Я бросаю вызов связям между вещами, которые кажутся совместимыми, и создаю соответствия между теми, которые кажутся несовместимыми. Я гоняюсь за невыразимым дежа вю узнавания, как будто я вдруг вспомнил что-то значительное — вроде формы струн — забытое, но всем известное.»
После небольшого, во многом спонтанного, прошлогоднего альбома Union, студийного концерта, заменившего не сложившуюся живую запись на концерте, в этом году хорошо знакомая нашим постоянным читателям австрийская саксофонистка, композитор и бэнд-лидер ...
Необычный инструмент в руках Нэнси Гудинаки, американской гитаристки и вокалистки греческого происхождения, называется Moov Travel Guitar. Это портативная складная гитара, длина которой в сложенном виде не превышает 70 сантиметров. На этом ...
Название этого альбома напоминает рецепт некоего блюда с перечислением ингредиентов. Надо сказать, приготовившие его мастера точны в своих обещаниях: потребитель найдет здесь и Noir, и Dark (хотя разница между этими дефинициями столь же тонка, как и ...
Из разных стран приходят к нам релизы. География достаточно широка. Понятно, большую часть составляют работы, сделанные на родине джаза – в США. Если говорить о Южной Америке, то шире всего представлены у нас две самые крупные страны этого региона: ...
Мэттью Голомбиски, присылая к нам на сайт новые релизы своего лейбла ears&eyes Records , успел приучить к тому, что это преимущественно работы из сферы джазового авангарда или свободной импровизации. Но в данном случае в альбоме Será Niebla вас ждет ...
«Маленький биг-бэнд» - так можно перевести название ансамбля, организованного Никосом Хаджицакосом, и его альбома. Довольно точное название: в состав Tiny Big Band входит мощная духовая секция из шести музыкантов (две трубы, три саксофона, тромбон), ...
Предыдущий альбом Ноама Лемиша, освещавшийся нашим сайтом, Erlebnisse (2021) был сольным фортепьянным проектом. В нынешнем Twelve он тоже играет на фортепьяно, но прежде всего Лемиш здесь – композитор, аранжировщик и лидер камерного оркестра. Можно ...
Предыдущий альбом немецкого саксофониста и композитора Норберта Штайна, яркого представителя современного джазового авангарда, придумавшего для своей музыки специальный термин пата-музыка (по аналогии с героем французского писателя конца ХIХ века ...
Гитара в джазе – акустика или электрика? Когда-то такая постановка вопроса была актуальной. Сторонники той или иной версии ломали копья и приводили свои аргументы. Потом дискуссия поутихла. Все поняли, что, условно говоря, и Джим Холл, и Пэт Мэтини ...
Четыре года назад на наших электронных страницах мне довелось писать об альбоме трио живущего ныне в США израильско-аргентинского саксофониста Идена Барекета Night. Одним из участников этого трио был брат Идена, басист Ор Барекет. И вот теперь с ...
Как мне кажется, крупнейшие на сегодняшний день имена в латинском джазе – это Артуро О’Фэррилл и герой сегодняшнего рассказа: родившийся в Нью-Йорке сын эмигрантов из Пуэрто-Рико, пианист, композитор и бэнд-лидер, четырехкратный лауреат премии ...
И снова ковид стал толчком к появлению этого альбома. В данном случае история создания альбома Riverside довольно необычна. Риверсайд-парк – большой и красивый парк, раскинувшийся вдоль реки Гудзон в нью-йоркском районе Манхэттен. Неподалеку от ...