В 2020 году мне дважды доводилось слушать чикагского барабанщика Адама Шида. Один раз это был альбом вибрафониста Бена Цукера Fifth Season, в записи которого он участвовал, а в другой – дуэт Шида и бас-кларнетиста Джейсона Стейна Synaptic Atlas. И в том, и в другом случае это был импровизационный джаз свободной формы, и в обоих случаях игра Адама оставила очень сильное впечатление. И вот теперь я получил возможность познакомить наших читателей с альбомом Full Cycle, Thread New, записанным квинтетом во главе с Адамом Шидом. Он увидит свет в середине февраля и это удачный повод получше познакомиться с Адамом.
В письме автору этих строк Адам Шид характеризует свои интересы в музыке, как сферу импровизации и экспериментального джаза. Но это только в музыке. А помимо нее этот артист армянского происхождения увлекается и живописью, и фотографией, и поэзией. Так что, творческая натура Адама проявляется в разных областях. Но здесь мы говорим о его музыкальном проекте, где Шид выступает в трех лицах: он автор музыки, бэнд-лидер и, конечно, барабанщик. Альбом был записан на выступлении квинтета в «Констелейшн», чикагском концертном зале, который музыкант и продюсер Майк Рид открыл в 2013 году в здании бывшего театра и превратил его в Мекку преимущественно авангардных музыкантов. В марте 2021 года вместе с Шидом на сцену поднялись кларнетист Джефф Киммель, виолончелист и электронщик Ишмаэль Али, пианист Мэтт Пит и контрабасист Эндрю Скотт Янг, чтобы исполнить масштабное сочинение Адама Full Cycle, Thread New в трех частях.
Трудно дать однозначное определение этой, безусловно, очень интересной музыке. В равной степени она принадлежит, на мой взгляд, и авангардному джазу и современному академизму. Очень необычная сонористика: главные солирующие инструменты – кларнеты и виолончель. Несмотря на всю импровизационную свободу, Full Cycle, Thread New оставляет впечатление цельности, это не три разрозненные пьесы, а именно три части единого целого, правда, с весьма размытыми границами. Интересна роль автора музыки в этом альбоме. Мне показалось, что именно эта ипостась оказалась для Адама главной в проекте. В первой и, в какой-то степени, в третьей части он, как исполнитель, держится несколько в тени. В первой части на авансцену выходит Киммель, в третьей виртуозный диалог ведут Али и Пит. Самой же яркой мне показалась часть вторая, центральная, не зря она оказалась самой большой по объему. Начавшись с сочного басового вступления, музыка здесь переходит в головоломное переплетение партий виолончели, фортепьяно, кларнета, украшенное вдобавок электронными репликами. Здесь, наконец, сказал свое слово и Шид-ударник – энергичным и эффектным соло минуты на три –четыре. После него электронно-акустическому дуэту Киммеля и Али осталось лишь плавно проводить слушателя к финальной третьей части. Если вас привлекает музыка современная, креативная, непростая – постарайтесь не пропустить этот альбом.
Notes of a Native Son – так называлась давняя книга темнокожего американского писателя Джеймса Болдуина. Но и предыдущий в дискографии Кэлвина Джонсона альбом тоже носил схожее название: Native Son (2013). И вот, почти десять лет спустя, Кэлвин ...
Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвсу, до «пришельца с планеты Сатурн» ...
В виде исключения хочу представить в начале этого текста лейбл, выпустивший Lullaby For Planet Earth, молодой швейцарский лейбл, для которого этот альбом – только четвертый в каталоге. Clap Your Hands Records основали два энтузиаста джаза – ...
Давным-давно (в 1986 году) уроженка Лондона, пианистка и композитор Кэрол Нельсон перебралась в Ирландию и превратилась с тех пор в весьма заметную фигуру на местной джазовой сцене. Свое трио с участием басиста Кормака О’Брайена и ударника Доминика ...
Ветерана нью-йоркского фри-джаза, мультиинструменталиста и композитора Дэниэла Картера (р.1945) связывают давние творческие и дружеские отношения с итальянским ударником Фелерико Уги. Довольно давно мне довелось писать об альбоме Navajo Sunrise ...
Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на второе мая, первое место – Кэтрин Расселл, Send For Me. Еще две недели назад, 18 апреля, ее не было даже в первой десятке, ...
Удивительный дуэт валлийской арфистки Кэтрин Финч и сенегальца Секу Кейта, играющего на коре – западноафриканском струнном инструменте, одновременно похожем на арфу и лютню, сложился десять лет назад и стал настолько успешным, что Songlines Magazine ...
Даже если вы не большой поклонник фри-джаза, но знакомы с джазовой историей, вам не надо объяснять, кто такой Сесил Тейлор. Через четыре года после смерти самого выдающегося фри-джазового пианиста лейбл Oblivion Records выпускает уникальную ...
Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного ...
Для живущей в Нью-Йорке итальянской вокалистки Кьяры Ицци альбом Live In Bremen стал третьим в ее дискографии и вторым на известном лейбле Dot Time Records. Альбом очень камерный: это чисто дуэтный проект, где Кьяра поет под аккомпанемент фортепьяно ...
Еще один предвестник приближающихся праздников. На сей раз это альбом Christmas with Chris Ruggiero. Рождественский характер альбома подчеркнут не только его названием: из двенадцати треков, составивших его программу, только в трех случаях в ...
Певица ливанско-армянского происхождения Кристиана Карам родилась и выросла в Бейруте, но с 1998 года живет в США: сначала в Бостоне, а затем в Нью-Йорке. Сегодня она преподает в Беркли, является основателем ежегодного Ближневосточного фестиваля в ...