Похоже, на фри-джазовом небосклоне восходит новая звезда. Прослушав альбом саксофонистки Зо Эмба O Life, O Light, я даже не хочу пытаться подобрать более скромный термин. Но – обо всем по порядку. Американка Зо Эмба – с Юга, она родилась в городе Кингспорт, Теннесси. Искусство игры на саксофоне она постигала, музицируя в лесу, плотно окружавшем ее дом в Аппалачских горах. Совершенствовать технику (и, если хотите, философию) игры ей помог знаменитый Дэвид Мюррей в Нью-Йорке. Она училась также в консерватории в Сан-Франциско и в Консерватории Новой Англии. В 2021 году Зо переехала в Нью-Йорк и сразу привлекла внимание местной авангардной сцены ярким и самобытным талантом, который невозможно не заметить. Фонографический дебют Эмбы состоялся уже в текущем, 2022 году. 18 марта на известном лейбле Tzadik вышел ее первый альбом O, Sun, записанный при участии Мики Томаса, Джои Бэрона и Томаса Моргана. Продюсером проекта выступил сам шеф Tzadik, легендарный Джон Зорн – этот факт говорит о многом и сам по себе. Но Зо подготовила на этот год, так сказать, «двойной удар»: в мае на 577 Records выходит еще один ее альбом, который мы вам сегодня и представляем: O Life, O Light. Близость названий двух этих работ очевидна и не случайна.
Записывался O Life, O Light в сентябре 2021 года в Нью-Йорке. Здесь партнерами Зо стали музыканты не менее известные – почти непременный участник большинства релизов 577 Records басист Уильям Паркер и ударник Франсиско Мела. Все четыре композиции альбома – авторские работы Зо Эмбы. Правда, в той стилистике джаза свободной формы, которую исповедует Зо, предварительно сочиненная музыка – это только основа для импровизации – будь то студия или концерт, тем более с такими партнерами. Начинается альбом сразу с самой, на мой вкус, ударной вещи – тринадцати минутной пьесы Mother's Hymn, где Зо предстает во всей красе. Сначала создается впечатление, что ее тенор-саксофон просто дышит, дышит достаточно ровно и легко, но, по мере развития пьесы, он уже начинает говорить, кричать, стремится что-то очень важное доказать нам, слушателям, и делает это чертовски убедительно. Затем его звучание начинает походить на плач или стон, причем, эти рыдания идут остинато, совсем, как у ребенка, который на одной ноте устраивает маме истерику. В конце концов ребенок от этого устает – так и здесь Паркер и Мела дают передохнуть своему лидеру, чтобы ее тенор-саксофон вновь заговорил в полный голос к финалу. Титульная пьеса O Life, O Light выглядит не столь драматичной, хотя и здесь тенор-саксофон с упорством опытного альпиниста забирается в далекие высоты, но контрабас и ударные поддерживают его значительно активнее, чем в стартовой пьесе. Mountains in the Predawn Light начинается с короткого интро Мелы, а сама Зо Эмба, отложив тенор-саксофон, здесь играет на флейте. Наверное, это самая гармоничная пьеса в плане взаимодействия всх трех участников записи, ведущих очень насыщенный и креативный диалог. Финальная бонусная композиция Satya продолжительностью звучания всего полторы минуты – это своеобразный автограф, который оставляют Зо, Уильям и Франсиско всем своим слушателям в конце записи.
Подчеркивая потрясающую экспрессию и эмоциональную глубину игры Зо Эмбы, пресс-релиз от 577 Records сравнивает ее с Элбертом Эйлером. Удачное сравнение. Кто знает, может быть Зо станет реинкарнацией Эйлера в ХХI веке? Ее старт, во всяком случае, более, чем впечатляет, а Vol. 1 в названии альбома дарит надежду на новые встречи…
Конечно же, не стоит переводить с английского название этого коллектива, как «Л-лебедь». Переводить вообще не надо: название SSWAN – это просто аббревиатура имен участников проекта, который они назвали Invisibility is an Unnatural Disaster. Это ...
Музыкант-мультиинструменталист и композитор Юсеф Латиф (урожденный Уильям Эммануэль Хэдлстоун, 1920-2013), несомненно, оставил яркий след в истории джаза. Основными его инструментами были тенор-саксофон (на котором он начал играть под влиянием ...
В дискографии итальянского пианиста и композитора Стефано Травальини вместе с альбомом Book of Innocence насчитывается пять работ. С четырьмя из них можно познакомиться на нашем сайте. Забавно, что два альбома – это сольные проекты Стефано, а два ...
Известный пианист, композитор и аранжировщик Стивен Файфке, обычно работающий с большими составами, и не менее известный трубач Биджон Уотсон, играющий, как правило, в биг-бэндах (Clayton-Hamilton Jazz Orchestra, John Daversa Progressive Big Band, ...
Из трех участников этого проекта наши читатели до сих пор имели возможность познакомиться только с пианистом Пэтом Томасом, также в записях составов импровизационной музыки, изданных бруклинским лейблом 577 Records. Шведские импровизаторы Стуре ...
Пару лет назад Susie Blue and the Lonesome Fellas впервые попали на наши электронные страницы с альбомом Bye Bye Blues и мы смогли познакомить читателей с образцовыми представителями стиля вестерн-свинг. Надо сказать, нам повезло. В обширной ...
Благодаря Дороти Эшби, Элис Колтрейн и Брэнди Янгер, арфа, инструмент, считавшийся сугубо академическим, все увереннее чувствует себя в джазе. Но этими именами список джазовых арфисток не исчерпывается. Сегодня мы знакомим вас с новым альбомом ...
С 2013 года греческий гитарист и композитор Тассос Спилиотопулос, за творчеством которого уже давно наблюдает наш сайт, живет в Швеции, однако, до сих пор с местными музыкантами он записал только один альбом In The North, и случилось это еще в 2016 ...
Терри Лин Кэррингтон – великолепный мастер игры на ударных. Она прошла большую школу, играла с Кларком Терри, Лестером Боуи, Стеном Гетцем, Херби Хэнкоком. Сегодня Кэррингтон – неоднократный лауреат премии Грэмми, ее имя постоянно фигурирует в ...
Гитарист и композитор из нью-йоркского Бруклина Энди Ротстайн окончил Ратгерский университет, где изучал музыку и компьютеры. Не знаю, как у него сейчас обстоят дела с компьютерными знаниями, но учеба музыке получила свое продолжение. Энди освоил ...
Пять лет назад семейный и творческий дуэт Джин и Маркус Бейлор, выступающие с 2013 года, как The Baylor Project, выпустили свой дебютный альбом The Journey (мы о нем писали). С тех пор карьера The Baylor Project неуклонно идет в гору. Дуэт успел ...
Еще один венок к виртуальному монументу одному из величайших гениев джаза Джону Колтрейну. На сей раз его возложил альбомом Stretching Supreme американский мультиинструменталист и композитор Дэйв Уилсон. Человек он очень разносторонний. Дэйв, ученик ...