После учебы в Hochschule für Musik und Tanz в Кельне российский саксофонист и композитор Ярослав Лихачев продолжил жить и работать в Германии. В 2015 году он создал в Кельне квартет и в 2020 году положил начало дискографии Yaroslav Likhachev Quartet, выпустив альбом Crumbling. Наш сайт писал об этой работе, текст, в котором есть и подробности биографии Ярослава, легко обнаружить на сайте с помощью поисковика, так что можно сразу поговорить о его новой работе, которая называется Occasional Sketches («Случайные зарисовки») и выпущена португальским лейблом Clean Feed Records.
Сразу можно сказать, что состав квартета за два года никаких изменений не претерпел, и музыку Ярослава вместе с ним по-прежнему исполняют пианист Яннис Анфт, басист Конрад Нолль и ударник Мориц Баранчик. Но это, пожалуй, единственное, что осталось неизменным по сравнению с дебютным альбомом, сама же музыка изменилась довольно существенно. Ярослав Лихачев в письме автору этих строк осторожно назвал Occasional Sketches «более экспериментальным». На мой взгляд, автор музыки решительно отдрейфовал от пост-бопа в сторону джаза свободной формы. Затрудняюсь сказать, какая часть музыки была сочинена заранее, а какая стала плодом импровизации всех участников квартета, но даже «алеаторическое» название альбома говорит о смещении акцентов в сторону импровизации. В характерной для многих представителей авангарда манере Лихачев ушел от конкретных названий пьес, дал простор фантазии слушателя, обозначив композиции просто номерами типа «O.S. # 3» и лишь одна получила название «pre O.S.». Правда, почему в программе альбома эти «случайные зарисовки» выстроены не по порядку номеров, а в соответствии с какой-то иной логикой (или опять-таки алеаторически), я так и не понял. Впрочем, это не столь важно.
Первый трек, как раз тот самый O.S. # 3, представляется очень характерным примером джаза свободной формы от квартета Лихачева. Многие последующие пьесы будут решены в том же ключе, но вот второй трек, O.S. # 4, показался мне наоборот, наиболее приближенным по своей идиоматике, с последовательными соло саксофона, ударных и фортепьяно, к пост-боповой традиции. Надо сказать, что в альбоме слышишь именно квартет, а не саксофониста (Ярослав играет здесь на двух типах саксофонов, теноре и сопрано) с аккомпанементом. Так, в O.S. # 6 именно партнеры Лихачева «рулят» довольно долго, и лишь ближе к финалу композиции к ним подключается саксофон. Как мне показалось, в Occasional Sketches Ярослав предоставил коллегам по квартету больше свободы для самовыражения, чем в Crumbling. А самое сильное впечатление произвел седьмой трек (O.S. # 1), где после басового интро фортепьяно и саксофон ведут прямо-таки искрометный диалог. По-моему техническое мастерство Ярослава Лихачева, как саксофониста, наиболее ярко воплотилось именно здесь. Ну, а альбом в целом порадовал переменами. Помните, когда-то у группы Wings Пола МакКартни был альбом под названием Band On The Run, что можно перевести, как «Бэнд в движении»? Вот и квартет Лихачева, судя по Occasional Sketches, тоже в движении, нет стагнации, есть поиск новых выразительных средств, обогащение музыкального языка, улучшение взаимопонимания музыкантов. И это здорово!
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...