В 1996 году тридцатилетний уроженец Нью-Йорка Джон Гордон взял главный приз на международном конкурсе имени Телониуса Монка среди саксофонистов. Этот факт сам за себя говорит об уровне его мастерства – и сегодня он не стал ниже, судя по альбому Stranger Than Fiction. Такой выдающийся саксофонист, как Фил Вудс, называл Гордона одним из величайших альт-саксофонистов – и столь компетентному мнению можно верить. Увы, ранее мне не доводилось слушать его игру, так что встреча с музыкой Гордоном (альбом полностью состоит из его собственных сочинений) стала приятным сюрпризом.
Джон последние годы ведет джазовую программу в Университете Манитобы, расположенном в канадском городе Виннипег. Команду, приглашенную для записи Stranger Than Fiction, новейшего в его солидной дискографии альбома, Гордон составил преимущественно из своих факультетских коллег и своих же студентов, добавив к ним таких искушенных музыкантов, как пианист Оррин Эванс, тромбонист Алан Фербер и Джон Эллис, играющий на бас-кларнете. Альбом записан в формате нонета, где мощная духовая секция (труба, тромбон, тенор-саксофон, бас-кларнет и сам Гордон на альт-саксофоне в качестве главного солиста) подкреплена стандартной ритм-группой (фортепьяно, контрабас, ударные), а в отдельных треках еще и гитарой.
Музыка Джона Гордона по-хорошему традиционна. Это легко узнаваемый пост-боп в каждой из десяти пьес, отличающихся продуманной структурой, богатством тембровых красок и, разумеется, высоким мастерством исполнителей и лидера нонета в первую очередь. Гордон нигде не упивается собственными соло, как самоцелью, его игра строго ограничена логикой развития композиций. В качестве образцовых я бы назвал титульную Stranger Than Fiction, Bella и пьесу с характерным названием Modality. Джону Гордону есть чему научить своих студентов, и новый альбом – хорошее тому подтверждение.
За плечами нью-йоркского барабанщика гаитянского происхождения Эндрю Сирила – долгая и насыщенная карьера в джазе. Достаточно упомянуть, что первый альбом с его именем на обложке в качестве лидера был выпущен ровно пятьдесят лет назад: в 1971 году. ...
Норвежцы и словаки: разный исторический бэкграунд, разные языковые группы, разная культура, в том числе музыкальная. Общего очень мало. А уж если речь идет не просто о словаках, а о словацких цыганах – тем более! И тем не менее они нашли общий язык ...
Из всех бразильских джазовых музыкантов имя пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо, одного из ветеранов отечественного джаза, чаще всего появляется в наших обзорах. Практически все его работы последних лет рецензировал Jazz-Квадрат. И ...
Кочевники-скотоводы масаи – наверное, самый известный за пределами своего континента народ Восточной Африки. Именно кочевой образ жизни масаев способствует тому, что их традиционная культура в меньшей степени размывается перед натиском современной ...
Израильские джазмены – не редкие гости в нашем CD-обзоре, но почти всегда это представители обширной израильской музыкальной диаспоры в США или Европе. Пианист Ари Эрев, в отличие от них, – израильтянин, который живет и работает на родине. Впервые ...
Арсен Петросян – яркий представитель молодого поколения армянских исполнителей на дудуке, традиционном духовом инструменте, выполняем исключительно из абрикосового дерева. Его поколение ижет на смену таким мастерам, как всемирно известный Дживан ...
Армянский саксофонист Артур Григорян, судя по вехам его творческого пути, успешный и востребованный джазовый музыкант. На родине, после окончания консерватории в Ереване, он играл во многих коллективах, в том числе таких известных, как Katuner и ...
O’Фэрриллы в латинском (точнее, афро-кубинском) джазе почти столь же славная династия, что и Марсалисы в джазе афроамериканском. Начало ей положил Артуро «Чико» O’Фэррилл, сын почтенного юриста ирландских кровей из Гаваны, прославившийся, как ...
Еще один мощный альбом с логотипом MoonJune Records, вышедший из знаменитой уже каталонской студии La Casamurada. На сей раз это авторский альбом прекрасного израильско-британского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса. Основной материал ...
Маленький бумажный кораблик в безбрежном водном пространстве под угрожающе нависшими на небе тучами – это обложка альбома Worldview канадского ансамбля Avataar. Кораблик – символ, символ тяжелого положения многих и многих детей в современном мире. ...
Аюми Ишито, лидер квинтета Ayumi Ishito & The Spacemen, родилась в Японии, в городе Ишикава. В 19-летнем возрасте она начала играть на тенор-саксофоне в студенческом биг-бэнде Университета Киото. В 2007 году Аюми отправилась в Бостон для учебы в ...
Очень звучное название у этого коллектива, не правда ли, - Balamuc! Только вот значит оно в вольном переводе с румынского что-то типа «Дурдом». Основан этот «Дурдом» был в 2018 году в Лондоне, когда трое участников коллектива London Gypsy Orchestra ...