Музыкант-мультиинструменталист и композитор Юсеф Латиф (урожденный Уильям Эммануэль Хэдлстоун, 1920-2013), несомненно, оставил яркий след в истории джаза. Основными его инструментами были тенор-саксофон (на котором он начал играть под влиянием Лестера Янга) и флейта, большим мастером игры на которой он стал. Кроме того, Юсеф Латиф (это имя он принял после присоединения к диссидентскому по отношению к традиционному исламу течению ахмадия) играл на таких редко применяемых в джазе инструментах, как гобой и фагот. Но особенно он запомнился широким введением в саунд своих групп разнообразных традиционных инструментов народов Востока – от шофара до кото. В этом смысле его можно назвать одним из предтеч world music. Творческое наследие Юсефа Латифа (а он оставил солидную дискографию) неоднократно привлекало в качестве источника вдохновения разных джазовых музыкантов. Последний тому пример – альбом итальянского квинтета под руководством Стефано Конфорти под названием Different Moods с красноречивым подзаголовком «Трибьют Юсефу Латифу».
Стефано Конфорти известен на итальянской джазовой и блюзовой сцене с середины 80-х годов. Он работал в разных коллективах и сотрудничал с такими мастерами, как Романо Муссолини, Ивен Паркер, Паоло Фрезу. Его квинтет – электро-акустический ансамбль без фортепьяно. Вторым духовиком является тромбонист Дориано Маркуччи, на электрогитаре играет Тонино Моначези, на ударных – Роберто Бизелло, а басист Давид Паделла использует как контрабас, так и бас-гитару. Сам Стефано выступает в данном проекте, как мультиинструменталист, играя на теноровом и сопрановом саксофонах, флейте и, в одном треке, на гобое.
В программу альбома Different Moods вошли произведения Юсефа Латифа разных лет, а также две композиции, написанные другими авторами. Открывает альбом пьеса Латифа The golden flute, где Конфорти мастерски играет на флейте, а Маркуччи использует инструмент австралийских аборигенов диджериду. Сама же композиция представляется слушателю словно некоей восточной сказкой. Следующая композиция Metaphor выглядит политематичной: упругий свинг с лидером на сопрано-саксофоне сменяется мягкой лиричной линией, когда Стефано меняет саксофон на флейту. Темповый Yusef's mood Конфорти играет уже на теноре и стилистически эта пьеса ближе к хард-бопу. Композицию Алекса Норта Spartacus, саундтрек известного голливудского блокбастера 60-х годов, в интерпретации квинтета отличает изысканная сонористика, с эффектными партиями гобоя, сопрано-саксофона и электрогитары. Пьесу Латифа Road runner играет в среднем темпе дуэт Конфорти на тенор-саксе и Маркуччи на акустической гитаре. Вообще, темповые и медленные пьесы в программе хорошо сбалансированы. Так, между Snafu с акцентированной линией ударных и финальной Belle isle очень удачно смотрится романтичная Don't blame me с гитарной партией Моначези. Так что название альбома Different Moods выглядит совершенно оправданным, а трибьют Юсефу Латифу надо признать весьма удачным и многогранным.
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...