Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» пока далеко, но странностей хватает и у него. В том, что с юных лет Кэмерон увлекался, как джазом, так и экстремальным метал-роком, ничего особенного нет, такое бывает среди джазменов, хотя и не часто. Но Грейвс оказался еще и ярым почитателем изданной анонимно в середине прошлого века в США книги The Urantia Book – причудливого переплетения мистики, эзотерики, альтернативных космогонических, религиозных и исторических теорий. По сей день «Книгу Урантии» чтут не слишком многочисленные поклонники, образовавшие своего рода квази-религиозную секту. Вот к их числу и принадлежит Кэмерон Грейвс, отзывающийся об этом фолианте так: «Это духовная книга. Она рассказывает о различных Планетарных Князьях, управляющих каждой планетой в этой солнечной системе и в других системах. Это разум планеты». Я потому уделяю столько внимания этой истории, что Urantia Book оказала огромное влияние не только на частную жизнь Грейвса, но и на его творчество. Все его работы, включая и нынешний альбом Live from the Seven Spheres, связаны с идеями, почерпнутыми из этой книги.
Имя Грейвса получило известность, благодаря участию в лос-анджелесской группе The West Coast Get Down с Камаси Вашигтоном и метал-группе Wicked Wisdom Джады Пинкетт-Смит. Но уже в 2017 году Кэмерон выпускает свой первый альбом Planetary Prince (да-да, в честь того самого Планетарного Князя, управляющего Землей, фигурирующей в его библии под псевдонимом Урантия), а затем, в 2021 году, альбом Seven. Нынешний Live from the Seven Spheres – это концертник, в котором Грейвс и его коллеги по квартету (гитарист Колин Кук, басист Макс Герл и ударник Майк Митчелл) исполняют композиции из первых двух альбомов. Впрочем, сам Кэмерон придает новой работе особое значение: «Это третья часть Троицы. Всегда есть «Семь» и всегда есть «Троица». Во всех галактиках Вселенной, все подчинено Троице, состоящей из Мысли, Любви и Действия. Planetary Prince был Мыслью. Seven был Любовью. Live from the Seven Spheres – это Действие, демонстрирующее Вселенной нашу мощь». М-да, кажется, у покойного Сан Ра есть достойный наследник…
Но оставим в покое «идейную» сторону и обратимся к музыке Кэмерона Грейвса. Сам он называет свою музыку «трэш джаз», но если повнимательнее вслушаться в коктейль из трэш-метал, пост-бопа и полиритмии с легким оттенком афро-кубинских и индийских структурных элементов, то мы с определенным удивлением обнаружим талантливую и весьма убедительную инверсию джаз-рока 70-х: музыки Return To Forever, Mahavishnu Orchestra и Weather Report. И пусть громокипящим извержениям звука в музыке Грейвса и его коллег не хватает элегантности Кориа, глубины МакЛафлина и технической изощренности Завинула с Шортером, но родство его музыки со славными предшественниками очевидно. Одним из первых это уловил легендарный басист Стенли Кларк из первого состава Return To Forever, очень высоко оценивший музыкальные идеи Грейвса и его технику игры. Грейвс и Митчелл играют также в ансамбле Кларка, Грейвс участвовал и в записи одного из последних альбомов Кларка.
Программу же собственного альбома Грейвс построил своеобразно. Четыре из семи треков – это короткие трехминутки, где превалируют металлическая жесткость и напор. Мощный энергетический импульс музыка Live from the Seven Spheres вам, несомненно, обеспечит за счет Red, The Life Carriers и других пьес этой группы. Промежуточные позиции по объему занимают семиминутная Sons of Creation и одиннадцатиминутная Planetary Prince. Вот тут уже у вас появится время перевести дух и по достоинству оценить технику Грейвса на клавишах и гитарную работу Кука. В Planetary Prince вы, возможно, заметите те самые ориентальные оттенки, о которых говорилось выше. Ну, и, наконец, Джомолунгмой в этой программе высится пьеса The End of Corporatism на 23 минуты звучания. Вот тут уже «оттянулись по полной» все музыканты квартета, даже Митчелл разразился продолжительным соло, а Грейвс в своих импровизациях обнаружит и неожиданную тонкость чувств, и явно неплохое знание академической музыки. Вот такой он, этот странный парень Кэмерон Грейвс. Стоит познакомиться. Это неординарный музыкант на сегодняшней джазовой сцене.
Так сложилось, что современный джазовый мэйнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал проект JazzPhil и его альбом ...
Джереми Роуз – весьма заметная фигура на сцене джазовой и импровизационной музыки в Австралии. Саксофонист и композитор, он является участником целого ряда проектов на родине, гастролировал по Австралии и Европе с такими музыкантами, как Лайонел ...
Каждый из участников этого проекта – весьма интересная личность. Джессика Павоне играет на скрипке, альте и сочиняет музыку преимущественно авангардного толка по отношению, как к джазу, так и к академической музыке. Если учесть, что она ...
29 мая 1913 года в Париже с треском провалилась премьера балета «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, с хореографией Вацлава Нижинского и декорациями Николая Рериха. Зрители «Театра на Елисейских полях» не приняли вызывающую новизну этого ...
The Heart Wants, второй альбом британской вокалистки Джо Хэрроп – отличный повод для знакомства. Джо родом с северо-востока Англии, росла в семье, далекой от музыки и ее вкусы формировались на пластинках Нины Симон, Билли Холидэй и Арьеты Фрэнклин, ...
Канадскую гитаристку и вокалистку из Виннипега Джоселин Гульд ранее доводилось слышать в проектах ее земляков, пианиста Уилла Бонесса (Change of Plans, 2020, там она, правда, только пела) и саксофониста Джона Гордона (Stranger Than Fiction, 2021). ...
Басист, композитор и аранжировщик Джо Поликастро родился в Цинцинатти, здесь получил бакалавра музыки в местном университете, но вот магистром Джо стал уже в Чикаго, и именно с Городом Ветров, после недолгой работы в Германии, связаны основные этапы ...
С легкой руки Виктора Шкловского выражение «гамбургский счет» стало в русском языке крылатым. Таким гамбургским счетом в джазе можно считать результаты ежегодных опросов критиков журнала DownBeat и также ежегодно вручаемых наград американской ...
Новый образчик европейского новоджазового творчества (или, если угодно, искусства свободной импровизации). Я называю его именно европейским, потому что американский тенор-саксофонист Джон Дайкмен – экспат, уже давно живущий в Нидерландах и больше ...
28-летний мультиинструменталист Джон Ли родился в Южной Корее, в столичном Сеуле. Увлечение джазом привело его в Бостон, в знаменитую кузницу джазовых кадров Беркли. После окончания колледжа в 2016 году Ли перебрался в Канаду, осел на тихоокеанском ...
В принципе, название альбома много говорит о его содержании само по себе: да, здесь есть и госпел, и джаз, и классика, все, что любит создатель этой работы Джон Пол МакДжи. Имя это, скорее всего, не слишком знакомо нашим читателям, поэтому для ...
Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его проекта Манфред Айхер, ничего не изобретали, размышляя над названием альбома, второго авторского для Джона на ECM Records . Действительно, если на обложке стоит имя John Scofield , то любому ...