Несколько запоздалый обзор альбома, вышедшего в 2021 году. А в году нынешнем саксофонист из канадского города Виктория, Британская Колумбия, Райан Оливер уже был отмечен Музыкальной премией Западной Канады, как номинант на титул «джазовый музыкант года». Добавим, что есть у него и номинация на Джюно, канадский эквивалент премии Грэмми. Тонкости искусства джаза Оливер постигал в Амстердаме, Торонто, Нью-Йорке. В течение 15 лет он выступал с известной канадской группой Shuffle Demons, элегантно соединявшей фри-джаз с хип-хопом. В своем новом, третьем по счету в личной дискографии альбоме Райан также обратился к соединению разных музыкальных стихий: характерного джазового звучания со струнными, куда более привычными в академической музыке. Правда, в истории джаза такие эксперименты уже давно не новость, и требуется немало креативности, чтобы сказать нечто новое в таком симбиозе. Мне кажется, Райану Оливеру это удалось.
На одну чашу весов он положил классическое джазовое фортепьянное трио, пригласив к участию в проекте очень известных в Канаде музыкантов – пианиста Берни Сененски, басиста Нила Свейнсона и ударника Терри Кларка. На другую был брошен большой струнный ансамбль из двенадцати человек: восемь скрипок, два альта и две виолончели. Заметим, чаще джазмены приглашают менее масштабные коллективы, обычно струнные квартеты. А модератором, обеспечивающим идеальное равновесие в звучании обеих сторон, стал сам Райан Оливер, точнее голос его тенор-саксофона. Тут нельзя не назвать еще одно имя: Марк Кроуфорд. Этот человек сделал аранжировки для столь нестандартного состава восьми композиций Оливера, а также принес в проект одну собственную композицию, посвященную Астору Пьяццоле: Tango For Astor. Кроме того, в программу альбома вошел и один стандарт: пьеса Хэролда Арлена Somewhere Over The Rainbow, прославившая в свое время Джуди Гарланд композиция из мюзикла «Волшебник страны Оз».
Собственные композиции Оливер характеризует, как отражение людей, мест и опыта, повлиявших на его жизнь и музыку. Наверное, самой дорогой для него в этой коллекции стала пьеса Blues For Josie Rose, сочиненная в честь рождения дочери. Надо отметить, что все девять композиций Райана ранее в записи не звучали, они дебютировали именно в Ryan Oliver With Strings. Помимо упомянутых, хотелось бы отметить в этой коллекции такие треки, как The Ballad Of Buffalo Bill, Macbeth и эффектную финальную Walk On Up The Road. Когда в джаз приходят струнные, это порой придает музыке излишнюю слащавость, вызывающую отторжение у истых джазфэнов. Оливеру и Кроуфорду счастливо удалось избежать этого явления. Баланс ритм-группы и струнных идеален, и в этом главная заслуга Оливера бэнд-лидера, а виртуозность его техники в игре на тенор-саксофоне придала альбому особый блеск. Думаю, Райан вправе занести этот альбом к числу своих больших удач.
Продолжательница боповых традиций в вокальном джазе – так американская пресса характеризует Элишу Олгуд. Она черпает вдохновение у таких певиц, как Дайна Вашингтон, Кармен МакРей, Билли Холидей, Эбби Линкольн. Особенно тепло о ней пишут в Чикаго – ...
Известная в Канаде джазовая пианистка и композитор Аманда Тософф представляет уже шестой в своей персональной дискографии альбом, выпускаемый вслед за весьма успешным Words (2016), получившим номинацию на премию Джюно (канадский аналог Грэмми). То ...
Вы хотите заглянуть в будущее джаза? Нет, я не имею ввиду какие-то новые стилистические прорывы или авангардные изыски. Я о тех исполнителях, которые поддержат золотые традции джаза, которые идут на смену звездам наших дней, - а некоторые уже ...
Мэтью Голомбиски, предоставивший нам линк к четвертому альбому барабанщика и композитора из Буэнос-Айреса Андреса Эльштейна (р.1985), спроектировал и обложку Familia, изрядно удивившую. Семейный фотоснимок, судя по одеждам и стилю самой фотографии ...
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...
O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как ...