В четвертый раз на страницах нашего сайта появляются работы композитора и музыковеда из Нью-Йорка Уэйна Элперна, и каждая новая не похожа на предыдущую. В альбоме 2019 года Sceleton он предложил слушателям совершенно необычную по аранжировкам и инструментарию коллекцию джазовых стандартов, в следующей работе Standard Deviation (2020) в джазовой аранжировке вновь звучали стандарты, только на сей раз рок и поп-музыки – от Дилана до Майкла Джексона, наконец, в Scarab. Beatles Piano (2020) он предложил пианисту исполнить свои версии хитов Beatles. Предыдущий альбом Элперна Secular Rituals(2022), наполненный электронным минимализмом мне слушать не довелось, но знаю, что он вызвал живую реакцию у критики. Везде Элперн оставляет за собой роль композитора, предоставляя право исполнения другим музыкантам, хотя и сам является опытным пианистом. Как говорит сам Уэйн, в сфере техники его главные учителя – Бах и Моцарт, в сфере стилистики – Гайдн, Стравинский, Гершвин и Эллингтон, а в теории музыки он следует заветам австрийца Хайнриха Шенкера.
И вот новая встреча с Уэйном Элперном, не перестающим удивлять разнообразием своих работ. На сей раз им приглашен ансамбль струнных, составленный из лучших нью-йоркских мастеров: шесть скрипок, два альта, две виолончели и контрабас, во главе с концертмейстером Моникой Баушвиц. Этой команде он доверил исполнение своей новой программы The Shape of Strings, программы, которая целиком уводит вас из века ХХI в век XVIII: такую музыку могли бы сочинить Моцарт и композиторы его времени. При этом Элперн весьма серьезен: никакого подмигивания из-за кулис, никакой постмодернистской иронии в виде джазовых, роковых и каких-либо иных цитат. Элперн представляет свою музыку для струнных так, как будто бы он современник того же Моцарта или Гайдна. Три варианта Reinvention,три варианта Serenade и три Divertimento. Музыка светлая, оптимистичная, без каких-либо вторых планов, оставляющая только один вопрос, что маэстро хотел этим нам сказать. Пожалуй, ответ можно найти в высказываниях самого Элперна. Прислушаемся к Уэйну: «Мой разум стремится к поиску: я просто хочу исследовать географию собственного воображения. Я оставляю за собой право доверять себе, но и сомневаться в себе тоже. Мне нужно знать, что я имею в виду? Оригинальность — это подлинность; настоящее дороже великого. Я бросаю вызов связям между вещами, которые кажутся совместимыми, и создаю соответствия между теми, которые кажутся несовместимыми. Я гоняюсь за невыразимым дежа вю узнавания, как будто я вдруг вспомнил что-то значительное — вроде формы струн — забытое, но всем известное.»
Выдающийся джазовый харпер Хендрик Меркенс свой седьмой альбом на лейбле Zoho Music под названием Samba Jazz Odyssey записал с одним из лучших европейских джазовых биг-бэндов, оркестром Западногерманского радио в Кельне под управлением американского ...
Знакомство с этим альбомом и с этим коллективом стоит начать с небольшого историко-лингвистического экскурса. Слово «хевра» на языке иврит означает круг друзей, единомышленников, людей, объединенных одной целью. Без изменений попало оно и в идиш, а ...
Грузинское хоровое пение, полифония мужских голосов – это чудо. В данном случае, это не художественное преувеличение автора этих строк, а констатация. Такого вида музыкального искусства нет ни у одного из соседних народов – ни у закавказских соседей ...
Австралиец Гидеон Франкель живет в Мельбурне. Он весьма успешный композитор и продюсер, автор многих коммерческих саундтреков. И еще он большой любитель музыки, обладатель, среди прочего, целой коллекции винтажных электрических клавишных ...
Мне довелось писать о многих работах петербургского музыканта Ильи Белорукова, как изданных его лейблом Intonema, так и другими фирмами. Признаюсь искренне: ничего подобного A Fluteophone In The Forest до сих пор слушать не доводилось. Положим, ...
Впервые встречаясь с творчеством петербургского коллектива Imaginary Friends Orchestra, естественно, начал прочесывать Сеть, стремясь узнать о нем побольше. Выяснил немного, но то, что узнал, позволяет сравнить эту группу с Протеем. Был такой в ...
Пианистка из Нью-Йорка Кэрол Либовиц неоднократно гостила на нашем сайте со своими альбомами, причем разными – тут были и дуэтные проекты (чаще всего), и трио, и квартеты (с проектом To Be Continued). Объединяла их стилистика: получившая ...
Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и ...
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...