Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» пока далеко, но странностей хватает и у него. В том, что с юных лет Кэмерон увлекался, как джазом, так и экстремальным метал-роком, ничего особенного нет, такое бывает среди джазменов, хотя и не часто. Но Грейвс оказался еще и ярым почитателем изданной анонимно в середине прошлого века в США книги The Urantia Book – причудливого переплетения мистики, эзотерики, альтернативных космогонических, религиозных и исторических теорий. По сей день «Книгу Урантии» чтут не слишком многочисленные поклонники, образовавшие своего рода квази-религиозную секту. Вот к их числу и принадлежит Кэмерон Грейвс, отзывающийся об этом фолианте так: «Это духовная книга. Она рассказывает о различных Планетарных Князьях, управляющих каждой планетой в этой солнечной системе и в других системах. Это разум планеты». Я потому уделяю столько внимания этой истории, что Urantia Book оказала огромное влияние не только на частную жизнь Грейвса, но и на его творчество. Все его работы, включая и нынешний альбом Live from the Seven Spheres, связаны с идеями, почерпнутыми из этой книги.
Имя Грейвса получило известность, благодаря участию в лос-анджелесской группе The West Coast Get Down с Камаси Вашигтоном и метал-группе Wicked Wisdom Джады Пинкетт-Смит. Но уже в 2017 году Кэмерон выпускает свой первый альбом Planetary Prince (да-да, в честь того самого Планетарного Князя, управляющего Землей, фигурирующей в его библии под псевдонимом Урантия), а затем, в 2021 году, альбом Seven. Нынешний Live from the Seven Spheres – это концертник, в котором Грейвс и его коллеги по квартету (гитарист Колин Кук, басист Макс Герл и ударник Майк Митчелл) исполняют композиции из первых двух альбомов. Впрочем, сам Кэмерон придает новой работе особое значение: «Это третья часть Троицы. Всегда есть «Семь» и всегда есть «Троица». Во всех галактиках Вселенной, все подчинено Троице, состоящей из Мысли, Любви и Действия. Planetary Prince был Мыслью. Seven был Любовью. Live from the Seven Spheres – это Действие, демонстрирующее Вселенной нашу мощь». М-да, кажется, у покойного Сан Ра есть достойный наследник…
Но оставим в покое «идейную» сторону и обратимся к музыке Кэмерона Грейвса. Сам он называет свою музыку «трэш джаз», но если повнимательнее вслушаться в коктейль из трэш-метал, пост-бопа и полиритмии с легким оттенком афро-кубинских и индийских структурных элементов, то мы с определенным удивлением обнаружим талантливую и весьма убедительную инверсию джаз-рока 70-х: музыки Return To Forever, Mahavishnu Orchestra и Weather Report. И пусть громокипящим извержениям звука в музыке Грейвса и его коллег не хватает элегантности Кориа, глубины МакЛафлина и технической изощренности Завинула с Шортером, но родство его музыки со славными предшественниками очевидно. Одним из первых это уловил легендарный басист Стенли Кларк из первого состава Return To Forever, очень высоко оценивший музыкальные идеи Грейвса и его технику игры. Грейвс и Митчелл играют также в ансамбле Кларка, Грейвс участвовал и в записи одного из последних альбомов Кларка.
Программу же собственного альбома Грейвс построил своеобразно. Четыре из семи треков – это короткие трехминутки, где превалируют металлическая жесткость и напор. Мощный энергетический импульс музыка Live from the Seven Spheres вам, несомненно, обеспечит за счет Red, The Life Carriers и других пьес этой группы. Промежуточные позиции по объему занимают семиминутная Sons of Creation и одиннадцатиминутная Planetary Prince. Вот тут уже у вас появится время перевести дух и по достоинству оценить технику Грейвса на клавишах и гитарную работу Кука. В Planetary Prince вы, возможно, заметите те самые ориентальные оттенки, о которых говорилось выше. Ну, и, наконец, Джомолунгмой в этой программе высится пьеса The End of Corporatism на 23 минуты звучания. Вот тут уже «оттянулись по полной» все музыканты квартета, даже Митчелл разразился продолжительным соло, а Грейвс в своих импровизациях обнаружит и неожиданную тонкость чувств, и явно неплохое знание академической музыки. Вот такой он, этот странный парень Кэмерон Грейвс. Стоит познакомиться. Это неординарный музыкант на сегодняшней джазовой сцене.
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...
Лично для меня этот альбом представлял особый интерес. Дело в том, что два десятилетия назад мне довелось рецензировать для «Jazz-Квадрата» два первых альбома молодой тогда и недавно перебравшейся из Чили в Штаты вокалистки Клаудии Акунья: Wind From ...
Свой новый, шестой по счету, альбом Don’t Know ансамбль Claudio Scolari Project записывал в декабре 2021 года в неизменном составе: отец и сын Сколари плюс братья Кавалька. В отличие от предыдущего альбома Cosmology новый проект не носит ...
Уроженец Берлина, барабанщик Клеменс Грассман проделал путь характерный для многих европейских и азиатских музыкантов, посвятивших себя джазу. На родине, в Германии, он закончил престижную Высшую школу музыки имени Карла-Марии фон Вебера, а осенью ...