Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» пока далеко, но странностей хватает и у него. В том, что с юных лет Кэмерон увлекался, как джазом, так и экстремальным метал-роком, ничего особенного нет, такое бывает среди джазменов, хотя и не часто. Но Грейвс оказался еще и ярым почитателем изданной анонимно в середине прошлого века в США книги The Urantia Book – причудливого переплетения мистики, эзотерики, альтернативных космогонических, религиозных и исторических теорий. По сей день «Книгу Урантии» чтут не слишком многочисленные поклонники, образовавшие своего рода квази-религиозную секту. Вот к их числу и принадлежит Кэмерон Грейвс, отзывающийся об этом фолианте так: «Это духовная книга. Она рассказывает о различных Планетарных Князьях, управляющих каждой планетой в этой солнечной системе и в других системах. Это разум планеты». Я потому уделяю столько внимания этой истории, что Urantia Book оказала огромное влияние не только на частную жизнь Грейвса, но и на его творчество. Все его работы, включая и нынешний альбом Live from the Seven Spheres, связаны с идеями, почерпнутыми из этой книги.
Имя Грейвса получило известность, благодаря участию в лос-анджелесской группе The West Coast Get Down с Камаси Вашигтоном и метал-группе Wicked Wisdom Джады Пинкетт-Смит. Но уже в 2017 году Кэмерон выпускает свой первый альбом Planetary Prince (да-да, в честь того самого Планетарного Князя, управляющего Землей, фигурирующей в его библии под псевдонимом Урантия), а затем, в 2021 году, альбом Seven. Нынешний Live from the Seven Spheres – это концертник, в котором Грейвс и его коллеги по квартету (гитарист Колин Кук, басист Макс Герл и ударник Майк Митчелл) исполняют композиции из первых двух альбомов. Впрочем, сам Кэмерон придает новой работе особое значение: «Это третья часть Троицы. Всегда есть «Семь» и всегда есть «Троица». Во всех галактиках Вселенной, все подчинено Троице, состоящей из Мысли, Любви и Действия. Planetary Prince был Мыслью. Seven был Любовью. Live from the Seven Spheres – это Действие, демонстрирующее Вселенной нашу мощь». М-да, кажется, у покойного Сан Ра есть достойный наследник…
Но оставим в покое «идейную» сторону и обратимся к музыке Кэмерона Грейвса. Сам он называет свою музыку «трэш джаз», но если повнимательнее вслушаться в коктейль из трэш-метал, пост-бопа и полиритмии с легким оттенком афро-кубинских и индийских структурных элементов, то мы с определенным удивлением обнаружим талантливую и весьма убедительную инверсию джаз-рока 70-х: музыки Return To Forever, Mahavishnu Orchestra и Weather Report. И пусть громокипящим извержениям звука в музыке Грейвса и его коллег не хватает элегантности Кориа, глубины МакЛафлина и технической изощренности Завинула с Шортером, но родство его музыки со славными предшественниками очевидно. Одним из первых это уловил легендарный басист Стенли Кларк из первого состава Return To Forever, очень высоко оценивший музыкальные идеи Грейвса и его технику игры. Грейвс и Митчелл играют также в ансамбле Кларка, Грейвс участвовал и в записи одного из последних альбомов Кларка.
Программу же собственного альбома Грейвс построил своеобразно. Четыре из семи треков – это короткие трехминутки, где превалируют металлическая жесткость и напор. Мощный энергетический импульс музыка Live from the Seven Spheres вам, несомненно, обеспечит за счет Red, The Life Carriers и других пьес этой группы. Промежуточные позиции по объему занимают семиминутная Sons of Creation и одиннадцатиминутная Planetary Prince. Вот тут уже у вас появится время перевести дух и по достоинству оценить технику Грейвса на клавишах и гитарную работу Кука. В Planetary Prince вы, возможно, заметите те самые ориентальные оттенки, о которых говорилось выше. Ну, и, наконец, Джомолунгмой в этой программе высится пьеса The End of Corporatism на 23 минуты звучания. Вот тут уже «оттянулись по полной» все музыканты квартета, даже Митчелл разразился продолжительным соло, а Грейвс в своих импровизациях обнаружит и неожиданную тонкость чувств, и явно неплохое знание академической музыки. Вот такой он, этот странный парень Кэмерон Грейвс. Стоит познакомиться. Это неординарный музыкант на сегодняшней джазовой сцене.
В отличие от самой давней группы петербуржца Ивана Розмаинского Roz Vitalis его другой проект Fair Wind Pleases сравнительно молод. И хотя Fair Wind Pleases существует только с начала 2020 года, представляемый сегодня альбом – уже четвертый в ...
2 февраля 2022 года в варшавской студии Quality Studio ансамбль Fantastic Swimmers принял дистанционное участие в фестивале Новой Музыки ECLAT, ежегодно проходящем в Штуттгарте. Исполненная в тот день программа через несколько месяцев превратилась в ...
Венгерский барабанщик и композитор Ференц Немет уже почти двадцать лет (с 2003 года) живет и работает в Нью-Йорке и за эти годы смог выстроить весьма успешную карьеру на главной джазовой сцене мира. Уж если пресса производит его в наследники Арта ...
Retratos – седьмой по счету альбом в дискографии аргентинского гитариста Франсиско Слипого, а для нашего сайта – первая встреча с его творчеством. Слипой – известный не только у себя в стране джазовый музыкант из Буэнос-Айреса, ряд его работ ...
Пятая для меня встреча с творчеством камерунского музыканта и композитора Фрэнка Бийонга. Все обзоры предыдущих его работ можно найти на нашем сайте, воспользовавшись окошком «поиск» на титульной странице. И я даже рекомендовал бы это сделать. ...
Изданный в самом конце 2022 года альбом Black Holes Are Hard To Find Франк Пауль Шуберт, Казухиса Учихаши и Клаус Кугель записали в сентябре 2021 года в Берлине, а в апреле 2022 года трио Шуберт / Учихаши / Кугель впервые появилось перед зрителями ...
Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Херша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепьяно – это словно ЛеБрон Джеймс ...
Вот и новая встреча со «Свободными радикалами» из Хьюстона, Техас. Free Radicals – это не просто музыкальный ансамбль, это социально-политико-музыкальный коллектив, и каждая составляющая в этом странном определении важна. Основан этот коллектив еще ...
Новое имя для нашего сайта, первая встреча с творчеством аргентинского гитариста и композитора из Мар-дель-Платы Гастона де ла Круза. Он родился в 1988 году, закончил консерваторию имени Мануэля де Фальи, а сейчас сам преподает музыку в родном ...
Понятие «world music» порой сильно девальвируется не слишком разборчивыми музыкантами. Некоторым кажется, что, взяв пару уроков и овладев началами техники игры на арабском уде, индийском ситаре или японском сямисене, они уже становятся мастерами ...
Джеральд Клейтон – достойный представитель почтенной джазовой династии. Его отец, басист Джон Клейтон, лауреат Грэмми, возглавлял вместе с братом, саксофонистом Джеффом Клейтоном и ударником Джеффом Хэмилтоном весьма успешный биг-бэнд ...
Рассказ об этом альбоме надо начать с одного из предыдущих альбомов Гонсало Рубалькабы. Живущий уже четверть века в Майами выдающийся кубинский джазовый пианист задумал серию из трех альбомов фортепьянных трио. Первый из них был записан в 2018 году ...