Музыкант-мультиинструменталист и композитор Юсеф Латиф (урожденный Уильям Эммануэль Хэдлстоун, 1920-2013), несомненно, оставил яркий след в истории джаза. Основными его инструментами были тенор-саксофон (на котором он начал играть под влиянием Лестера Янга) и флейта, большим мастером игры на которой он стал. Кроме того, Юсеф Латиф (это имя он принял после присоединения к диссидентскому по отношению к традиционному исламу течению ахмадия) играл на таких редко применяемых в джазе инструментах, как гобой и фагот. Но особенно он запомнился широким введением в саунд своих групп разнообразных традиционных инструментов народов Востока – от шофара до кото. В этом смысле его можно назвать одним из предтеч world music. Творческое наследие Юсефа Латифа (а он оставил солидную дискографию) неоднократно привлекало в качестве источника вдохновения разных джазовых музыкантов. Последний тому пример – альбом итальянского квинтета под руководством Стефано Конфорти под названием Different Moods с красноречивым подзаголовком «Трибьют Юсефу Латифу».
Стефано Конфорти известен на итальянской джазовой и блюзовой сцене с середины 80-х годов. Он работал в разных коллективах и сотрудничал с такими мастерами, как Романо Муссолини, Ивен Паркер, Паоло Фрезу. Его квинтет – электро-акустический ансамбль без фортепьяно. Вторым духовиком является тромбонист Дориано Маркуччи, на электрогитаре играет Тонино Моначези, на ударных – Роберто Бизелло, а басист Давид Паделла использует как контрабас, так и бас-гитару. Сам Стефано выступает в данном проекте, как мультиинструменталист, играя на теноровом и сопрановом саксофонах, флейте и, в одном треке, на гобое.
В программу альбома Different Moods вошли произведения Юсефа Латифа разных лет, а также две композиции, написанные другими авторами. Открывает альбом пьеса Латифа The golden flute, где Конфорти мастерски играет на флейте, а Маркуччи использует инструмент австралийских аборигенов диджериду. Сама же композиция представляется слушателю словно некоей восточной сказкой. Следующая композиция Metaphor выглядит политематичной: упругий свинг с лидером на сопрано-саксофоне сменяется мягкой лиричной линией, когда Стефано меняет саксофон на флейту. Темповый Yusef's mood Конфорти играет уже на теноре и стилистически эта пьеса ближе к хард-бопу. Композицию Алекса Норта Spartacus, саундтрек известного голливудского блокбастера 60-х годов, в интерпретации квинтета отличает изысканная сонористика, с эффектными партиями гобоя, сопрано-саксофона и электрогитары. Пьесу Латифа Road runner играет в среднем темпе дуэт Конфорти на тенор-саксе и Маркуччи на акустической гитаре. Вообще, темповые и медленные пьесы в программе хорошо сбалансированы. Так, между Snafu с акцентированной линией ударных и финальной Belle isle очень удачно смотрится романтичная Don't blame me с гитарной партией Моначези. Так что название альбома Different Moods выглядит совершенно оправданным, а трибьют Юсефу Латифу надо признать весьма удачным и многогранным.
Швейцарский гитарист Самуэль Мешинг впервые взял в руки инструмент в возрасте десяти лет, а музыку начал сочинять уже в двенадцать. Увлекался он в ту пору преимущественно панк-роком и рэгги. Перелом наступил, когда в руки Самуэлю попала пластинка ...
Новый, восьмой по счету и первый для лейбла Jojo Records альбом выросшего в Штатах, но родившегося в Панаме басиста Санти Дебриано во многом тематически близок к его работе Flash of the Spirit (2021), о которой мы писали в свое время. Здесь, как и ...
Певица и композитор из Нью-Йорка Сара Элизабет Чарльз – яркое явление на джазовой сцене. Это очень своеобразная артистка, которую трудно сравнить с кем-нибудь из знакомых всем громких имен. То, что она делает – это не авангард, и не мэйнстрим, она ...
Саша Берлинер – это имя, которое любителям джаза точно стоит запомнить. Юная девушка (сегодня ей только 24 года,, точнее ей исполнится 24 через два дня, 20 июня) еще два года назад, в 2020 году стала победителем в опросе критиков журнала DownВeat в ...
В прошлом году чикагского пианиста и шефа лейбла AFAR Music Ричарда Ди Джонсона посетила отличная идея. В одном альбоме он собрал трех видных альт-саксофонистов: Грега Уорда, Раджива Халима и Шерел Кэссити. Альбом получил название Altoism и имел ...
Легендарная, выдающаяся, неповторимая, не подвластная времени – любой из этих эпитетов можно поставить рядом с именем Шейлы Джордан, и он будет правдой. Она была одной из первых вокалисток бопа, она училась у Тристано и Мингуса и дружила с Паркером, ...
Shulùq – арабское название ветра сирокко, характерного гостя с юга для большинства стран Средиземноморья, который гонит к ним массы горячего воздуха из глубин Сахары. Надо признать, что двое итальянцев, алжирец и марокканка, поставившие своей ...
Пару лет назад наш сайт писал об альбоме Simeon Davis Group под названием Bah Humbug: An Absolutely Unnecessary Christmas Album (2020) – весьма любопытном и абсолютно нетрадиционном рождественском проекте. Нынче композитор и саксофонист ...
Очень симпатичный ансамбль из Торонто So Long Seven хорошо известен в Канаде, да и в Европе гастролирует довольно часто. Состав его не кажется стандартным: гитарист, банджоист, скрипач и перкуссионист. Не тривиальна и музыка So Long Seven. Группа не ...
Греческий джазовый ансамбль Spiral Trio возник в 2012 году, когда пианист Спирос Манезис, басист Арионас Гифтакис и ударник Анастасис Гулиарис впервые встретились и решили играть вместе. Тогда новорожденный коллектив еще не имел какого-то названия, ...
Конечно же, не стоит переводить с английского название этого коллектива, как «Л-лебедь». Переводить вообще не надо: название SSWAN – это просто аббревиатура имен участников проекта, который они назвали Invisibility is an Unnatural Disaster. Это ...
В дискографии итальянского пианиста и композитора Стефано Травальини вместе с альбомом Book of Innocence насчитывается пять работ. С четырьмя из них можно познакомиться на нашем сайте. Забавно, что два альбома – это сольные проекты Стефано, а два ...