Похоже, на фри-джазовом небосклоне восходит новая звезда. Прослушав альбом саксофонистки Зо Эмба O Life, O Light, я даже не хочу пытаться подобрать более скромный термин. Но – обо всем по порядку. Американка Зо Эмба – с Юга, она родилась в городе Кингспорт, Теннесси. Искусство игры на саксофоне она постигала, музицируя в лесу, плотно окружавшем ее дом в Аппалачских горах. Совершенствовать технику (и, если хотите, философию) игры ей помог знаменитый Дэвид Мюррей в Нью-Йорке. Она училась также в консерватории в Сан-Франциско и в Консерватории Новой Англии. В 2021 году Зо переехала в Нью-Йорк и сразу привлекла внимание местной авангардной сцены ярким и самобытным талантом, который невозможно не заметить. Фонографический дебют Эмбы состоялся уже в текущем, 2022 году. 18 марта на известном лейбле Tzadik вышел ее первый альбом O, Sun, записанный при участии Мики Томаса, Джои Бэрона и Томаса Моргана. Продюсером проекта выступил сам шеф Tzadik, легендарный Джон Зорн – этот факт говорит о многом и сам по себе. Но Зо подготовила на этот год, так сказать, «двойной удар»: в мае на 577 Records выходит еще один ее альбом, который мы вам сегодня и представляем: O Life, O Light. Близость названий двух этих работ очевидна и не случайна.
Записывался O Life, O Light в сентябре 2021 года в Нью-Йорке. Здесь партнерами Зо стали музыканты не менее известные – почти непременный участник большинства релизов 577 Records басист Уильям Паркер и ударник Франсиско Мела. Все четыре композиции альбома – авторские работы Зо Эмбы. Правда, в той стилистике джаза свободной формы, которую исповедует Зо, предварительно сочиненная музыка – это только основа для импровизации – будь то студия или концерт, тем более с такими партнерами. Начинается альбом сразу с самой, на мой вкус, ударной вещи – тринадцати минутной пьесы Mother's Hymn, где Зо предстает во всей красе. Сначала создается впечатление, что ее тенор-саксофон просто дышит, дышит достаточно ровно и легко, но, по мере развития пьесы, он уже начинает говорить, кричать, стремится что-то очень важное доказать нам, слушателям, и делает это чертовски убедительно. Затем его звучание начинает походить на плач или стон, причем, эти рыдания идут остинато, совсем, как у ребенка, который на одной ноте устраивает маме истерику. В конце концов ребенок от этого устает – так и здесь Паркер и Мела дают передохнуть своему лидеру, чтобы ее тенор-саксофон вновь заговорил в полный голос к финалу. Титульная пьеса O Life, O Light выглядит не столь драматичной, хотя и здесь тенор-саксофон с упорством опытного альпиниста забирается в далекие высоты, но контрабас и ударные поддерживают его значительно активнее, чем в стартовой пьесе. Mountains in the Predawn Light начинается с короткого интро Мелы, а сама Зо Эмба, отложив тенор-саксофон, здесь играет на флейте. Наверное, это самая гармоничная пьеса в плане взаимодействия всх трех участников записи, ведущих очень насыщенный и креативный диалог. Финальная бонусная композиция Satya продолжительностью звучания всего полторы минуты – это своеобразный автограф, который оставляют Зо, Уильям и Франсиско всем своим слушателям в конце записи.
Подчеркивая потрясающую экспрессию и эмоциональную глубину игры Зо Эмбы, пресс-релиз от 577 Records сравнивает ее с Элбертом Эйлером. Удачное сравнение. Кто знает, может быть Зо станет реинкарнацией Эйлера в ХХI веке? Ее старт, во всяком случае, более, чем впечатляет, а Vol. 1 в названии альбома дарит надежду на новые встречи…
Выдающийся джазовый харпер Хендрик Меркенс свой седьмой альбом на лейбле Zoho Music под названием Samba Jazz Odyssey записал с одним из лучших европейских джазовых биг-бэндов, оркестром Западногерманского радио в Кельне под управлением американского ...
Знакомство с этим альбомом и с этим коллективом стоит начать с небольшого историко-лингвистического экскурса. Слово «хевра» на языке иврит означает круг друзей, единомышленников, людей, объединенных одной целью. Без изменений попало оно и в идиш, а ...
Грузинское хоровое пение, полифония мужских голосов – это чудо. В данном случае, это не художественное преувеличение автора этих строк, а констатация. Такого вида музыкального искусства нет ни у одного из соседних народов – ни у закавказских соседей ...
Австралиец Гидеон Франкель живет в Мельбурне. Он весьма успешный композитор и продюсер, автор многих коммерческих саундтреков. И еще он большой любитель музыки, обладатель, среди прочего, целой коллекции винтажных электрических клавишных ...
Мне довелось писать о многих работах петербургского музыканта Ильи Белорукова, как изданных его лейблом Intonema, так и другими фирмами. Признаюсь искренне: ничего подобного A Fluteophone In The Forest до сих пор слушать не доводилось. Положим, ...
Впервые встречаясь с творчеством петербургского коллектива Imaginary Friends Orchestra, естественно, начал прочесывать Сеть, стремясь узнать о нем побольше. Выяснил немного, но то, что узнал, позволяет сравнить эту группу с Протеем. Был такой в ...
Пианистка из Нью-Йорка Кэрол Либовиц неоднократно гостила на нашем сайте со своими альбомами, причем разными – тут были и дуэтные проекты (чаще всего), и трио, и квартеты (с проектом To Be Continued). Объединяла их стилистика: получившая ...
Начиная с 2018 года, это уже четвертая для меня и для нашего сайта встреча с музыкой пианиста и композитора из Тольятти Ивана Соболева, и в каждой новой работе он предстает в каком-то новом облике, что уже само по себе говорит о динамизме и ...
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...