После учебы в Hochschule für Musik und Tanz в Кельне российский саксофонист и композитор Ярослав Лихачев продолжил жить и работать в Германии. В 2015 году он создал в Кельне квартет и в 2020 году положил начало дискографии Yaroslav Likhachev Quartet, выпустив альбом Crumbling. Наш сайт писал об этой работе, текст, в котором есть и подробности биографии Ярослава, легко обнаружить на сайте с помощью поисковика, так что можно сразу поговорить о его новой работе, которая называется Occasional Sketches («Случайные зарисовки») и выпущена португальским лейблом Clean Feed Records.
Сразу можно сказать, что состав квартета за два года никаких изменений не претерпел, и музыку Ярослава вместе с ним по-прежнему исполняют пианист Яннис Анфт, басист Конрад Нолль и ударник Мориц Баранчик. Но это, пожалуй, единственное, что осталось неизменным по сравнению с дебютным альбомом, сама же музыка изменилась довольно существенно. Ярослав Лихачев в письме автору этих строк осторожно назвал Occasional Sketches «более экспериментальным». На мой взгляд, автор музыки решительно отдрейфовал от пост-бопа в сторону джаза свободной формы. Затрудняюсь сказать, какая часть музыки была сочинена заранее, а какая стала плодом импровизации всех участников квартета, но даже «алеаторическое» название альбома говорит о смещении акцентов в сторону импровизации. В характерной для многих представителей авангарда манере Лихачев ушел от конкретных названий пьес, дал простор фантазии слушателя, обозначив композиции просто номерами типа «O.S. # 3» и лишь одна получила название «pre O.S.». Правда, почему в программе альбома эти «случайные зарисовки» выстроены не по порядку номеров, а в соответствии с какой-то иной логикой (или опять-таки алеаторически), я так и не понял. Впрочем, это не столь важно.
Первый трек, как раз тот самый O.S. # 3, представляется очень характерным примером джаза свободной формы от квартета Лихачева. Многие последующие пьесы будут решены в том же ключе, но вот второй трек, O.S. # 4, показался мне наоборот, наиболее приближенным по своей идиоматике, с последовательными соло саксофона, ударных и фортепьяно, к пост-боповой традиции. Надо сказать, что в альбоме слышишь именно квартет, а не саксофониста (Ярослав играет здесь на двух типах саксофонов, теноре и сопрано) с аккомпанементом. Так, в O.S. # 6 именно партнеры Лихачева «рулят» довольно долго, и лишь ближе к финалу композиции к ним подключается саксофон. Как мне показалось, в Occasional Sketches Ярослав предоставил коллегам по квартету больше свободы для самовыражения, чем в Crumbling. А самое сильное впечатление произвел седьмой трек (O.S. # 1), где после басового интро фортепьяно и саксофон ведут прямо-таки искрометный диалог. По-моему техническое мастерство Ярослава Лихачева, как саксофониста, наиболее ярко воплотилось именно здесь. Ну, а альбом в целом порадовал переменами. Помните, когда-то у группы Wings Пола МакКартни был альбом под названием Band On The Run, что можно перевести, как «Бэнд в движении»? Вот и квартет Лихачева, судя по Occasional Sketches, тоже в движении, нет стагнации, есть поиск новых выразительных средств, обогащение музыкального языка, улучшение взаимопонимания музыкантов. И это здорово!
Начнем с обложки. Впечатляет! ЕСМ-овский минимализм в оформлении почти достиг апогея. Три неровные, словно процарапанные, линии на белом фоне – словно японский сад камней: глядя на них можно медитировать вплоть до погружения в транс. Но лучше все же ...
Даунтаун мьюзик, как направление, было особенно популярно в конце прошлого и начале нынешнего века. Сегодня оно не так на слуху, но герои тех лет никуда не делись – они работают, работают плодотворно и интересно и примером тому может послужить ...
Возможно, кто-то из наших посетителей счастливее меня, и ему довелось читать серию детективных романов канадской писательницы Луизы Пенни об инспекторе полиции Гамаше, действующем в вымышленном городке Three Pines (то есть «Три сосны»). На старого ...
Не так часто у нас появляются информационные поводы поговорить о словацком джазе. Новый альбом вокалистки Эстер Визнеровой Blue Journal – один из них. Визнерова родилась в музыкальной семье. Ее мама стала известна еще в Чехословакии, как автор песен ...
Почти уверен, что для большинства любителей джаза имя пианиста (и незаурядного журналиста) Итана Айверсона связано с ансамблем The Bad Plus. Именно Айверсон вместе с басистом Ридом Андерсоном и ударником Дэйвом Кингом (вместе они играли еще с 1989 ...
Два маститых джазмена, два выходца из Филадельфии, гитарист Кевин Юбенкс и пианист Оррин Эванс решили создать дуэт и записали альбом, получивший эффектно выглядящее по-английски название – EEE, то есть просто аббревиатура от полного названия дуэта ...
Добро пожаловать в Новую Англию! На сей раз новый релиз отправляет нас в самый маленький американский штат Род-Айленд и знакомит с музыкантами, достаточно известными на локальной сцене – ансамблем Evening Sky из города Провиденс. Ансамбль это ...
Немецкий саксофонист Фабиан Вильман может быть знаком нашим постоянным читателям по записям с ансамблями Minua, Monoglot и Hila Puntur, которые освещал наш сайт. Все эти интернациональные коллективы объединяет место их рождения – швейцарский город ...
Пару лет назад Джузеппе Бортоне и его агентство Zero Nove Nove уже представляли для наших читателей творчество певицы с юга Италии, из Апулии, Марии Мазотты (альбом Amoreamaro). Сегодня – новый гость от Джузеппе и тоже из Апулии: певец, композитор и ...
В отличие от самой давней группы петербуржца Ивана Розмаинского Roz Vitalis его другой проект Fair Wind Pleases сравнительно молод. И хотя Fair Wind Pleases существует только с начала 2020 года, представляемый сегодня альбом – уже четвертый в ...
2 февраля 2022 года в варшавской студии Quality Studio ансамбль Fantastic Swimmers принял дистанционное участие в фестивале Новой Музыки ECLAT, ежегодно проходящем в Штуттгарте. Исполненная в тот день программа через несколько месяцев превратилась в ...
Венгерский барабанщик и композитор Ференц Немет уже почти двадцать лет (с 2003 года) живет и работает в Нью-Йорке и за эти годы смог выстроить весьма успешную карьеру на главной джазовой сцене мира. Уж если пресса производит его в наследники Арта ...