«Мосты в Рио» - так называется концертный альбом джазовой певицы Ирины Зубаревой, записанный в 2019 году и изданный лейблом Zoho Music летом 2021 года. На самом деле в связи с этим релизом можно говорить о целой системе гигантских по протяженности виртуальных мостов, связывающих три города нашей планеты: российский Санкт-Петербург, американский Нью-Йорк и бразильский Рио-де-Жанейро. В Санкт-Петербурге Ирина родилась, здесь она получила солидное академическое образование, здесь увлеклась джазом, выступала с такими коллективами, как Jazz StandArt и Silk Stockings Jazz, отсюда выезжала в гастрольные туры по ряду стран Европы, работала на круизных судах. Любовь к бразильской музыке тоже началась еще на берегах Невы: Ирина создала группу One Band Samba, с которой с успехом выступала на разных городских сценах.
В 2013 году Ирина Зубарева переехала в США и в настоящее время живет и работает в Нью-Йорке. Здесь она выступает в таких престижных клубах, как Iridium и Zinc bar, сотрудничает с одним из лучших джазовых харперов мира (и, кстати, тоже большим поклонником бразильской музыки) Хендриком Меркенсом, выступает в дуэте с земляком и приятелем еще по петербургским временам, хорошо знакомым читателям нашего сайта пианистом Мишей Цыгановым, с другими известными мастерами.
Концерт, ставший основой для альбома Bridges To Rio, Зубарева дала в сопровождении классического джазового фортепьянного трио, где место за фортепьяно занял ее давний партнер Миша Цыганов, а ритм-группу составили два бразильских музыканта: басист Итайгуара Брандау и ударник Порчинью. Таким русско-бразильским квартетом на американской земле Ирина и ее коллеги удивили своих зрителей (и, думаю, слушателей этого альбома) весьма необычной программой.
Название альбома начинает себя оправдывать уже с первого трека: Samba Little Samba / Show de Bola от Хендрика Меркенса. Искрящаяся позитивной энергией музыка, пронизанная истинно бразильской ритмикой. Чувствуется, что дух этой музыки очень близок Ирине, уроженка северного и чуть чопорного города, она поет свободно и раскованно, как истая кариока (так именуют себя жители Рио). Не менее впечатляюще звучит ее вокал и в других «бразильских» треках - Triste, Brigas Nunca Mais, Enredo de Meu Samba. При этом ни на секунду не забываешь, что это не просто латина, а именно латинский джаз. Этому, конечно, способствуют и партнеры, но и сама Зубарева и безупречным интонированием, и отличной техникой скэт-вокала (в Copacabana, Triste, Brigas Nunca Mais) показывает высокое мастерство именно джазовой вокалистки, как в темповых, так и в более лиричных номерах, например, Como Se Fosse.
Другая часть программы может показаться неожиданной. Я, конечно, помню, что Цыганов часто помещает в своих альбомах постбоповые джазовые интерпретации русских народных песен, но Ирина практически треть программы составила из аранжированных в духе латинского джаза популярных советских эстрадных песен (вроде Lesnoy Olen) и песен из не менее популярных советских фильмов (например, U Prirody Net Plohoy Pogody). Поет она здесь, естественно, по-русски (а всего использует в этом альбоме три языка, еще английский и португальский), но бразильский «соус» придает этим знакомым отечественному слушателю «блюдам» весьма экзотический привкус. В отдельных треках мне показалось, что Ирина жертвует в своих версиях этих песен, особенно из рязановских фильмов, глубиной содержания, но зато придает им безупречно джазовый облик, как сказал бы шахматист «выигрыш темпа при жертве качества (не в музыкальном, а именно в шахматном смысле слова)». И если безукоризненная работа Цыганова в этих треках меня не удивила, то оба бразильских музыканта показали себя в непривычном для них материале настоящими профессионалами. «Мосты в Рио» получились, и прогулка по ним может оказаться весьма приятной и в Штатах, и в Бразилии, и в России.
P.S. Небольшое уточнение от Ирины пришло после публикации этого текста. Родной город певицы - все же не Питер, а Вятка (в советские годы - Киров), а в Санкт-Петербурге она жила с 19 лет.
Обозревая не первый раз альбомы швейцарского джазового трубача Франко Амброзетти, я время от времени напоминаю нашим читателям, какого высокого мнения о нем придерживался Майлс Дэвис: ««Это единственный белый трубач, звук у которого получается, как ...
Первый в этом году блюзовый альбом в почте нашего сайта. Пришел он из Германии и представляет дуэт пианиста Франка Мушхалле и кларнетиста / саксофониста Стефана Хольстейна. Берлинец Мушхалле (р.1969) – очень опытный музыкант с более чем четверть ...
Интернациональный и даже межконтинентальный ансамбль Freedom’s Trio возник в середине прошлого десятилетия. Его составили норвежский гитарист Стейнар Ааднеквам, бразильский басист Рубем Фариас и барабанщик и певец из Мозамбика Деодато Сиквир. ...
Ансамбль из Санкт-Петербурга Fugu Quintet существует с конца 2013 года. Восемь лет – срок немалый. Но за это время дискография коллектива пополнялась очень скромно: был выпущен один сингл и один ЕР. И вот в этом году Fugu Quintet преподнес своим ...
Итальянец с венгерским именем Габор Леско (р.1974) – опытный гитарист, клавишник и композитор. Начинал он с изучения академических тайн игры на гитаре и фортепьяно в консерватории Бергамо. Потом обучение было продолжено в Будапеште, Милане, а также ...
В 30-е и 40-е годы прошлого века большой популярностью на 52-й улице Нью-Йорка пользовался секстет Джона Кирби – камерный свинговый состав, прекрасно игравший популярную музыку тех лет и даже представлявший свинговые интерпретации классической ...
Этот альбом два мастера экспериментальной музыки, швейцарец Гауденц Бадрутт и россиянин Илья Белоруков, записали в марте 2019 года на родине Гауденца, в городе Биле, а также в Женеве. Выпущен же альбом лейблом Ильи Intonema Records 23 ноября 2021 ...
Имя гитариста Джорджа Нацоса впервые появилось на наших электронных страницах в 2020 году. Он участвовал в записи и был со-продюсером альбома Capturing Clouds американо-израильской вокалистки Тамуз Ниссим, который мне довелось рецензировать. Тогда я ...
История этого проекта весьма драматична. Альбом, задуманный, как трибьют сына - отцу, известного барабанщика и бэнд-лидера «Молотильщика» Джерри Джибса – 96-летнему легендарному Терри Джибсу, игравшему с Бенни Гудменом, Чарли Паркером, Артом Блэки, ...
На титульной странице своего сайта греческий гитарист Гиоргос Табакис поместил фотографию, запечатлившую его с любимым инструментом: сделанной по специальному заказу мастером Георгом Беливаноглу восьмиструнной гитарой. Что и говорить, вид у этого ...
Джазовая история немыслима без трех имен с обложки этого альбома! Это самый первый и, смею думать, веский довод в пользу того, чтобы истинный любитель не прошел мимо этого релиза. Его появлением мы обязаны замечательному пианисту Гонсало Рубалькабе, ...
Каждая новая встреча с одним из лучших и уж точно самым успешным американским биг-бэндом всегда приятна. В этом году Гордон Гудвин и его Big Phat Band порадовали поклонников биг-бэндового джаза небольшим, около получаса звучания, ЕР на пять треков ...