После учебы в Hochschule für Musik und Tanz в Кельне российский саксофонист и композитор Ярослав Лихачев продолжил жить и работать в Германии. В 2015 году он создал в Кельне квартет и в 2020 году положил начало дискографии Yaroslav Likhachev Quartet, выпустив альбом Crumbling. Наш сайт писал об этой работе, текст, в котором есть и подробности биографии Ярослава, легко обнаружить на сайте с помощью поисковика, так что можно сразу поговорить о его новой работе, которая называется Occasional Sketches («Случайные зарисовки») и выпущена португальским лейблом Clean Feed Records.
Сразу можно сказать, что состав квартета за два года никаких изменений не претерпел, и музыку Ярослава вместе с ним по-прежнему исполняют пианист Яннис Анфт, басист Конрад Нолль и ударник Мориц Баранчик. Но это, пожалуй, единственное, что осталось неизменным по сравнению с дебютным альбомом, сама же музыка изменилась довольно существенно. Ярослав Лихачев в письме автору этих строк осторожно назвал Occasional Sketches «более экспериментальным». На мой взгляд, автор музыки решительно отдрейфовал от пост-бопа в сторону джаза свободной формы. Затрудняюсь сказать, какая часть музыки была сочинена заранее, а какая стала плодом импровизации всех участников квартета, но даже «алеаторическое» название альбома говорит о смещении акцентов в сторону импровизации. В характерной для многих представителей авангарда манере Лихачев ушел от конкретных названий пьес, дал простор фантазии слушателя, обозначив композиции просто номерами типа «O.S. # 3» и лишь одна получила название «pre O.S.». Правда, почему в программе альбома эти «случайные зарисовки» выстроены не по порядку номеров, а в соответствии с какой-то иной логикой (или опять-таки алеаторически), я так и не понял. Впрочем, это не столь важно.
Первый трек, как раз тот самый O.S. # 3, представляется очень характерным примером джаза свободной формы от квартета Лихачева. Многие последующие пьесы будут решены в том же ключе, но вот второй трек, O.S. # 4, показался мне наоборот, наиболее приближенным по своей идиоматике, с последовательными соло саксофона, ударных и фортепьяно, к пост-боповой традиции. Надо сказать, что в альбоме слышишь именно квартет, а не саксофониста (Ярослав играет здесь на двух типах саксофонов, теноре и сопрано) с аккомпанементом. Так, в O.S. # 6 именно партнеры Лихачева «рулят» довольно долго, и лишь ближе к финалу композиции к ним подключается саксофон. Как мне показалось, в Occasional Sketches Ярослав предоставил коллегам по квартету больше свободы для самовыражения, чем в Crumbling. А самое сильное впечатление произвел седьмой трек (O.S. # 1), где после басового интро фортепьяно и саксофон ведут прямо-таки искрометный диалог. По-моему техническое мастерство Ярослава Лихачева, как саксофониста, наиболее ярко воплотилось именно здесь. Ну, а альбом в целом порадовал переменами. Помните, когда-то у группы Wings Пола МакКартни был альбом под названием Band On The Run, что можно перевести, как «Бэнд в движении»? Вот и квартет Лихачева, судя по Occasional Sketches, тоже в движении, нет стагнации, есть поиск новых выразительных средств, обогащение музыкального языка, улучшение взаимопонимания музыкантов. И это здорово!
Абсолютно новое для меня и для наших читателей имя. Ранее не приходилось встречаться с музыкой аргентинского басиста и композитора Пабло Ланугера, а потому некоторые биографические подробности будут не лишними. Уроженец Буэнос-Айреса, получивший ...
Этот альбом привлек особое внимание. Мэттью Голомбиски, человек, прекрасно знающий джазовую сцену Аргентины, в своем письме весьма высоко оценил достоинства тенор-саксофониста Пабло Мозера, а ритм-группу, состоящую из басиста Хуана Бахона и ударника ...
Рекомендую этот альбом всем, кто хочет узнать, что такое джазовая импровизация. По отношению к альбому Summertime in Leith это понятие можно применить даже два раза. Почему? Начнем по порядку… Канадские музыканты басист Пол Новотны и пианист Роби ...
Три громких имени на обложке этого альбома. Питер Эрскин (р.1954) – знаменитый джазовый ударник, двухкратный лауреат Грэмми. Он работал с Weather Report, Хаббардом, Скофилдом, Фризеллом, Аберкромби, братьями Брекерами, Дайаной Кролл и многими ...
Первое, что видишь, знакомясь с новым альбомом, - это обложка. Обложка Plantas Horribles мне понравилась. А когда я узнал, кто ее автор, то зауважал Камиллу Неббия еще больше. С этой талантливой аргентинской саксофонисткой наши читатели могли ...
Pretzil Stex, название джазового квартета, записавшего альбом Garden Variety, вы раньше вряд ли слышали. Но если обратиться к его составу, то имя одного из музыкантов должно быть знакомо постоянным читателям нашего сайта. Это саксофонист и флейтист ...
Уже в тексте на обратной стороне обложки альбома ансамбль из Торонто Queen Kong признается в творческом родстве с работами Джона Зорна в проектах Masada и Bar Kokhba и издававшихся в серии «Радикальная еврейская культура» на его лейбле Tzadik, а ...
Очень необычное имя исполнительницы, не правда ли? Радха Ботофасина – певица и арфистка американо-кубинского происхождения, но первый муж ее матери был французом с малагасийскими корнями, потому и Дорис Ботофасина, и ее дочь Радха носят такую ...
Слово «румба» знакомо многим. Большинство понимает под ним бальный танец, входящий в программу международных соревнований, вплоть до чемпионатов мира, в категории «латиноамериканский танец». Но для кубинцев, особенно темнокожих жителей Гаваны начала ...
Товар – лицом! Что ж, с такими лицами на обложке альбома «товар» Nonesuch Records под названием LongGone наверняка вызовет живой интерес у любителей джаза. Джошуа Редмэн, Брэд Мелдау, Крисчен МакБрайд, Брайан Блэйд – «молодые львы» 90-х годов, когда ...
Басист из Монреаля Реми-Жан ЛеБлан вышел на профессиональную сцену в 2005 году. До того он, конечно, увлекался музыкой, рос в 90-е годы на гранж-роке, а в студенческие годы в основном слушал современный джаз. Соученик по университету убедил ...
Полный тезка знаменитого генерала-конфедерата времен Гражданской войны в США, басист, композитор и бэнд-лидер с корейскими корнями Роберт Ли живет и работает в Торонто. В свое время он начинал с игры на скрипке, но затем перешел на контрабас. ...