За последние годы мне доводилось несколько раз писать на нашем сайте о проектах американского гитариста, композитора и конструктора новых типов гитар Кевина Кастнинга, что позволяет подметить некоторые закономерности. Очевидно, что Кевин любит форматы камерные – трио, а еще больше - дуэты. Шутя можно сказать, что еще он очень любит работать с венграми: его частый партнер - гитарист Шандор Сабо, а есть еще и ударник Балаш Майор. И если говорить о новом альбоме Levitation I, то в чем-то он традиционен, а с другой стороны – такого еще в творчестве Кевина Кастнинга не встречалось.
Традиционен тут формат – это опять дуэт, традиционен партнер – он хоть и давно уже американец, но родился все-таки в Венгрии. А вот дуэт с пианистом Кастнинг играет впервые в своей практике. Впрочем, предоставим слово ему самому (это цитата из liner notes к альбому): «Много лет я мечтал о проекте дуэтного альбома с пианистом. Много лет я слушал пианиста за пианистом и так и не нашел ни одного, с кем такое партнерство могло бы сработать.Временами я задавался вопросом, не напрасно ли я ищу, и чтопианиста, которого я ищу, просто не существует.И вот однажды, в 2021 году я послушал один изсольных альбомов Ласло, а затем и другиеего работы. Я связался с ним и спросил, не хочет ли он сделать совместный проект, на что он ответил согласием». Что ж, пора, наконец, представить нового партнера Кевина.
Ласло Гардони свою карьеру в качестве пианиста начинал на родине, где он закончил Консерваторию имени Белы Бартока (а заодно, кстати, и физмат Будапештского университета). Отлично владея самыми разными стилистиками, от блюза до пост-бопа, он, на разных фестивалях выступал, например, с Art Blakey’s Jazz Messengers или с Абдуллой Ибрахимом. В 1983 году, получив стипендию в Беркли, он продолжил джазовую карьеру в США. Здесь свой первый альбом Ласло выпустил уже в 1988 году, а в дальнейшем его карьера шла по нарастающей. Гардони выиграл конкурс джазовых пианистов, его сольные альбомы высоко оценили строгие критики из DownBeat, а в Беркли он сам преподает теперь искусство игры на фортепьяно.
Кевин и Ласло задумали серию из двух альбомов, почему Levitation и несет еще обозначение 1, намекая на продолжение. Шесть совместных композиций составили программу этого альбома, где Ласло играл на фортепьяно, а Кевин – на 36-струнной контр-гитаре собственного изобретения. Стилистически музыка альбома укладывается в привычное для Кастнинга поле между эмбиентом и академической музыкой, но я бы назвал этот альбом многоуровневым: все зависит от уровня восприятия. Для кого-то музыка Levitation I может показаться просто фоновой, но при более внимательном прослушивании, вы почувствуете, насколько глубокий уровень креативности демонстрируют оба мастера, насколько интересны их идеи и насколько безукоризненно они воплощены. Левитация, как известно, это парение в воздухе, преодоление гравитации без использования технических средств. Фантастика? Строго по-научному, вроде бы так. Но временами мне казалось, что саунд альбома помогает дуэту действительно воспарить над всем земным, что музыканты становятся подобны игрокам в бисер из Касталии Германа Гессе. При этом Levitation I – дуэт равных, тут нет ведущего и ведомого, партнеры стоят друг друга. Первый раз сыграв с пианистом, Кевин Кастнинг, как мне кажется, записал лучший из своих дуэтных проектов.
В ноябре 2021 года исполнилось десять лет со дня смерти видного американского джазового музыканта, барабанщика и композитора Пола Мотяна (по правилам английского языка его фамилию надо бы переводить, как Моушн, но, учитывая армянское происхождение ...
Крупнейшим мастером органных трио 60-х и 70-х годов справедливо считается Джимми Смит. Но первым, кто освоил этот формат применительно к соул-джазу был другой музыкант, Биг Джон Паттон (1935-2002), создавший свое первое трио с хэммонд-органом еще в ...
Если американский авангардный скрипач китайского происхождения Джейсон Као Хван уже известен нашим читателям по своим последним работам, то электронщик Джей Эй Дини, более известный, как Дино, появляется на наших страницах в первый и, увы, в ...
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого ...
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...
Канадскую гитаристку и вокалистку из Виннипега Джоселин Гульд ранее доводилось слышать в проектах ее земляков, пианиста Уилла Бонесса (Change of Plans, 2020, там она, правда, только пела) и саксофониста Джона Гордона (Stranger Than Fiction, 2021). ...
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...