В четвертый раз на страницах нашего сайта появляются работы композитора и музыковеда из Нью-Йорка Уэйна Элперна, и каждая новая не похожа на предыдущую. В альбоме 2019 года Sceleton он предложил слушателям совершенно необычную по аранжировкам и инструментарию коллекцию джазовых стандартов, в следующей работе Standard Deviation (2020) в джазовой аранжировке вновь звучали стандарты, только на сей раз рок и поп-музыки – от Дилана до Майкла Джексона, наконец, в Scarab. Beatles Piano (2020) он предложил пианисту исполнить свои версии хитов Beatles. Предыдущий альбом Элперна Secular Rituals(2022), наполненный электронным минимализмом мне слушать не довелось, но знаю, что он вызвал живую реакцию у критики. Везде Элперн оставляет за собой роль композитора, предоставляя право исполнения другим музыкантам, хотя и сам является опытным пианистом. Как говорит сам Уэйн, в сфере техники его главные учителя – Бах и Моцарт, в сфере стилистики – Гайдн, Стравинский, Гершвин и Эллингтон, а в теории музыки он следует заветам австрийца Хайнриха Шенкера.
И вот новая встреча с Уэйном Элперном, не перестающим удивлять разнообразием своих работ. На сей раз им приглашен ансамбль струнных, составленный из лучших нью-йоркских мастеров: шесть скрипок, два альта, две виолончели и контрабас, во главе с концертмейстером Моникой Баушвиц. Этой команде он доверил исполнение своей новой программы The Shape of Strings, программы, которая целиком уводит вас из века ХХI в век XVIII: такую музыку могли бы сочинить Моцарт и композиторы его времени. При этом Элперн весьма серьезен: никакого подмигивания из-за кулис, никакой постмодернистской иронии в виде джазовых, роковых и каких-либо иных цитат. Элперн представляет свою музыку для струнных так, как будто бы он современник того же Моцарта или Гайдна. Три варианта Reinvention,три варианта Serenade и три Divertimento. Музыка светлая, оптимистичная, без каких-либо вторых планов, оставляющая только один вопрос, что маэстро хотел этим нам сказать. Пожалуй, ответ можно найти в высказываниях самого Элперна. Прислушаемся к Уэйну: «Мой разум стремится к поиску: я просто хочу исследовать географию собственного воображения. Я оставляю за собой право доверять себе, но и сомневаться в себе тоже. Мне нужно знать, что я имею в виду? Оригинальность — это подлинность; настоящее дороже великого. Я бросаю вызов связям между вещами, которые кажутся совместимыми, и создаю соответствия между теми, которые кажутся несовместимыми. Я гоняюсь за невыразимым дежа вю узнавания, как будто я вдруг вспомнил что-то значительное — вроде формы струн — забытое, но всем известное.»
Августовский релиз лейбла 577 Records знакомит нас с In Flower, In Song, дебютным альбомом ансамбля Trio Xolo. Для этого состава In Flower, In Song действительно первый альбом, но сами участники коллектива, все трое, далеко не дебютанты. Басиста ...
Возможно, это утверждение покажется парадоксальным, но новейший альбом американского ударника и композитора Тайшона Сори Mesmerism для первого знакомства с творчеством этого уже маститого музыканта будет не лучшим выбором. Дело в том, что именно в ...
Роль италоамериканцев в развитии джаза на его родине трудно переоценить. Что там говорить, если первая грамзапись джаза была осуществлена ансамблем Original Dixieland Jass Band во главе с италоамериканцем Ником (на самом деле – Домиником) Ла Роккой! ...
С Виталием Овчинниковым, авангардным гитаристом из Санкт-Петербурга, наши читатели уже встречались в рецензии на альбом Displacements (2021). Тот проект, изданный небольшим лейблом Виталия ExtraNotes, был записан в формате квинтета. Новая работа, ...
И название ансамбля, и название его альбома вряд ли сможет «расшифровать» хотя бы один из сотни наших читателей. В переводе VRï означает что-то типа «Вверху», а название альбома можно перевести, как «Напевный шепот». Звучат они на валлийском языке, ...
На 7 января 2022 года нью-йоркский независимый лейбл 577 Records назначил релиз этого альбома. Рискну предположить, что он станет одним из самых значительных, как в каталоге лейбла, так и в творчестве одного из сильнейших трубачей современного джаза ...
С каталонским ударником Ксави Рейха, как и с его партнерами – гитаристом Душаном Евтовичем и басистом Бернатом Эрнандесом наш сайт знаком уже давно, благодаря записям с участием всех троих музыкантов на лейбле MoonJune Records. Все трое живут в ...
Пианиста, композитора и аранжировщика Ярона Гершовски можно с полным основанием считать «дуайеном» израильской джазовой диаспоры в Штатах. Как водится, успешно начав джазовую карьеру на родине, он затем отправился учиться в Беркли, блестяще закончил ...
После учебы в Hochschule für Musik und Tanz в Кельне российский саксофонист и композитор Ярослав Лихачев продолжил жить и работать в Германии. В 2015 году он создал в Кельне квартет и в 2020 году положил начало дискографии Yaroslav Likhachev ...
Седовласый пианист, композитор и аранжировщик из Монреаля Ив Левейе уже не первый десяток лет является заметной фигурой на джазовой сцене Квебека. На счету Ива немало престижных наград, девять альбомов в дискографии, гастроли в США. Европе, Китае, ...
Похоже, на фри-джазовом небосклоне восходит новая звезда. Прослушав альбом саксофонистки Зо Эмба O Life, O Light, я даже не хочу пытаться подобрать более скромный термин. Но – обо всем по порядку. Американка Зо Эмба – с Юга, она родилась в городе ...
Уроженка Нигерии Абиола едина в трех лицах: она актриса, певица и танцовщица. Ее путь начался с Классического Гарлемского театра в Нью-Йорке, а сегодня она путешествует по сценам четырех континентов. И будь то Азия, Африка или Латинская Америка – ...